1. Отметьте пункт, не характеризующий концепцию И. Посошкова: а) ограничение прав помещиков в эксплуатации крестьян б) регламентация труда рабочих и крестьян в) первостепенная роль торговли г) противник самодержавия
Посошков — сторонник тотальной государственной регламентации производства, труда, многих сторон быта для увеличения общественного богатства. Чтобы истребить неправду, "водрузить любовь и беспечное житие народное", царь указами должен заставить всех работать, "жить бережно и ничего напрасно не тратить". Много внимания Посошков уделял положению сословий и политике государства по отношению к каждому из них. В духе эпохи петровских реформ сословное деление общества он объяснял разделением труда, причем на государство возлагается задача заставить каждое сословие работать в отведенной ему сфере. Посошков не выражает сомнений в необходимости дворянства и его привилегий, но делает упор более на обязанности, чем на права. Если, писал Посошков, дворянин "в доме своем живет и крестьянами владеет, а великому государю никакой службы не показал, то у таких бы (помещиков) людей отнимать и отдавать тем, которые его царскому величеству служат". Посошков понимал, что крестьянство — основной производительный класс России: "Крестьянское богатство — богатство царственное, а нищета крестьянская — оскудение царственное". Посошкова тревожит тяжелое положение крестьян, обремененных массой повинностей помещику и государству, беззащитных перед произволом дворянства и чиновников, нищих, безграмотных, лишенных каких-либо стимулов к труду. Но Посошков вовсе не противник крепостного права; напротив, он за его расширение. Печалясь о нищете крестьянства. Посошков писал: "Крестьянское житие скудостно ни от чего иного, только от их лености, а потом от неосмотрительности правителей и от помещичьего насилия и от их небрежения". Посошков предлагал обязать помещиков неусыпно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни недели, кроме праздничных, — на помещика ли, на себя ли, — лишь бы не "лежебочили", а своим трудом умножали богатство; в тех же целях рекомендовалось применять строгие наказания, ввести паспортную систему для пресечения побегов. Наряду с этим Посошков предлагал меры для защиты крестьянского хозяйства от разорения помещиками, от произвольных поборов, подрывающих всякие стимулы крестьян к труду. Обращая особое внимание на положение помещичьих крестьян, Посошков с тревогой писал, что помещики забирают у крестьян все, что те производят, "и тем излишеством крестьянство в нищету пригоняют, и который крестьянин станет мало посытее быть, то на него и подати прибавят" — "и тако творя, царство пустошат, потому так их обирают, что у иного и козы не оставляют". Для защиты хозяйства от окончательного разорения Посошков считал необходимым ограничить царским указом крестьянские повинности (оброк, барщину) в пользу помещика и государственной казны. Размер крестьянских повинностей должен определить специально для того созванный съезд дворян, а после этого утвердить царь. Посошков не брался предопределять этот размер. Он должен быть таким, "чтобы крестьянству было не тягостно"; главное в том, чтобы помещик не имел права требовать сверх положенного. Право царя издать указ о крестьянских повинностях Посошков обосновывает тем, что "царю паче помещиков надлежит крестьянство беречь, понеже помещики владеют ими временно, а царю они всегда вековые". Большое внимание Посошков уделял положению купечества. "Торг дело великое! ...Купечеством всякое царство богатится, а без купечества никакое не только великое, но и малое царство стоять не может. Купечество и воинству товарищ. Воинство воюет, а купечество помогает... Как душа без тела не может быть, так и воинство без купечества пробыть не может... Царство воинством расширяется, а купечеством украшается". В духе политики полицейского государства Посошков призывает царскими указами регламентировать порядок торговли, занятия промышленностью и ремеслами, определять цены на товары, стоимость самих денег, строго контролировать соблюдение царских указов. Купечество должно стать единственным торговым и промышленным сословием. Посошков — за "торг свободный", но свобода торговли им понимается очень своеобразно: не как свобода конкуренции, а как свобода от конкуренции со стороны иностранных купцов, а также всех других сословий. Торговля должна быть запрещена всем, кто не принадлежит к купечеству. Своеобразие взглядов Посошкова и в том, что обеспечение предприятий рабочей силой мыслилось им на основе крепостнической системы — он за сохранение прав купечества владеть крепостными, за насильственное приобщение к труду здоровых нищих, за использование на заводах и фабриках труда крепостных в зимнее время. Возлагая все надежды на царскую власть, Посошков был далек от мысли о всесилии царских указов: "Сколько новых статей издано, а немного в них действа, ибо всех их древностная неправда одолевает". Довольно резко порицая "обветшавшие и искаженные неправыми судьями древние уставы", Посошков предлагал "сочинить правосудную книгу с подлинным рассуждением на всякие дела". Для этого предлагалось следующее. Подготовку проекта Уложения нужно поручить собранию представителей всех сословий и чинов (по 2 — 3 от каждого), в том числе "не худо бы выбрать из крестьян, кои в старостах и сотских бывали б и во всяких нуждах перебывали, и в разуме сильнее". В проекте должны быть собраны и согласованы положения старых и новых указов. По категориям дел, не предусмотренным ни старыми, ни новыми указами, должна быть учтена практика решения таких дел. Предлагалось использовать иноземные уставы, взяв те статьи, которые "будут к нашему правлению пригодны". Подготовленный проект следует передать на обсуждение всех сословий: "Всем народом освидетельствовать самым вольным голосом, а не под принуждением". Предоставление каждому возможности свободно высказаться, пока книга не завершена, — предпосылка высокого авторитета будущего Уложения: "Того ради и дана свободность, дабы потом не жаловались на сочинителей той новосочиненной книги, для того и надлежит вольным голосом освидетельствовать". Предлагаемый порядок принятия нового Уложения, по мнению Посошкова, никак и ничем не ограничивает царской власти; как царь решит, так оно и будет; проверка проекта "многонародным советом" имеет целью лишь устранение ошибок, пробелов, более совершенное воплощение "правды"; правовую силу Уложению придаст лишь царское утверждение. Наряду с проблемой беспробельности права Посошкова тревожит проблема обеспеченности его исполнения системой гарантий. Первостепенное значение Посошков придавал не только совершенствованию содержания права, но и созданию прочного правопорядка, хотя бы и на феодально-правовой основе. Так, размер крестьянских повинностей предлагалось определить съездом дворян, решение которого будет утверждено соответствующим указом царя. Главное, по Посошкову, в том, чтобы этот указ реально исполнялся; для этого предлагалось контроль за соблюдением указа помещиком возложить на суды. Крестьянин, донесший суду, что помещик требует и берет сверх положенного указом, получает волю и 50 руб.; за недонесение о нарушении помещиком указа крестьянин будет наказан кнутом; у помещиков, уличенных в нарушении указа, отбираются крестьяне и земли: "На то смотря, и самый ядовитый помещик сократит себя, и крестьян разорять не станет". Важное место в системе обеспечения правопорядка должен занять суд. Одной из причин отсталости страны Посошков называл "закоренелую древнюю неправду", неправосудие, волокиту, взяточничество. Для наведения порядка в правосудии он предлагает уличенного во взятке судью или чиновника на первый раз подвергать штрафу, на второй раз — "за рубль по двести рублев, наказание на козле; а за третью вину либо смерть, либо в вечную работу к рудокопным делам". Поскольку произвол, взяточничество, ябедничество, высокомерие, пренебрежительное отношение к людям проистекают, как писал Посошков, из господства в суде и управлении дворян с их круговой порукой и безнаказанностью, реформа суда предполагает изменение его состава: "Лучше сначала ради установления правды в судьи посадить из низких чинов, прежде всего из приказных людей, которые в делах искусны и страх божий в себе имеют. И с ними посадить, где пристойно, и из военного (чина), которые от службы отставлены, и из купечества, у которых есть острота ума". "И тем низкородным судьям надлежит дать такое величество, чтобы они никаких лиц не боялись, кроме бога да царя, и дела бы все свои делали по новосочиненному его императорского величества указу неизменно и от своего ума бы не мудрствовали... а за нарушение новоизложенного указа — смерть". Реформа суда должна сделать его доступным всем сословиям: "Суд устроите един, каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому... И чтоб суд учинить близостный, чтоб всякому и низкочинному человеку легко было его доступать". Большое внимание Посошков уделял такой гарантии правопорядка, как обучение народа грамоте. Чиновники и сборщики податей, писал Посошков, "чинят крестьянам пакости великие, а они оспорить не могут, так как неграмотны". От произвола и беззакония особенно страдает население нерусских деревень — туда приезжают солдаты, приставы, подъячие, с указом или без указа, что хотят, то и делают, обирают нерусских крестьян, "потому что они люди безграмотные и беззаступные". Для ограничения произвола Посошков предлагал принудительно обучать крестьянских детей грамоте: "Не худо бы так учинить, чтобы не было и в малой деревне безграмотного человека". Обучать грамоте надо и нерусское население: "И у мордвы детей брать и грамоте учить отдавать, хотя бы и насильно". Совершенствование права и его гарантий Посошков считал составной частью и основой государственной политики. "Без насаждения правды нельзя и народ весь обогатить"; когда народ "обогатится", рассуждал Посошков, "вражды и обиды все истребятся", а "высокомнимые дворяне могут превратиться в кротких овчат и будут иметь любовь с простым народом". Некоторые предложения Посошкова болезненно затронули интересы господствующего дворянства. Вскоре после издания и посылки царю "Книги о скудости и богатстве" Посошков был арестован и заключен по "важному секретному государственному делу" в Петропавловскую крепость, где и скончался.
2. Отличительная черта монетаризма по сравнению с другими неоконсервативными течениями: а) модель свободной конкуренции б) ведущая роль денег в современном рыночном хозяйстве в) рациональное поведение человека г) снижение налоговых ставок Поясните свой выбор ответа Монетаризм сводит происходящие в экономике процес¬сы к деньгам. Он исходит из признания необходимости сво¬бодных ценообразования и конкуренции. Они не должны быть подвергнуты регулированию. Государство должно снижать искусственное влияние на них монополистов, предотвращать сговор производителей и т. д. Экономика признается саморе¬гулирующейся системой, функционирующей во взаимосвязи с обществом. Рынок выделяется как место пересечения всех происхо¬дящих в экономике процессов. На него должно быть оказано государственное воздействие, но не на весь, а только на фи¬нансовую составляющую – деньги. Влияние на денеж¬ную массу является инструментом, который позволяет определять все протекающие в экономике процессы. Воздействие на экономику посредством денег заключается в выпуске ценных бумаг государством, увеличении или умень¬шении объема денег и т. д. Согласно монетаризму считается целесообразным отстранение государства от управления экономикой, а его роль должна ограничиться фискальной функцией. Ярким представителем монетаризма является отмеченный Нобелевской премией М. Фридмен. Он отразил и сформиро¬вал монетаризм как школу. А. У. Филлипс – один из ведущих теоретиков монетарис¬тской школы – опроверг основное положение кейнсианской теории, состоящее в том, что возможно одновременное до¬стижение полной занятости и близкой к нулю инфляции. На основании соизмерения занятости населения и темпов инф¬ляции он вывел их взаимозависимость – кривую Филлипса. Из нее следует, что достижение полной занятости возможно только при огромных темпах роста инфляции. Задача государ¬ства состоит в том, чтобы поддерживать в относительном ра¬венстве уровень безработицы и темпы роста инфляции. Монетаризм как теория был активно использован на практ¬ике в США, Чили. Но сведение регулирования экономики только к управлению денежной массой не позволило достичь устойчивого развития экономики в отдельно взятых странах. Милтон Фридмен (1912–2006) – основатель монетаризма как экономической школы. За свои заслуги от¬мечен Нобелевской премией. Он автор таких извест¬ных работ, как «Свобода выбора», «Исследования в области количественной теории денег», «Капитализм и свобода», «Ис-тория денежной системы США», «Очерки позитивной эконо¬мики». Главное направление его исследований – это деньги, а также влияние, которое они оказывают на экономику. Он разработал так называемое денежное правило, или теорию денег. М. Фридмен исходит из того, что при целенаправлен¬ном воздействии на денежную массу можно оказывать влия¬ние на все протекающие в экономике процессы. Деньги при этом – не внешний фактор, оказывающий влияние на эконо¬мику, а внутренний. Все происходившие в экономике кризи¬сы он объясняет непродуманной финансовой политикой государства. Именно спрос на деньги всегда оказывал непос¬редственное влияние на развитие экономики. М. Фридмен выделяет такое экономическое явление, как инфляция, при¬водящая к снижению номинальной ценности денег. Она про¬исходит в результате опережающего роста денежной массы по сравнению с реальным производством. Он считал, что ин¬фляцию невозможно полностью исключить из экономики, а можно только сдерживать темпы ее развития. Воздействие на протекающие в экономике процессы посредством денежного обращения требует определенного времени – «временного лага». Поэтому, увеличивая или уменьшая объемы денежной массы, нельзя ожидать, что тут же, например, инфляция увеличится или снизится, для этого необходимо определен¬ное время. Для выдвигаемой им экономической модели су¬ществует определенное ограничение – она реализуется только в условиях свободной конкуренции и ценообразова-ния. Как известно, подобной ситуации на рынке невозможно достигнуть. М. Фридмен говорит о необходимости государственного регулирования экономики, что есть для него условие устой¬чивого и поступательного развития. Государство не должно применять всех методов для этого, а ограничиться только финансовыми. В его понимании роль государства в эконо¬мике должна быть сведена к фискальной функции – контролю объемов денежной массы. В числе главных проблем современной экономики он называет высокую степень ее регулируемости – многие естественные экономические за¬коны по этой причине не работают. Труд для него – это один из элементов экономики. Цена на него образуется в результате свободной конкуренции. М. Фридмен не считает нужной государственную поддержку низкооплачиваемых слоев населения, полагая ее вредной. Люди должны стремиться выполнять работу, которая высоко оплачивается, а соответственно в ней нуждается экономика. Когда же государство вмешивается в экономику посредством выплаты социальных пособий, оно нарушает естественное развитие предложения труда. Им выдвинута концепция естественной нормы безрабо¬тицы, заключающаяся в том, что в экономике никогда не может быть достигнута полная занятость. Так как экономика постоянно развивается, меняется технология производства, то соответственно изменяется потребность в различных ви¬дах труда. Поэтому все государственные меры по борьбе с безработицей заранее обречены на неудачу, невозможно преодолеть естественную норму безработицы. М. Фридмен внес большой вклад в развитие экономиче¬ской науки, прежде всего, сформулировав оригинальную и актуальную теорию денег. Некоторые положения были по¬ложены в основу проводимых реформ в Японии, Англии, Аме¬рике – в части приватизации государственной собственности, сокращения дефицита государственного бюджета и т. д.
Литература: 1. Экономическая наука о гармонии интересов Ф. Бастина и Г.Ч. Кэри. 2. Аналогия К. Маркса и Ф. Энгельса социальной розни. Марксистский институционально- экономический прогноз развития общества. 3. Андреев Б. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. - М.: Бизнес, 2001.