Культура Беларуси в конце 18 в. – первой половины 19 в.
1. Выявление особенностей культурного развития Беларуси в конце 18 – первой половине 19 веков. 2. Охарактеризуйте развитие образования, науки и литературы Беларуси в этот период. 3. Проанализируйте основные тенденции в развитии музыкально-театральной культуры, изобразительного искусства и архитектура Беларуси в это время.
Введение
После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер.
1. Выявление особенностей культурного развития Беларуси в конце 18 – первой половине 19 веков.
Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии. Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д. Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния. По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты. В соответствии с реформой просвещения 1803 – 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе – уездное училище, в деревнях – церковно-приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме государственных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование. Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались на деньги еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов.
2. Охарактеризуйте развитие образования, науки и литературы Беларуси в этот период.
Формирование белорусской нации проявлялось и в национально-культурном строительстве. Во второй половине XIX в. оно отличалось дальнейшим развитием образования, художественной литерату¬ры и искусства, фольклора, изменениями в быту белорусов. Новые, капи-талистические производственные отношения вызвали потребность в гра-мотных, образованных людях. На решение этих задач направлялось ре-формирование системы образования. Однако политическая. направлен¬ность преподавания носила узкий, ограниченный характер: оно ориенти¬ровалось на оправдание российской правительственной политики,, воспи¬тание у учащихся верноподданнических убеждений и чувств. После подавления восстания 1863 г. политика царизма в области образования на 'Беларуси приобрела к тому же превентивно-репрессивную черту. Помимо закрытия Горецкого земледельческого института, перестали работать Молодечненская, Ново'грудская, Свис-лочская гимназии, а также все школы на польском языке. От работы отстранялись преподаватели-католики, среди которых было немало и белорусов. В стенах школы запрещалось пользоваться польским и бе¬лорусским языками. В соответствии с правилами 1864 г. начальные школы Беларуси были отданы под контроль православного духовенства. Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика -этим ограничивался круг изучавшихся в них предметов. При этом повсе¬местно насаждалась идея «трех китов» Российской империи: самодержа¬вия, православия и народности (в ее великодержавной трактовке). С этих позиций излагалась и история родного края в учебниках, издававшихся для Беларуси в Вильно. Попечитель Виленского учебного округа И. Кор¬нилов руководствовался в своей деятельности принципом: «Русское обра¬зование мощнее русского штыка». Материальная база школьного образования была слабой, на содержа-ние школ государством отпускались мизерные средства. Поэтому разви¬тие школьного дела проходило с большим трудом, медленно. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное заведение, в том числе 1249 на-чальных школ. В 1881 г. здесь было 21&5 учебных заведений, в которых обучалось 63,5 тыс. человек. 1198 сельских начальных школ охватывало 49,2 тыс. учеников. Одна школа приходилась на 8-12 деревень. Размеща¬лись школы в большинстве случаев в крестьянских хатах [1. С. 154-155]. Нередко крестьяне сообща нанимали толкового ученика, который обучал их детей грамоте на дому по очереди. Школы не располагали хорошо подготовленными учительскими кад-рами. В 60-70-е гг. в качестве учителей часто работали священники, пса-ломщики, писари. Многие школы содержались на средства самого насе-ления. Чтобы поправить положение, в 1864-1876. гг. в Молодечно, Не-свиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии, куда принимались преимущественно дети крестьян. Полностью это проблемы дефицита преподавателей не решило, так как в год все семинарии выпус¬кали всего лишь около ста человек. С начала 80-х годов, когда политическая ситуация в России измени¬лась в сторону усиления реакции, соответствующие перемены произошли и в сфере народного просвещения. В 1884 г. было издано.положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым народные на-чальные школы, учрежденные реформой 1864 г., закрывались. Их место занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся местным духовенством. К 1889 г. число таких школ в Бе-ларуси достигло 5814. Так же медленно развивалось и среднее-образование. В 1868 г. в Бе-ларуси было 18 средних учебных заведений: 6 мужских и 4 женские гим-назии, 2 прогимназии, 4 духовные семинарии и земледельческое училище/ В Полоцке работал кадетский корпус. Всего в средних учебных заведени¬ях обучалось. 3265 человек (преимущественно дети привилегированных сословий). В 1898 г., например, среди гимназистов было 60 % детей дво¬рян и чиновников, 28 % - купцов и мещан, 3,5 % - духовенства и 6,5 % -«сельского сословия». В 1899 г. число средних учебных заведений увели-чилось только на два, однако число учащихся в них достигло почти 5 тыс. [1. С. 155]. Кроме того, в соответствии с требованиями времени в Минске, Могилеве, Пинске были открыты реальные училища, в которых основное внимание уделялось изучению физики, химии, математики и европейских языков. В целом существовавшая система образования не обеспечивала необ-ходимого общеобразовательного уровня населения. В 1897 г. грамотным было только 25,7 % всех жителей Беларуси. Под особым контролем правительственных органов находилась в Беларуси печать. В местных из¬ишь дательствах почти не печаталась общественно-политическая литература; издавались преимущест¬венно религиозные, богословские книги, словари, справочники и т. п. Ре¬форма печати, проводившаяся с 1865 г. в России, прошла в Беларуси с опозданием на несколько лет. Здесь действовали особые правила, утвер¬жденные виленским генерал-губернатором, по которым печать отдавалась под надзор полиции. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя (для иностранной литературы) цензура. Внутренней подверга¬лись все предназначенные к опубликованию рукописи, за исключением изданий духовно-церковного содержания. Малейшее отступление от офи¬циальной политической линии, намеки на демократические начала в жиз¬ни общества цензурой пресекались. За 1874-1877 гг. по этим мотивам бы¬ло запрещено печатать 74 рукописи, за 1882 г. -25. Длительное время в Беларуси не было ни одного независимого от правительства периодического издания. Официальная правительственная печать в начале пореформенного периода была представлена газетами «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости». Эти издания не обсуждали действий правительства и местной администрации, не публи-ковали критических дискуссионных материалов. Да и существовали они за казенный счет. Значительной финансовой поддержкой правительства пользовались выходившие в Вильно газета «Виленски вестник» и жур¬нал «Вестник Западной России». Их идейная направленность полностью соответствовала правительственной политике: они восхваляли сущест-вующий государственный строй, православную церковь, защищали рас-пространение российского влияния на белорусских землях. В течение двух лет в 1877-1878 гг. издавался правительственный журнал для народа Под особым контролем правительственных орга- нов находилась в Беларуси печать. В местных из¬ишь дательствах почти не печаталась общественно-политическая литература; издавались преимущест¬венно религиозные, богословские книги, словари, справочники и т. п. Ре¬форма печати, проводившаяся с 1865 г. в России, прошла в Беларуси с опозданием на несколько лет. Здесь действовали особые правила, утвер¬жденные виленским генерал-губернатором, по которым печать отдавалась под надзор полиции. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя (для иностранной литературы) цензура. Внутренней подверга¬лись все^ предназначенные к опубликованию рукописи, за исключением изданий духовно-церковного содержания. Малейшее отступление от офи¬циальной политической линии, намеки на демократические начала в жиз¬ни общества цензурой пресекались. За 1874-1877 гг. по этим мотивам бы¬ло запрещено печатать 74 рукописи, за 1882 г. -25. Длительное время в Беларуси не было ни одного независимого от правительства периодического издания. Официальная правительственная печать в начале пореформенного периода была представлена газетами «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости». Эти издания не обсуждали действий правительства и местной администрации, не публи-ковали критических дискуссионных материалов. Да и существовали они за казенный счет. Значительной финансовой поддержкой правительства пользовались выходившие в Вильно газета «ВиленскИи вестник» и жур¬нал «Вестник Западной России». Их идейная направленность полностью соответствовала правительственной политике: они восхваляли сущест-вующий государственный строй, православную церковь, защищали рас-пространение российского влияния на белорусских землях. В течение двух лет в 1877-1878 гг. издавался правительственный журнал для народа «Сельское чтение», не пользовавшийся, однако, особым вниманием под-писчиков. В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», издававшаяся И. Фотинским (с 1902 г. она выходила под назва¬нием «Северо-Западный край»). Естественно, что вокруг независимой ле¬гальной газеты объединились представители оппозиционных прогрессив¬ных политических взглядов и направлений - буржуазные либералы, на¬родники, демократы-и т. IL_B ней печатались: поэт Я. Лучина, этнограф А. Адамович, историк М. Довнар-Запольский и др. Газета рассказывала о разорении крестьян, о тяжелом положении рабочих на фабриках и в мас¬терских. На эти темы публиковались стихотворения местных авторов на белорусском языке. Пропагандировались и определенные меры по ис¬правлению положения. Предлагались расширение просвещения, органи¬зация дешевых кредитов, подвергались критике незаконные действия ме¬стной администрации и полиции. В связи с подъемом рабочего движения во второй половине 90-х годов на страницах газеты освещались его ос¬новные события. О политической направленности газеты этого времени свидетельствуют репрессии по отношению к ней со стороны властей. Из 194 номеров 1896 г. было конфисковано 89. В 1897 г. газета запрещалась на 8 месяцев. Значительную роль в пробуждении национального самосознания ме-стной демократически настроенной интеллигенции играли публиковав¬шиеся в газете материалы по истории Беларуси, этнографии и фольклору. Критические обзоры произведений литературы и искусства, как правило, носили демократический, народный характер. Одновременно газета зна-комила читателей и с произведениями русских авторов. Белорусское печатное художественное слово во второй половине XIX в. фактически не развивалось. Достаточно сказать, что за четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения. Распространялись анонимные рукописные произведения. Большинство из них по форме носило характер «бесед», близких по своим художественным приемам и языку к фольклору. Они посвящались отмене крепостного права, тем социальным изменениям, которые происходили в белорусской деревне. В них подвергался критике грабительский по отно¬шению к крестьянам характер самой реформы, разоблачалось беззаконие помещиков и их слуг, показывались социально-политическое неравенство бедных и богатых, неприязнь к господству человека над человеком. Толь¬ко в конце 80-х годов влюдцензурной печати стали появляться белорусскоязычные издания не только публицистического характера, но и худо¬жественные литературные произведения. Выдающимися представителями белорусской художественной лите-ратуры второй половины XIX в. были Ф. Богушевич (1840-1900), Я. Лучина. Ф. Богушевич, по существу, был первым национальным белорусским поэтом. Глубоким проникновением в жизнь своего народа отличались его сборники стихотворений «Дудка белорусская» (1891) и «Смык белорус-ский» (1896). В Москве под редакцией М. Довнар-Запольского был издан «Кален-дарь Северо-Западного края на 1889 г.», в котором почти полностью была напечатана поэма В. Дунина-Марцинкевича «Гапон», два стихотворения' на белорусском языке, записи народных песен. В 1892 и 1893 гг. в «Севе¬ро-Западном календаре», который выходил в Минске, увидели свет не¬сколько произведений и переводов Я. Лучины. Трижды, в 1896, 1898 и 1904 гг., в Витебске издавалась поэма «Тарас на Парнасе». В 1903 г. в Пе¬тербурге был напечатан сборник Я. Лучины «Вязанка», а в 1904 г. -«Сказки». В это же время вышла книга «Переложение некоторых басен Крылова на белорусское наречие» и десятки других произведений.
3. Проанализируйте основные тенденции в развитии музыкально-театральной культуры, изобразительного искусства и архитектура Беларуси в это время.
Как и ранее, во второй половине XIX в. важную роль в духовной жизни белорусского народа играл фольклор. Популярностью в народе пользовались обряДовая поэзия, особенно свадебная, а также лирические, любовные, семейные, батрацкие и солдатские песни. В народном творче-стве выделялись антипомещичьи мотивы. Новыми среди них стали кабала и бесправие крестьян после освобождения в 1861 г. В народе бытовали песни о крестьянских восстаниях, осуждавшие общественные порядки, содержавшие антиклерикальные настроения. Новым было й отражение в фольклоре тяжелого, каторжного труда рабочих на фабриках, в мастер¬ских, на строительстве железных дорог. Во второй половине XIX в., в связи с распространением революцион-но-демократических идей, более реалистичным, приближенным к народу стало искусство. Жизнь и быт трудящихся, и прежде всего крестьян, стали важной темой белорусской живописи. Белорусская послереформенная де-ревня находила отражение в творчестве П. Борковского, В. Добровольско-го, С. Кудрявцева, Н. Сильвановича. Художник П. Отруков, путешествуя по Беларуси, сделал много зарисовок с натуры памятников истории и культуры. Развивался народный театр, прежде всего в форме народной драмы, где актеры изображали жизнь как простых людей, так и представителей социальных верхов. Большой популярностью пользовалась батлейка, где высмеивались, как правило, помещики, чиновники, попы. В 1890 г. в Минске был открыт постоянный-профессиональный театр, а также «Об-щество любителей изящных искусств», которое пропагандировало и де-мократическое искусство. В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто – В. Дунин-Мартинкевич. Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко. Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте. Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи – отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 – 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского, М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 – 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 – 1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 – 1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807 – 1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.
Заключение
Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.
Список литературы
1. Болбас М.Ф. Развитие промышленности в Белоруссии (1795-1861 гг.). – Мн., 1966. 2. Гісторыя Беларусі: У 2ч. Ч.1. Ад старажытных часоў – па люты 1917 г.:вучыб.дапаможнік/ Пад рэд. Я.К.Новіка, Г.С.Марцуля. – Мн.: Універсітэцкае, 1998. 3. История Беларуси, XIX – начала XX в.: учебное пособие / Е.К. Новик. – Мн., 2009. 4. История Белорусской ССР. – Мн., 1977. 5. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн.: «Аверсэв», 1998. 6. Липинский Л.П. Развитие капитализма с сельском хозяйстве Белоруссии. – М., 1971. 7. Нарысы гісторыі Беларусі. Ч. 1. – Мн.,1994. 8. Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: учебное пособие для вузов. – Мн., 2000.