bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [248]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [248]
Культурология [42]
Логика [259]
НГиИГ [120]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [85]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [170]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Этика

Конспект лекций по этике
Подробности о скачивании 07.11.2010, 14:45
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Лекция 1
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
1,Этические учения Древней Индии
Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики
Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды - сборник религиозных текстов, гимнов, ритуалов, В связи с этим этиче¬ская традиция в целом оформилась как религиозная.
Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с кастовой социальной структурой. Поскольку прижизненное изме¬нение кастового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о пра¬вильной жизни» предписывало ему в социальном плане тщательное исполне¬ние обычаев и традиций своей касты, а в духовном - стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности в земной жиз-ни.
Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными вы¬ше социокультурными предпосылками:
1) непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столе¬тий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;
2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;
3) аскетическая жизнь считалась наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;
4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности - раствориться в духовном первоначале.
Основные понятия древнеиндийской этической традиции:
брахман - духовное первоначало мира;
майя — материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;
сансара - «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею по¬смертного переселения душ, реинкарнацию;
карма — в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий ха¬рактер реинкарнации;
нирвана — угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».
Основные учения в этике Древней Индии:
Буддизм базируется на «четырех благородных истинах»:
• жизнь есть зло и страдание;
• причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;
• чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;
• к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», кото¬рый уже на первой ступени предполагает воздержание от лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий, эгоистических моти¬вов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жест¬кого аскетизма, предпочитая «срединный путь».
Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетиче¬ских предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не при¬чинять зло живому», не только избегать чувственных наслаждений, но и посто¬янно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью.
Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с це¬лью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполага¬лась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.
Категория: Этика | Добавил: docennt
Просмотров: 1591 | Загрузок: 6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]