bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [248]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [248]
Культурология [42]
Логика [259]
НГиИГ [120]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [85]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [170]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Идеология

ИСиТвЭ (з.), Идеология, Контрольная работа, вар.25, 2015
Подробности о скачивании 15.12.2016, 11:29
Министерство образования республики Беларусь
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Институт информационных технологий

Специальность Информационные системы и технологии в экономике

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу Интегрированный модуль Политология
Основы идеологии белорусского государства

Вариант № 25

Минск, 2015 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
МЕНТАЛИТЕТ И ИДЕОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА - 4 -
1. Менталитет и ментальное основание общественной жизни - 4 -
2. Особенности проявления менталитета белорусов в политическом сознании и поведении - 6 -
3. Менталитет современных белорусов как фактор реформирования общества - 7 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 10 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ - 11 -


ВВЕДЕНИЕ
Миропонимание и мироощущение личности, ее менталитет формируются под воздействием структурных особенностей культуры. Культура, в свою очередь, складывается в процессе исторического развития народа, поэтому опыт прошлого наследия, отложившегося в культуре, влияет на формирование глубинных особенностей менталитета. Следовательно, образ мышления может рассматриваться как опыт культурной истории.
Большинство исследователей считают, что ментальность определяется историей и теми социальными условиями жизни этноса или нации, которые отложили свой отпечаток на формирование и специфику мироощущения людей. В процессе исторического развития белорусский этнос приобрел свои особые черты, которые передаются из поколения в поколение и существуют в таких относительно устойчивых формах, как язык, традиции, обряды, народное творчество, этническое самосознание, топонимия, культура, образ жизни и т.д. Эти черты, как и происхождение, отличают белорусов от других народов, которые и издревле живут рядом с белорусами.


МЕНТАЛИТЕТ И ИДЕОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА
1. Менталитет и ментальное основание общественной жизни
Последнее десятилетие в обществознании, как и в ежедневном языке с целью осознания и оценки публичных процессов всё более интенсивно и обширно распространяется понятие «менталитет». Этот термин обычно употребляется применительно к человеку и человечьим сообществам для свойства глубинных особенностей их духовной жизни и связанной с ней классической деятельности.
Менталитет (от англ. mentality — мыслительный) — англ. mentality; исп. mentalidad — устойчивый, общераспрастроненный в той или иной группе людей особый мыслительный образ (обобщенное представление) о каком-либо лице, социальной группе, социальном институте или организации. Являясь формой выражения группового сознания, менталитет позволяет понять своеобразное восприятие и оценки различными социальными и политическими группами того или иного общественного явления или процесса. В нем отражено как рациональное, ценностное, так и чувственное, иррациональное отношение людей к определенным элементам социальной реальности. Менталитет играет важную роль в обеспечении единства и целостности соответствующей социальной группы в связи с утвердившимися в ней общими подходами, ценностями, нормами поведения. В социальной политике и практике необходимо внимательно учитывать своеобразный менталитет социальных, национальных, религиозных и других групп, его устойчивость и инерциональность, сложность, длительность и трудность изменения в процессе реформирования общественной жизни, недопустимость искусственного формирования этого процесса и опасность возникновения при этом диструктивных последствий. Все это далеко не всегда, к сожалению, учитывалось и учитывается в ходе реформирования современного белорусского общества, что негативно сказалось и сказывается на ходе и результатах этого процесса.
Выделяются такие разновидности менталитетов, как первобытный, античный, средневековый, европейский, азиатский, детский, женский, мужской, революционный, тоталитарный, бюрократический, крестьянский, интеллигентский, религиозный и др., а также менталитеты разных уровней — индивидуальный, групповой, коллективный и общенародный (национальный).
Общей характерной чертой ментальностей – в отличие от доктрин и идеологических конструкций, представляющих собой законченные и продуманные системы, – является их открытость, незавершенность, континуальность, диффузная природа, «разлитость» в культуре и обыденном сознании. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого из людей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектом ментальностей является не индивид, а социум. Они проявляются в словесном языке (вербальной культуре общества) и языке жестов, в поведении, обычаях, традициях и верованиях.
Понятие ментального позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Ментальное связывает многочисленные оппозиции – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Особенно продуктивно понятие ментальностей используется для анализа архаических структур и давно ушедшего времени с характерными для него формами мифологического мировосприятия.
В современном гуманитарном знании понятие ментальностей приобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения тех или иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп или характеристики духовной настроенности всего общества, но и для толкования образа мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей.
2. Особенности проявления менталитета белорусов в политическом сознании и поведении
Менталитет белорусов формировался продолжительное историческое время и приобретал свои типичные признаки в определенных обстоятельствах общественно-политической, социально-экономической и духовно-культурной жизни. В древний период для менталитета жителей Беларуси были свойственны языческий политеизм (вера в одновременное существование множества богов), обожествление земли, небесных светил, деревьев, камней и иных природных явлений (пантеизм), убежденность в реальном существовании души, злых и добрых духов (анимизм), вербальная магия (вера в чудотворную силу особых слов, выражений), ощущение неразрывного единства между человеком и всем окружающим пространством. После принятия христианства в нач. 2-го тысячелетия н.э. произошло своеобразное сплетение двух типов мировидения — языческого и христианского, для которого стало характерным монотеизм (убеждение в существовании единственного Бога). Во все времена белорусам свойственна привязанность к своей земле-кормилице, своему родному краю, стремление приспособить работу и отдых к определенным природно-сезонным циклам, порам года (т.н. календарный тип менталитета), о чем убедительно свидетельствует белорусский народный календарь с чрезвычайным богатством праздников, присвятков и соответствующих им песен, танцев, обрядов, разнообразных примет и поверий.
Еще со времен ВКЛ для белорусов характерны черты толерантности, которые за период нашей истории еще больше усилились. Толерантность белорусов проявлялась не только в терпимости, уважении культуры и обычаев соседей, но и в устойчивости к их насильственному воздействию. Белорусам чужд революционизм и политический авантюризм. Они не склонны к радикальным изменениям в своей социальной жизни. Неслучайно в истории нашей страны никогда не было распространено националистическое и радикальное политическое движение.
Толерантность белорусов – результат длительного развития. Отсутствие межнациональной вражды в современной Беларуси имеет, помимо всего прочего, и исторические корни. Жизнь в условиях полиэнтических государств (Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская Империя, СССР) научила белорусов отдавать предпочтение общенациональным ценностям и не выставлять этнические интересы.
Отличительной особенностью белорусского национального менталитета является уважение к праву. Белорусы всегда с уважением относились к законам. В подтверждение тому высказывания иностранных граждан, путешествующих по Беларуси, которые отмечали, что среди белорусов были редкостью тяжелые преступления против личности и общества.
Национальный характер, менталитет проявляется и в жизнедеятельности людей: в труде, в поведении, обществе, семье и т.д. Он находит свое отражение во всех видах и формах культуры, в искусстве народа – художественных образах народной поэзии, произведениях литературы, песнях, музыке, танцах, произведения прикладного искусства.
3. Менталитет современных белорусов как фактор реформирования общества
В современный период под влиянием значительных общественных перемен менталитет многих граждан Беларуси постепенно избавляется от чрезмерной заидеологизированности, покорности официальным властям, безбожия, чрезвычайной жизненной консервативности, в нем закрепляются идеи о необходимости независимого государства, по-настоящему демократического общества, свободного самоутверждения личности, углубляется национальное самосознание.
Как свидетельствует опыт, подобные позитивные изменения в мировидении людей в условиях тотального кризиса общества происходят очень медленно, неоднозначно и нередко имеют тенденцию к регрессивному развитию, своеобразного «возвращения» к менталитету минувших лет.
В настоящее время Республика Беларусь находится на новом этапе становления национального самосознания и менталитета белорусов. Государственная политика в сфере сохранения и развития национальной культуры способствует развитию белорусского языка и литературы, искусства, изучения национальной истории и поддержанию характерных черт белорусского менталитета. Выдающиеся творения культуры создают уникальные и творческие личности, но носителем культуры, в конечном счете, выступает не личность, а народ. Именно народ формирует в своей повседневной жизни менталитет, понимаемый как образ мышления и мировосприятия, духовной настроенности, который воплощает в себе национальное своеобразие данного народа, его культуры. А менталитет органично взаимосвязан с национальным характером, представляющим собой совокупность взглядов, оценок, норм, традиций, обычаев и правил поведения, общих для представителей данной национально- этнической общности и ее культуры. Именно своеобразие национально-этнического менталитета и национального характера в наибольшей степени влияют на типологические особенности и характерные черты, свойственные представителям определенного этноса или нации [5]. Традиционным чертами менталитета и национального характера белорусского народа является патриотизм, мужественность, гуманность, толерантность, «памяркоўнасць». В контексте своеобразия исторического прошлого и функционирования национальной культуры важное значение имеет толерантность белорусов, т. е. их терпимость по отношению к иным, не своим взглядам, позициям, образцам культуры, глубинное достижение возможности и даже необходимости дружественного сосуществования с представителями иных наций, конфессий, социальных групп и т.д. Тем самым для белорусского менталитета характерно отсутствие чувства превосходства над другими народами. Поэтому толерантность белорусского этноса имеет конкретные исторические корни, так как белорусы долгое время жили в составе многонациональных государств. Поэтому сама жизнь научила белорусов думать об интересах общества в целом, а не только о своих собственных интересах. Терпеливость, выносливость и неагрессивность белорусов связана с тем, что они всегда отрицали насилие, но сами нередко становились его жертвами. Вместе с тем белорусы вовсе не лишены свободолюбия, храбрости и решительности, о чем свидетельствует опыт Великой Отечественной войны, массовое партизанское движение на территории Беларуси [4]. Кроме того, белорусы характеризуются такими качествами характера, как трудолюбие, рассудительность, сдержанность и скромность. Они обладают высоким уровнем образованности, широким культурным кругозором. Их идеалами являются совесть, доброта, любовь к людям, красота, гармония с миром и внутри самого себя. В контексте рассуждений о своеобразии национального менталитета белорусов необходимо также отметить и культурное пограничье Беларуси между Западом и Востоком, имеющее благоприятные возможности для самостоятельного развития белорусской нации. Поэтому, к важным чертам менталитета белорусов можно отнести и «Пограничность», связанную с необходимостью осуществлять выбор между Западом и Востоком и постоянного поиска своего собственного пути развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование национального самосознания и менталитета белорусского народа проходило в сложных исторических условиях, что было обусловлено рядом событий и явлений политического, геополитического, религиозного, социального, культурного и иного характера. Анализируя истоки, предпосылки и факторы национального менталитета белорусов, можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, на формирование национального менталитета белорусов огромное влияние оказала природно-географическая среда, особенно на первоначальном этапе этого процесса. Тем самым природные условия позитивно отразились на мироощущении наших предков, что отражается в красоте родной природы и расположении белорусских земель в равнинной зоне с умеренно-континентальным климатом. Во-вторых, на развитие менталитета белорусов большое воздействие оказала религия, и скорее несколько религий – прежде всего православие, а также католицизм, ислам, иудаизм. С православием на белорусскую землю была принесена идея соборности, которая противопоставлялась индивидуализму, поэтому в менталитете белорусского народа интуитивизм доминирует над рационализмом. В-третьих, на формирование менталитета белорусов оказало влияние коллективно- родовое начало, основу которого составляет неконфронтационная социальная установка и замещение понятия свободы понятием общей воли, которая блокировала активность отдельно взятого человека. Стереотип белорусов «быть как все» кардинально отличается от западноевропейского «быть не хуже», под которым понимается «не хуже, а лучше». Таким образом, коллективно-родовое начало менталитета белорусов проявляется в ограничении активности отдельного человека и заботой об общем благе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабосов Е. М. Основы идеологии современного государства. – Минск, 2007.
2. Кириенко В. В. Белорусская ментальность: истоки, современность, перспективы / В. В. Кириенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2009. – 319с.
3. Мельников А. П. Национальный менталитет белорусов. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2004. – 78с.
4. Мельнікаў А. Характар і менталітэт беларусаў // Беларуская думка. - 1997. - № 7
5. Чернявская, Ю.В. Народная культура и национальные традиции / Ю.В. Чернявская – Мн., 1998. – С. 46.
Категория: Идеология | Добавил: st@lanka
Просмотров: 1075 | Загрузок: 2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]