На протяжении всего послереформенного периода тема новой национальной идеологии остается одной из актуальных. Главный вопрос дискуссий и споров - является ли идеология неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным элементом функционирования государства. Между тем научная разработка данного вопроса затруднена ввиду отсутствия общепринятого категориального аппарата, четкого определения понятий, многозначности самого термина "идеология". Поэтому, прежде чем отвечать на поставленный вопрос, необходимо уточнить, что понимать под идеологией, государственной идеологией, национальной идеей. Термин "идеология" ввел французский философ и экономист де Траси, который обозначил им учение об идеях, позволяющее сформулировать фундаментальные основы политики, этики, способности, умения и оценки в различных областях. В 50-х г.г. ХХ ст. ряд западных ученых (Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Дж. Гэлбрейт и др.) провозгласили "конец века идеологии" и выдвинули теорию деидеологизации, развивавшую идеи позитивизма и технократизма. Согласно социально-политической концепции деидеологизации, в современных обществах уменьшается роль идеологий, увеличивается же роль позитивного, точного, верифицируемого, инструментального знания, нового класса технократов и менеджеров, стремившихся освободиться от давления политиков и идеологов. Обществу, перенесшему трагедии Второй мировой войны и классовых противостояний казалось, что все то, что идеологически озабоченные левые обещали достичь посредством социальной революции, более эффективно достигается посредством научно-технической революции и преодоления традиционного утопизма и рационализма. Если для научно-технической интеллигенции концепция деидеологизации была близка и приемлема в силу ее позитивистской установки на идеал точного научного знания и защиты от морально-идеологической цензуры, то для обывателя ("потребительского человека") она была значима в силу реабилитации принципа удовольствия, ослабления традиционной жертвенной морали, ставящей барьеры к цивилизации досуга и радости потребительского общества. В целом идеология признается одним из наименее определенных понятий современной политологии. Т.Парсонс понимал под идеологией систему ценностей того или иного сообщества. Ю. Мангейм рассматривал идеологию в качестве ориентированного в прошлое проявления консервативного мировоззрения. Современные исследователи часто акцентируют внимание на классовых, групповых основах идеологии: "Идеология - это совокупность политических, правовых, этических и эстетических, философских и религиозных взглядов и ценностных представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных социальных групп, выступают по форме или по существу как выражение потребностей всего общества, нации, государства и включают в себя регулятивные, с оциально-ориентирующие и актуально-действенные рекомендации, императивы и предписания» (Рачков), а также личностных: «Идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые ставит перед собой общество». (А.Г. Лукашенко) В последние годы, с актуализацией проблем самоопределения, национальной целостности и сплоченности нашего общества, идеология приобрела значение не только идейной опоры отдельных социальных групп, но и важнейшего атрибута, средства бытия всего общества, объединяющего его в борьбе за самосохранение и независимое социально-экономическое и политическое развитие. Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства — то же самое, что иммунная система для живого организма. (А.Г. Лукашенко). Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная, инфекция становится смертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным. Наше общество это уже недавно пережило. На закате советской эры вирусы национализма, бездуховности, потребительства разъели идеалы единой великой державы. Иммунная система не сработала. Советского Союза больше нет. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если белорусский народ хочет видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то он должен думать об идеологическом фундаменте своего общества. Необходимо отметить, что для определения феномена идеологии, как системы взглядов, используются и другие термины: "национальная идея", "национально-государственная идея", "общенациональная идеология". Общество, которое в течение десятилетий воспитывалось в рамках одной официальной идеологии и определенной картины мира, растерялось перед изобилием и разнообразием новых идей, оказалось неспособным к свободному, творческому и критическому мышлению, формированию собственного адекватного мировоззрения. Освобождающееся от прежних ценностных и моральных стереотипов общественное сознание в условиях открытого общества и современных средств телекоммуникаций стало без разбора, как губка, впитывать все те нормы и принципы, уклад жизни, которые потоком хлынули из-за рубежа, а также вышли из подполья своего собственного бытия. Ценностные установки образовавшихся многочисленных политических, общественных, религиозных движений, новых отечественных и иностранных СМИ оказались далекими от высоких духовных принципов. При этом взаимоотношения между ними основывались на жестких конкурентных началах, не знающих толерантности. В таких условиях в обществе образовался духовный вакуум. Ценности человеческой жизни, законопослушания, традиционные моральные нормы утратили свое значение. Все более стал утверждаться культ силы. Нейтрализация влияния базовых ценностей на сознание людей привела к дерегуляции всей общественной жизни, кризису социальной идентичности. Социальные субъекты стали пребывать как бы в разных социальных порядках, жить по принципиально различающимся нормам и допускам. Сегодня уже никто не отрицает той истины, что важнейшим ресурсом, капиталом, имеющим вполне реальную экономическую оценку, является здоровое, духовно сплоченное, уверенное в завтрашнем дне общество. Поэтому все чаще ученые говорят о необходимости формирования государственной идеологии, способной объединить народ общей идеей, целью. Природа не терпит пустоты, сознание должно работать и наполнять человека оптимизмом, рождать энтузиазм и формировать устойчивые эмоциональные установки для созидания и творчества, для продолжения социума. Довольно распространено заблуждение: идеология и идеологическая работа — изобретения партийно-советские, присущие только командно–административной общественной системе. Поэтому установка на усиление идеологической работы воспринимается как попытка вернуть прошлое. Надо признать, что слово «идеология» было основательно «затаскано» во времена «застоя» и «перестройки». Ваши родители помнят никого не трогающую наглядную агитацию типа «Слава КПСС», идеологические семинары по изучению «Малой земли», «Целины»: мероприятия пустые, формальные, вызывающие у кого–то смех, а у кого–то раздражение. Это все было. В памяти многих оно сохранилось. И вполне объяснимо то, что слова «идеология» и «идеологическая работа» вызывают у многих аллергию. С другой стороны, по прошествии примерно 10 лет, общество осознает, что уже потеряли хорошо отлаженную жизнью систему идеологической работы. Эта проблема усугубляется и нынешним состоянием жизни белорусского народа и общества. Необходимо отметить, что государственная идеология — это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любому государству. Все государства и во все времена опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития. Теперь уже не только из уст профессионалов в Соединенных Штатах Америки, Западной Европе, России но из уст Буша, Путина и других руководителей звучит понятие идеологии и обозначаются связанные с этим проблемы. Да, в государствах Запада сам механизм идеологического воздействия скрыт от глаз публики. Но по масштабам и широте охвата всех сфер жизни и агрессивности идеологическая работа западного образца ничуть не уступает, если не превосходит советскую практику. Например, возьмем встречу Буша в генеральном штабе перед вторжением в Ирак. В СССР в самые застойные времена такого ажиотажа — «Ура, ура, слава!» — не слышали и не видели. Такое шоу идеологического плана характерно только для Соединенных Штатов Америки. А с каким поистине континентальным размахом ведется идеологическая работа в Соединенных Штатах Америки. Например, «американская мечта», вера в превосходство американского образа жизни, уверенность в праве США «внедрять» демократию по своему усмотрению в любой точке земного шара и любыми методами — все это денно и нощно вбивается в сознание обывателя. Это идеология. Вот их цели, средства и методы, вот формы подачи. А под каждую значимую задачу выстраивается специальная конструкция идеологического обоснования. Для оправдания принимаемых мер задействуются все мыслимые и немыслимые информационные ресурсы. Так сегодня происходит с идеологическим обоснованием войны с Ираком, борьбы с терроризмом, распространением демократии и т.д. Не меньшее внимание уделяется идеологии в других государствах, скажем, в Германии, Франции. Идеологические аппараты этих государств с детства прививают своим гражданам ценности, объединяющие немцев, французов. Воспитывают верность гражданскому долгу. Независимо от того, кто у власти в Штатах, Великобритании: республиканцы или демократы, лейбористы или консерваторы, идеологические устои остаются незыблемыми. Большинство населения поддерживает власть как институт, видя в ней свою опору и защиту. И никому в США, Германии не придет в голову натравливать на свое родное государство внешние силы, то ли ОБСЕ, то ли другие организации только потому, что не нравится избранный народом Президент. Устойчивость, точнее, «живучесть» идеологических систем определяется в первую очередь тем, что они создаются не под личности, а под народы, под общества. Для государства будет катастрофой, если его идеология станет меняться с каждыми выборами. Да, роль лидеров велика: «отцы–основатели» Конституции США, Ататюрк в Турции заложили идеологический фундамент своих государств на десятилетия и столетия. Последующие руководители ее только корректируют и подправляют под ситуацию. И в Беларуси создается белорусская государственная идеология «не под Лукашенко», как это внешне может показаться. Государственная идеология «кроится» не под отдельного человека, пусть даже и первого Президента страны, а под весь белорусский народ, с тем, чтобы политическая конъюнктура не влияла на общее направление развития белорусского общества. Политики будут приходить и уходить, а курс политического и социально–экономического развития сохранится. Так происходит во всех цивилизованных странах. Часть политиков, ученых рациональное решение проблемы видит в поощрении идеологического плюрализма, в создании условий для сосуществования и диалога разных концепций и взглядов: «В реальной жизни люди по-разному думают о том, в чем состоит общественное благо, что является главной ценностью жизни. Одни превыше всего ценят личную свободу, другие - равенство и социальную справедливость, третьи - величие и мощь собственного государства, четвертые - верность традициям и национальным святыням и т.д. Мудрость власти в том, чтобы дать проявиться всем им, не позволяя ни одной из них возобладать над остальными. Только такая власть может считаться демократической». В то же время ученые признают, что даже в демократическом обществе идеологический плюрализм должен иметь определенные границы идеологических споров, проходящие в пределах общей для всех конституционной основы. Тем самым государство оберегает себя от угрозы подрыва стабильности общества, от хаоса и национальных бед, гражданских войн. Здесь возникает новый вопрос - об источнике формирования государственной идеологии. Многие исследователи убеждены, что базовые ценности общества не могут быть искусственно выработаны профессиональными идеологами или механически заимствованы из иноцивилизационного опыта, они - следствие исторического и социокультурного развития данного государства и его народа. В то же время, отмечая неразвитость в обществе гражданского самосознания, признают, что новая объединяющая идея не сможет сформироваться в недрах народного сознания даже в виде общенационального эмоционально насыщенного притягательного образа, не говоря уж о какой-то вербализованной идеологеме. Надеяться на активность интеллигенции также не приходится, так как сама новая духовная и интеллектуальная элита еще не идентифицировала себя как некую общность, не осознала своих интересов и задач. Решающую роль может и должно сыграть государство, ценностно-нормативная функция которого у нас всегда была велика, а также общественные объединения, политические партии, молодежные организации. Но далеко не все поддерживают государственную идеологию. Однако речь не идет о навязывании обществу идеологии сверху, о монополии государства в идеологической сфере и нетерпимости в отношении иных идеологий и их носителей. Закрепленные в Конституции идеологический плюрализм, многопартийная система, свобода убеждений не запрещают государству выступать как равноправному политическому субъекту, ведущему честную конкурентную борьбу с другими субъектами политической жизни за общественное признание и одобрение, стремящемуся убедить в своей правоте, адекватности своих программ и действий объективным интересам и потребностям граждан. Более того, именно государство ответственно за формирование общественных представлений о направлениях и перспективах развития, о своем цивилизационном геополитическом и экономическом статусе. Любое государство через соответствующие институты формирует, культивирует общественное сознание, можно сказать, "лепит" общество, соответствующее своим идеалам и целям. Только заботясь об образовании и просвещении общества, о формировании гражданского самосознания, государство воспитает сильного союзника и партнера, готового к отважным поступкам и смелым задачам. К.Г. Юнг писал: «Великие новшества никогда не являются сверху, они всегда развиваются снизу вверх, подобно деревьям, которые не растут вниз кронами. Но истинно и то, что семена падают сверху». В защиту государственной идеологии выступает и такой очевидный факт: население Беларуси традиционно подвержено патернализму, "ждет от государства, от харизматического лидера не только материальной помощи, заботы, но и наставлений, лозунгов, заветного слова, указывающего путь вперед". Поверив в лидера, общество поверило бы и в те идеи и задачи, которые он провозгласит. Официальный выбор либерально-демократического пути развития в республиках бывшего СССР вызвал особенно мощную волну ностальгических размышлений о самобытности проживающих там народов, их особом пути, уникальном менталитете, об идеалах национальной морали. В принятии либеральных ценностей увидели опасность разрушения традиционных духовных и культурных основ народа. Либерализм влечет постепенное размывание критериев добра и зла, порока и добродетели, нравственности и безнравственности... Нравственно то, что разрешено законом, а законом разрешено то, что не мешает другим. В такой логике научно-технический прогресс, нейтральный сам по себе, лишь разрушает грань добра, ибо обеспечивает во всевозрастающей мере как раз возможность "не мешать другим", поступая по сути неправильно. Сегодня многие выступают за замещение идеологических поисков провозглашением приоритета правовых, конституционных основ государственности, за замену неких символов, лозунгов, идеалов, отражающих национальную специфику, общечеловеческими ценностями. Однако, что нам следовало бы заимствовать положительный опыт у Запада, — идеологию государства надо выстраивать на своем, родном фундаменте. Будучи в здравом уме, француз не захочет перенимать американский образ жизни, немец — российский и так далее. Каждая нация растет и развивается на своей родной идеологической почве. Так же будем делать, и поступать мы. А.Г. Лукашенко Для нас единственно верное решение — оставаться на родной, сложившейся веками белорусской почве. Бессмысленно копировать чужие ценности и установки на основании того, что та или иная страна в данный момент времени сильна и богата. Ведь мы не отказываемся от своих родителей, хотя они и не миллионеры. Да, белорусское общество должно развиваться, но делать это надо прежде всего в рамках собственной культурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы этим же народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам. Наиболее эффективной, приемлемой для белорусского общества моделью развития являлось совершенствование существующих институтов белорусской государственности, включая и воссоздание в новой форме союзного государственного образования, которое будет являться гарантом безопасности и суверенитета Республики Беларусь. Данный путь развития белорусской государственности основывается на исторической преемственности, он предполагает выяснение тенденций общественного развития, внимательное отношение к историческому опыту, выявлению положительного в созданных ранее государственно-правовых формах. Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать наш народ похожим на другие. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но и сам народ. Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Потребность в идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму. Социальная опека и уважительные отношения государства и народа. Единство нашего общества цементируется взаимодействием трех основных общественных сил. Наше гражданское общество опирается на недавно избранные Советы депутатов, профсоюзы и молодежную мощную организацию и ее союзников. Вот три основные опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство вместе с другими участниками политического процесса и осуществляя контроль за теми структурами власти, которые имеют много этой власти и распоряжаются материальными ресурсами. Главным содержанием белорусской государственной идеологии должна стать идея торжества человека-труженика, человека-творца, непосредственного созидателя материальных и духовных ценностей. Отсюда вытекает и ключевая ее цель — осознание белорусским народом себя народом-творцом, народом-созидателем, обретение им уверенности в своих творческих силах и возможностях. Характерной чертой государственной идеологии должны стать патриотизм, преданность Отечеству, гордость за свой народ. Идеология белорусской государственности должна укрепить в народе Беларуси столетиями сложившийся иммунитет против национальной ограниченности, кичливости, пренебрежения к другим народам. Она должна ориентироваться на решительное обеспечение интересов Республики Беларусь в мировом сообществе, но не через автаркию и самоизоляцию, а через стремление к многовекторному сотрудничеству со всеми государствами мира. Данная идеология призвана сформулировать идеал современного белорусского общества, составными элементами которого являются построение демократического правового государства, создание условий для свободного и всестороннего развития личности, для достойного вхождения страны в европейскую и общечеловеческую общность. <br /><br /> Дополнительная литература <br /><br /> 1. Бутенко А.П., Кочеткова Л.Н. Идеология в России: проблемы и перспективы // Социально-политический журнал. 1998. № 4. 2. Калашников С.В. Предпосылки развития гражданского общества в России // Материалы научно-практической конференции 15-16 февраля 2001 г. М., 2001. 3. Кудрявцев В.Н. Нужна ли России государственная идеология // Обозреватель. 1998. №1. 4. Рачков П.А. О смерти и бессмертии идеологии // Вестник Московского университета. Серия 7. 1999. № 2. 5. Рубанов В.А. О национальной идее и будущем России // Международная жизнь. 1999. №3. 6. Рубцов А.В. Наказание свободой (смысл и перспективы либеральных тенденций в современной России). // Полис. 1995. № 6; 7. Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: К вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1999. № 3. 8. Чудинова И.М. Идеология и политика // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4. Размещено на Allbest.ru