bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [248]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [248]
Культурология [42]
Логика [259]
НГиИГ [120]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [85]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [170]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Идеология

Контрольная работа по курсу «Основы идеологии белорусского государства» Вариант № 25 ИТУТС, заочное ИИТ, 2012г.
Подробности о скачивании 26.01.2013, 19:29
Контрольная работа
по курсу «Основы идеологии белорусского государства»
Вариант № 25

Тема: Менталитет и идеология в процессе социальной трансформации общества.

План:
1. Менталитет и ментальное основание общественной жизни.
2. Особенности проявления менталитета белорусов в политическом сознании и поведении.
3. Менталитет современных белорусов как фактор формирования концептуальной модели развития общества.

1. Менталитет и ментальное основание общественной жизни.
Необходимость введения в контекст анализа цивилизационной составляющей идеологии белорусского государства понятий “национальный менталитет“ и “национальный характер” вытекает из того факта, что каждый народ вырабатывает, воспринимает и аккумулирует в своем сознании лишь такие социальные идеи, нормы и ценности, которые соответствуют общему строю его мышления и мировоспитания, его историческому опыту и его жизненным интересам и устремлениям. Особенности мышления, мировоспитания и поведения социальных субъектов отражаются с помощью таких терминов, как “ментальность” или, что то же самое, “менталитет”, “характер” и производных от них понятий.
В отечественной научной литературе и общественно-политической практике понятия “ментальность”, “менталитет” стали широко употребляться с 90-х годов прошлого века. До этого данные термины отсутствовали во всех словарях — русского языка, иностранных и слов, философском. В русском языке близкими по смыслу к данным терминам являются слова “самосознание”, "характер", “нрав”. Однако их содержание (толкование) не включает в себя результаты новейших научных исследований в области психологии. В частности, слова “самосознание” или “характер” не отражают соотношения проявлений природного и культурного, рационального и эмоционального, сознательного и бессознательного, индивидуального и коллективного в мышлении и поведении людей. В западном научном словаре “ментальность”, “менталитет” стали теми терминами, содержание которых отражает глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Ныне эти термины заняли положенное им место и в отечественной литературе.
Нужно отметить, что слова менталитет, ментальность — латинского происхождения. Немецкое слово Mentalitat образовано от латинского mens (mentis), что означает ум, мышление, склад ума, образ мыслей, мировосприятие. В современных социально-гуманитарных науках термином “ментальность” принято обозначать совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида, социальной группы или общности мыслить, чувствовать и воспринимать мир и действовать определенным образом. Это понятие характеризует глубинные черты сознания и поведения, оно в концентрированном виде отражает единство высокорационализированых форм сознания (науку, философию, идеологию, религию и т. п.) и мира бессознательных структур, неосознанных культурных кодов, определяющих поведение людей. На уровне ментальности “пересекаются” природные и культурные, рациональные и эмоциональные, сознательные и бессознательные, личностные и общественные компоненты структуры индивидуального и коллективного сознания и поведения.
Выдвинув и развив представление о ментальности, гуманитаристика 20 в. скорректировала идущее от эпохи Просвещения и типичное для классического рационализма 19 в. отождествление сознания со знанием и разумом, подкрепленное ценностным предпочтением когнитивно (познавательно) — письменной культуры перед всеми другими формами выражения результатов интеллектуальной деятельности людей. Духовная атмосфера, в которой развивались представления о ментальности и предопределяющих ее факторах, характеризуется отказом от концепции европоцентризма, в которой постулируется и обосновывается особый статус и значение заподноевропейских ценностей в мировом цивилизационном и культурном процессах. В свою очередь, развитие представлений о диалектике индивидуальной и групповой ментальности также способствовало отказу от евроцентристского подхода к пониманию социокультурных явлений и процессов, происходящих в различных регионах мира. Фиксируя устойчивую настроенность внутреннего мира человека, сплачивающую его в уникальную, неповторимые социальные группы и исторические общности, понятие ментальности служит средством анализа и объяснения в гуманитарном знании. Особенно возрастает значение этого понятия как аналитического средства при изучении явлений, которым присущи динамическое историческое измерение. Именно по этой причине предпринимаются исследования возрастной (детской, юношеской и т.д.), национальной или региональной, а значит, и цивилизационной ментальностей, а также ментальности той или иной исторической эпохи.
Особой методологической значимостью для политических исследований отличаются работы французского историка Жоржа Лефевра, который ввел в качестве объяснительного средства представление о коллектиной ментальности. Исследуя с психологической точки зрения ряд событий социально-экономической истории, Лефевр показал, что за идеолого-политической “событийной ” историей скрывается ее глубинный источник — подчиненная особым закономерностям динамика коллективной ментальности. Коллективная и индивидуальная ментальности представляют, согласно Лефевру, как своего рода биологически обусловленные константы, которые предопределяют схожий характер поведения людей одной и той же общности или группы в различных ситуациях. Другой крупный французский историк, Люсьен Февр, показал, что мыслительные привычки и установки, особенности восприятия действительности и формы проявления эмоциональной жизни наследуются людьми от прошлых поколений, без ясного осознания этого. Ментальность у Февра выступает не как биологически укорененная константа, а как исторически складывающаяся структура, определяющая мысли, чувства, поведение людей, их ценности, привычки и даже “жесты”. Эта структура генерирует определенной направленности импульсы коллективного действия, которое задает специфику истории данной общности и формирует общие черты в характере составляющих ее индивидов. Ментальность, по Февру, изменяется медленнее, чем материальное и социально-политическое бытие людей. Ментальные структуры, таким образом, служат одновременно и продуцирующим основанием, и препятствием для исторического движения. Развивая данный подход, немецко-американский философ, социолог и психолог Эрих Фромм выдвинул положение, согласно которому все социально-экономические и политико-идеологические мотивы активности людей имеют шанс на успех в истории лишь при условии их “резонанса” с социально-психологическим настроением того субъекта, к которому обращены данные мотивы.
Концепция коллективной ментальности полностью применима и к исследованию особенностей сознания и поведения такой исторической общности людей, как нация (народ). Национальный менталитет, национальная ментальность есть определенный способ восприятия окружающего мира и типичных образцов социального действия, регулирующих поведение данного народа и определяющих особенности его истории. Ментальные структуры, определяющие характер мышления, мировосприятия и поведения народа, формируются на протяжении длительного времени, охватывающего практически всю историю данной общности. Конкретные черты ментальности народа складываются в зависимости от его традиций, культуры, социальных структур, внешней, природной среды обитания. Иными словами, ментальность определенной общности людей формируется в процессе становления и развития его социокультурной самобытности. В свою очередь, будучи социально-психологическим феноменом, сама ментальность выступает как порождающее сознание, задавая определенные образцы мышления и поведения индивидов, социальных групп и народов в целом.
Сказанное применительно к развитию социально-политической мысли того или иного народа, по удачному выражению А. Я. Гуревича, дает основание говорить о “социальной истории идей ”: они падают на определенную ментальную почву и воспринимаются в соответствии с содержанием ментальности тех или иных социальных слоев и общности в целом. Более того, в генезисе самих идейных доктрин активное участие принимают ментальные установки социальной среды их творцов. Иными словами, идеи воздействуют на ментальные установки, а эти, последние, в свою очередь оказывают обратное влияние на содержание идей, придавая то или иное направление их развитию.
При видимой ясности самого понятия национального менталитета исследование ментальных черт конкретного народа представляет немалые сложности. Наиболее плодотворными подходами при анализе сущности и особенностей менталитета того или иного народа исследователи считают изучение всевозможных проявлений национального сознания — языка, а также устного народного творчества. Однако такой подход должен быть дополнен анализом письменных источников, написанных представителями данного народа в контексте событий его социально-экономической, духовно-культурной и политической истории. Мы полагаем, что не только в особенностях языка, содержания аутентичных образцов фольклора народа, но и в особенностях авторских литературных произведений, созданных его отдельными представителями в конкретных исторических условиях, отражаются отличительные черты мировосприятия, способы мышления, характер поведения народа, его глубинные идейные установки, жизненные ориентиры, стереотипы эмоциональных реакций.
Таким образом, рассмотрение через призму концепции национального менталитета генезиса духовно- культурных и социально-политических идей, ценностей и представлений, носителем которых в различные периоды своей истории является данный народ, позволяет решать, по крайней мере, три задачи методологического характера.
Во-первых, изучение содержания философских, социально-политических и религиозно-этических идей позволяет выявить отличительные особенности мировосприятия, мышления и стереотипов поведения данного народа, т.е. позволяет установить сущностные черты ментальности данной общности.
Во-вторых, знание особенностей национальной ментальности позволяет объяснить, почему в ходе исторического развития данного народа одни идей были им восприняты и реализованы в духовно-культурных, социально-экономических и политических структурах его бытия, а другие — были отвергнуты и стали лишь свидетельством противоречивости самого процесса становления и развития национальной идеологии.
В-третьих, знание особенностей национальной ментальности данного народа позволяет избегать грубых ошибок при продуцировании национально-государственной идеологии: новационные социально-политические идеи могут быть плодотворными при условии, что они не только не противоречат особенностям глубинного уровня сознания данной общности, но и направлены на его воспроизводство и развитие.
Возвращаясь к понятию “национальный характер”, отметим, что в настоящее время оно практически вытеснено понятием “национальная ментальность”. Некоторые исследователи термины “национальный характер” и “национальная ментальность” рассматривают как синонимы. Однако нельзя не согласиться с мнением о том, что термин “национальный характер” продолжает сохранять свое самостоятельное значение, поскольку он хотя и близок термину “национальный менталитет”, все же не тождественен ему. Как считает Э. С. Дубенецкий, главное их различие в том, что если ментальность представляет строй мышления, мировосприятия и жизненные установки определенной этнической общности, то национальный характер проявляется прежде всего в таких психологических феноменах, как темперамент, эмоции, чувства, настроения, способы жизнедеятельности, поведения. Как видно, термин “национальный характер” более узок по своему содержанию, он отражает главным образом внешнеповеденческие особенности определенной национальной общности, как бы оставляя в стороне рациональные аспекты этого поведения — мысли, установки, взгляды большинства общности. Разумеется, отделить одно от другого в жизнедеятельности людей невозможно, поэтому и сами термины “национальный менталитет” и “национальный характер” если не синонимичны, то весьма близки по своему содержанию.

2. Особенности проявления менталитета белорусов в политическом сознании и поведении.
Менталитет белорусов формировался под влиянием разнообразных этнических, социально-исторических и геополитических факторов. Он складывался на протяжении жизни многих поколений. В нем нашли отражении традиции обычаи, повседневный опыт народа.
Приступая к рассмотрению белорусского национального характера или менталитета, следует отметить, что он имеет немало общих черт с общеславянским менталитетом в целом и русским национальным характером, в частности. Вместе с тем для него характерны и свои особые черты, отличающие его от других, скажем, восточнославянских народов.
Что же характерно для славянского менталитета в целом? Как известно, славянская ментальность и культура занимают срединное положение между крайними формами социокультурных традиций Востока и Запада. Западная и восточная культурная ментальность имеют свою специфику. Запад рассматривается как носитель культуры динамического, активистского типа, ориентирующейся на преобразование внешней реальности; Востоку более свойственен традиционалистский тип культуры, нацеленный на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе и человеку. Славянский менталитет, находясь под воздействием крайних точек зрения на мироустройство, сумел их синтезировать и выработать свое особое отношение к миру, отличающиеся уверенностью в универсальной целостности бытия, в идее мирового единства.
Так каковы же особенности национального менталитета белорусов? Если рассматривать его в самом общем плане, то первое, что бросается в глаза – это его традиционная флуктуация между Востоком и Западом, чему способствует, прежде всего, само геополитическое положение Беларуси. Вторая черта менталитета белорусского народа – отсутствие у него чувства превосходства перед другими народами, национальной исключительности, что в принципе является достаточно характерным не только так называемым великим нациям, но и некоторым малочисленным народам.
С принятием христианства изменяется и обогащается складывающаяся в то время ментальность наших предков. Смена религиозной модели не могла не повлиять на обычаи, традиции и мораль. Они становятся более мягкими, гуманными. В период же войн белорусы становятся мужественными и решительными. Добавляются такие качества как свободолюбие и храбрость. Наглядный пример этому – движение сопротивления в республике в годы Второй мировой войны.
В целом для национального менталитета белорусов веками продолжали оставаться настроения грусти и печали. Особенно это заметно в белорусских народных песнях, причем самых различных регионов республики. Причины тому тяжелая подневольная жизнь, вечная оглядка на более сильных зарубежных соседей, опустошительные войны, наличие крепостного права и т.д. Нельзя также забывать и про геоприродные факторы, ведь предки белорусов жили разбросанно среди лесов и болот. Все это не могло не отразиться на психике. Может быть отсюда и грусть, сдержанность, замкнутость и осторожность.
Интересен тот факт, что скорбь у белорусов чужда всякого пессимизма и не приводит ни к отчаянию, ни к повышенному количеству самоубийств и т.д. Напротив, это чувство представляет некий выход из тяжелого внутреннего напряжения, которое иначе могло бы выразиться каким-либо душевным волнением, как гневом, страхом, упадком духа и т.д. Таким образом, печаль эта имеет свойства некого охранительно чувства, и в этом кроется ее высокопсихологическое значение для нравственного здоровья народа.
Возможно отсюда и немногословность белорусов, нелюбовь к обсуждению своих проблем публично, а внутреннее их переживание. Может быть, отсюда и кажущаяся замкнутость наших соотечественников. Однако это не является особенностью национального характера, так как в целом белорусы открыты, бесхитростны, добродушны. Просто для них несвойственно высказывать на людях свои эмоции и чувства.
Уникальные природно-географические условия жизни белорусов сформировали синкретичный тип культуры, слитость человека и общества, общества и природы. Ф.Кудринский в книге «Белорусы» отмечет, что «характерной чертой для белоруса следует признать его умение сосредоточиться, подолгу останавливаться на наблюдаемом явлении…Порою его ум очень широкий по захватам мысли…но природная боязнь ко всему заставляет его ум съежиться, обуздать самого себя. Трудно найти на свете человека менее требовательного, чем белорус. Постоянное «себе на уме», обдумывание своего положения, вечные счеты…сделали его чувственным ко всем неожиданностям. Белорус принимает к сердцу неприятности, которые ставят его в тупик. Он не знает русского «авось»…Белорус всю жизнь повторяет «а зараз»… и никогда не торопится. Он более всего любит покой и обожает праздники… Белорус необыкновенно терпелив… ». В другом источнике указываются аналогичные типичные для белоруса характеристики: «Белорус отличается бережливостью, почти скупостью, расчетливым ведением хозяйства. На работе отличается выдержкой, мало гармонирующей с его физической хилостью. Белорусы - прекрасные рабочие…Белорус отличается гостеприимством, склонностью к веселью и доверчивостью, …отсутствием злопамятности. При отсутствии
предприимчивости белорус однако отличается сильным развитием воображения и впечатлительностью. Он охотно уходит в мир мечтаний, воображения».
Неотъемлемой чертой белорусского менталитета является миролюбие, покладистость, толерантность. Белорус – человек незлобивый, незлорадный и немстительный. Когда встречает доброжелательное отношение к себе, всегда отвечает тем же. Если же попытаться сравнить национальные черты белоруса с другими народами, то здесь А. Смолич писал, что белорус «не имеет в характере того риска, открытой и грубой простоты, характерных для московца». Кроме того, «не имеет легкомысленности, светскости и самохвальства, которым так часто отличаются поляки». От евреев же белорусы отличаются меньшей энергичностью, настойчивостью, менее развитым умением приспосабливаться к различным обстоятельствам.
Еще со времен ВКЛ для белорусов характерны черты толерантности, которые за период нашей истории еще больше усилились. Толерантность белорусов проявлялась не только в терпимости, уважении культуры и обычаев соседей, но и в устойчивости к их насильственному воздействию. Белорусам чужд революционизм и политический авантюризм. Они не склонны к радикальным изменениям в своей социальной жизни. Неслучайно в истории нашей страны никогда не было распространено националистическое и радикальное политическое движение.
Толерантность белорусов – результат длительного развития. Отсутствие межнациональной вражды в современной Беларуси имеет, помимо всего прочего, и исторические корни. Жизнь в условиях полиэнтических государств (ВКЛ, Речь Посполитая, Российская Империя, СССР) научила белорусов отдавать предпочтение общенациональным ценностям и не выставлять этнические интересы.
Малоплодородный «кормящий ландшафт» также сказался на таких базовых ментальных характеристиках белорусов как трудолюбие и толерантность. Исследователи, описывая границы расселения белорусского этноса, отмечали, что «…лишь только кончаются плодородные земли, сейчас же начинаются жилища белорусов,…намеренно обегающие друг друга жилища, чтобы не потеснить и не обидеть ближайшего соседа.
Отличительной особенностью белорусского национального менталитета является уважение к праву. Белорусы всегда с уважением относились к законам. В подтверждение тому высказывания иностранных граждан, путешествующих по Беларуси, которые отмечали, что среди белорусов были редкостью тяжелые преступления против личности и общества.
Национальный характер, менталитет проявляется и в жизнедеятельности людей: в труде, в поведении, обществе, семье и т.д. Он находит свое отражение во всех видах и формах культуры, в искусстве народа – художественных образах народной поэзии, произведениях литературы, песнях, музыке, танцах, произведения прикладного искусства.

3. Менталитет современных белорусов как фактор формирования концептуальной модели развития общества.
Политическая культура каждого общества имеет свои особенности, обусловленные ментальными характеристиками народа, исторической судьбой, спецификой этногенеза, политическим опытом, религиозным, геополитическим и другими факторами.
В качестве базовых параметров менталитета можно выделить следующие дихотомические пары психологических свойств человека:
- экстроверсия-интроверсия (показатель преимущественной направленности индивида либо на внешние объекты, либо на явления его собственного субъективного мира);
- рациональность-иррациональность (критерий целеполагания, принятия решений на основе прагматического интереса, логики, знаний, информации или благодаря чувствительно-эмоциональным реакциям, опираясь на мифы, стереотипы);
- экстернальность-интернальность (предрасположенность индивида к внешней форме локуса контроля - приписывать происходящего внешним факторам или внутренней - ответственность за происходящее в его жизни человек принимает на себя);
- интенциональность-экзекутивность (характеристика мотивационного механизма: наличие целеустремленности и воли или апатичность и бездеятельность).
Так, Беларуси свойственна интровертная черта политической культуры. Это проявляется в консерватизме, как в быте, так и в политике; низком уровне социальности: люди больше тяготеют к малым группам, нежели к большим (партии, общественные организации национального уровня); Поэтому белорусский социум не готов к быстрым и радикальным переменам. Это служит одной из причин более медленного реформировании политики и экономики в Беларуси.
Если рассмотреть политическую культуру белорусов в рационально-иррациональном измерении, то она преимущественно иррациональна, ибо слабо развита нормативность поведения. Белорусы не привыкли строго придерживаться правовых (рациональных) норм, а отдают предпочтение моральным регуляторам, в основе которых субъективное толкование понятия, правда, справедливость. Хотя идея социального порядка, законности является приоритетной в массовом сознании, ее реализация рассматривается как исключительно прерогатива государственных органов, а не способность граждан к самоорганизации и жить согласно своих прав и обязанностей. Низкое правовое сознание - одна из главных проблем современной политической культуры. В иррациональной культуре белорусского общества эмоциональность доминирует над прагматичностью, что ведет к замкнутости, мешает социальному взаимодействию, ограничивает альтернативные варианты в отстаивании собственных социально-политических интересов. Массовое сознание с иррациональной чертой склонно к восприятию и творению различных мифов, причем независимо от идеологической ориентации.
Социологическое исследование белорусских ученых показали, что даже при оценке социально-экономического развития других стран преимущество отдается эмоционально-окрашенному критерию «свои - чужие», а не более рациональному «хорошее - плохое». При необходимости выбора между «хорошим и чужим» и «плохим, но своим» векторами, осторожные белорусы, скорее всего, предпочтут «плохой, но свой» вектор. Это необходимо учитывать при использовании внешнего опыта в разработке своей концепции реформирования общества. Наибольший эффект скорее всего будет от заимствования позитивного опыта «своих» - России и Украины и проблематично рассматривать позитивные перемены в восточноевропейских и прибалтийских странах («чужие») как фактор развития политического сознания большинства нашего населения.
Нельзя однозначно сказать о преобладании в менталитете белорусов интернальной или экстернальной черты. На индивидуальном уровне заметно проявление первой (поиск причин неудачи в себе и ликвидировать негативные следствия самостоятельно). Но низкий уровень социальной интегрированности приводит в кризисных ситуациях к типичному для экстернальности пассивному ожиданию или панической суете и эмоциональной категоричности по отношению к политическим оппонентам. Экстернальная черта не позволяет ее носителям занять твердую позицию, и поэтому белорусские политики и избиратели часто выбирают между «большим и малым злом».
В современной политической белорусской культуре преобладает экзекутивная черта. В политике это проявляется в доминировании созерцательного способа поведения над активным. Социумы с такой чертой апатичны, легко поддаются внешнему влиянию, имеют потребность в сильном и волевом союзнике. Это приводит к тому, что выгодные позиции на международной арене занимают конкуренты.
По данным социологического исследования, собственный ментальный автопортрет белорусы определили, в первую очередь, следующими доминирующими характеристиками: гостеприимством, трудолюбием, теплотой и сердечностью в отношениях между людьми, совестливостью и состраданием, толерантностью, коллективизмом. Средневыраженными в ментальном автопортрете белорусов определены: стремление к медленным, постепенным общественным изменениям; патриотизм; уважение младшими старших и забота старших о младших; уважение традиций, следование им; созерцательность, мечтательность; чувство локтя, стремление оказать помощь представителям своей нации; духовность. И, наконец, в качестве слабоприсутствующих белорусские респонденты в автопортрете зафиксировали: стремление к личной свободе; законопослушание; обязательность, верность слову, принятому решению; стремление к быстрым, радикальным общественным изменениям; точность, аккуратность; предприимчивость, расчетливость; соревновательность, конкуренция. (см. рис.)

а – стремление к личной свободе, независимости; б – трудолюбие;
в – уважение традиций, следование им; г – точность, аккуратность;
д – коллективизм (один за всех и все за одного); е – индивидуализм;
ж – толерантность (терпимость к другим взглядам, традициям, обычаям;
з – патриотизм; и – теплота и сердечность во взаимоотношениях между людьми, совестливость и сострадание; к – обязательность, верность слову, принятому решению; л – чувство локтя, стремление оказать помощь представителям своей нации; м – духовность (преобладание духовных ценностей над материальными); н – законопослушание;
о – предприимчивость, расчетливость; п – гостеприимство; р – уважение младшими старших и забота старших о младших; с - соревновательность, конкуренция; т – созерцательность, мечтательность; у – стремление к быстрым, радикальным общественным изменениям; ф – стремление к медленным, постепенным общественным изменениям.

Жизненная необходимость поддержания равновесия, баланса разнонаправленных сил и взаимодействий, в сфере которых неизменно находился белорусский народ, и послужили основой толерантности белорусов как мировоззрения и этики поведения. Толерантность как важная черта демократической культуры была характерна для белорусов во времена Великого княжества Литовского, где мирно сосуществовали представители различных наций и конфессий. Взаимодействие различных культурных и религиозных систем также способствовало предотвращению радикализма, сформулировали склонность к неторопливому разрешению проблем, к компромиссам и согласию. В общественной жизни ВКЛ сформировались и другие демократические ценности - законопослушность, патриотизм граждан. К сожалению, крайне неблагоприятные условия привели к утрате многих демократических традиций. Опустошительные войны, многовековое отсутствие своего государства, полонизация и русификация XVII - XX вв., революции и “классовая борьба”, религиозная “разорванность” народа, господство тоталитарного режима в значительной мере деформировали белорусский менталитет. Так, негативный многовековой опыт существования в крайне неблагоприятных условиях, не поддающихся изменениям, сформулировал способность к особой приспособляемости к внешним условиям, подстраиваться под среду, а не изменять ее. Поэтому толерантность приобретает негативное содержание для его носителя, трансформируется в долготерпение как способ выживания, а законопослушность - в покорность власти, патриотизм и гордость за свою культуру, историю - в пренебрежительное отношение к своему и стремление присоединиться к более развитой культуре. И все же белорусский народ оставался верен своей земле. В отсутствии культурной коммуникации и государственности именно понятие “тутэйшыя” (связь с землей) служило выражением своей самобытности, непохожести на другие народы.
По отношению к власти сформировалось амбивалентное отношение: с одной стороны, это иррациональный авторитет власти, завышенные ожидания от власти, ее мистификация, персонификация, склонность к харизматическому восприятию политических руководителей; с другой стороны, недоверие по отношению к государственным институтам, страх к власти.
Большинство населения с надеждой встретили новые идеи (рынок, демократия, суверенитет), рассматривая их, прежде всего в качестве символов материального благополучия, а не инструментальных ценностей. Сохранились прежние стереотипы о том, что государство должно заботиться о светлом будущем народа: раньше коммунистическим, теперь рыночном. Между тем, и суверенитет, и рыночные механизмы, и демократические процедуры полноценно функционируют и показывают свои преимущества через индивидуальное участие большинства населения. Однако понятными нормами и эффективными моделями поведения общество не было обеспечено. К новым условиям смогли адаптироваться самые предприимчивые, энергичные, психологически сильные и способные к переменам люди. Позитивные ценностно-рациональные ориентации сформировались у той части общества (интеллигенция, молодежь), которая на интеллектуальном уровне смогла осознать превосходство новых ценностей. У большинства же населения после столкновения с негативными социальными последствиями экономического кризиса происходит резкое падение демократических, прорыночных настроений и растет ностальгия по советским ценностям. Негативному восприятию курса на перемены содействовал и пример реформирования российской экономики по либеральному сценарию. Находясь в едином информационном пространстве, население Беларуси как бы сопережило все перипетии своих соседей.
Понятно, что такие обстоятельства социально-экономической и политической жизни не способствуют формированию демократической политической культуры в широких слоях населения.
Таким образом, можно говорить об отсутствии в Беларуси единой политической культуры и наличия характерной для переходного общества фрагментарности. Старшее поколение выступает за порядок - молодежь - за свободу и индивидуальные права; социально слабые слои - за государственное регулирование на цены - наиболее адаптированные (предприниматели, средние слои) - за рыночную модель; лица низкого социального статуса и образования за объединение в единое государство; лица с высоким социальным статусом и образованностью - за суверенитет.
Что в такой ситуации может объединить всех жителей Беларуси? На наш взгляд, каждому человеку сейчас наиболее близка и актуальна мысль о материальном благополучии и общественном согласии на своей земле. Можно согласится и с белорусскими учеными (Бабосов Е.М., Ровдо В.В.), относительно необходимости использования обновленной национальной идеи, как основы для национального консенсуса и платформы для осуществления целенаправленного реформаторского курса. Обновленная национальная идея переносит акцент с этнокультурного аспекта нации на политический аспект. Это отражает специфику белорусской ситуации. Процесс создания государства опережает процесс формирования национального сознания и нации. Поэтому сейчас национальная идея должна базироваться на признании белорусами всех граждан РБ вне зависимости от их языка, культуры, религии, политической идеологии и т.д. У всех нас общая Родина, общая судьба, общие коренные интересы, равные права и обязанности.
Важнейшая задача всех граждан страны на современном этапе - это сохранение и укрепление независимости Беларуси. Динамика процесса становления государственности и граждан нового государства взаимосвязанный процесс: 1) от каждого человека требуется самоопределиться и осознать ответственность за состояние дел в государстве; 2) государство должно заслужить доверие своего народа. Устойчивость и перспектива общества строится на логике развития личности. Будущее у того государства, которое сможет предоставить своим молодым гражданам “жизненное пространство” для самореализации.
Осмысление ментальных особенностей и исторически сложившихся ценностей политической культуры Беларуси позволяет понять существующую сейчас нормативную модель взаимоотношений «личность - общество - государство» и оценить возможности той или иной модели развития. Существуют различные мнения относительно того, какая идеология наиболее соответствует исторической ситуации, состоянию политической культуры и задачам реформирования белорусского общества. Все чаще высказывается предположение, что в ее основе это должна быть социал-демократическая модель развития общества. Действительно, можно полагать, что характерные для социал-демократии эволюционно-реформистский путь; компромиссность (все хорошее от капитализма и социализма), плюрализм различных форм хозяйствования будет способствовать становлению социально-ориентированной рыночной экономики; социал-демократическая модель демократии (демократия участия) - формированию гражданской культуры; а принцип паритета прав нации и личности - утверждению ценности суверенитета и государственного сознания. Однако идеологию общества не следует рассматривать как спущенную сверху государственную директиву. Это скорее продукт процесса взаимодействия различных идеологий, представляющих социально-экономические и политические интересы, ценности социальных групп белорусского общества. Поэтому идеология белорусского государства видится скорее как некий синтез компонентов социал-демократии, консерватизма и либерализма, в наибольшей мере выражающий потребности развития личности и общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кириенко В. В. Белорусская ментальность: истоки, современность, перспективы / В. В. Кириенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2009. – 319с.
2. Мельников А. П. Национальный менталитет белорусов. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2004. – 78с.
3. Бабосов Е. М. Основы идеологии современного государства. – Минск, 2007.
4. Мельнікаў А. Характар і менталітэт беларусаў // Беларуская думка. - 1997. - № 7
5.Фурман, Д. Парадоксы белорусского самосознания/ Д. Фурман, О. Буховец// Дружба народов. – 1996. – №6.
Категория: Идеология | Добавил: asi
Просмотров: 5764 | Загрузок: 29
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]