Министерство образования республики Беларусь Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИ-КИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Специальность Промышленная электроника
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «Социология»
Вариант № 13
Преподаватель А.Г.Пацеева Выполнил студент гр. 881971 Д.С.Качур
Минск, 2018 Содержание
Введение 3 1. Системный подход к рассмотрению общества 4 2. Важнейшие подсистемы общества 9 3. Основные элементы структуры общества 12 Заключение 17 Список использованных источников 18 Приложение 19
Введение
Людям, независимо от их индивидуального бытия, присущая общезна-чимая (социальная) качество, обусловлена обстоятельствами их общего (об-щественного) существования. Такими обстоятельствами являются социальное устройство, экономические и политические условия, уровень сознания, куль-туры, права и свободы личности и т.д., которые одновременно являются ба-зовыми свойствами общества. Именно в обществе человек приобретает соци-альных качеств, осознает свою социальную сущность. В современном обществе нет более потребляемого слова, чем общество. Его содержание варьирует в зависимости от научных школ и направлений. Общим является то, что общество рассматривается как некая совокупность людей, как сложная система, состоящая из множества подсистем. Постоянно идут споры о том, можно ли считать общество стройной системой или же это аморфное состояние людей? Если общество – это система, то какие ее эле-менты, как они взаимодействуют между собой и влияют друг на друга? Вся-кая совокупность людей образует общество Общество – самая система взаимосвязей и взаимоотношений между людьми, социальными группами, сообществами и социальными институтами.
1. Системный подход к рассмотрению общества
Понятие «система» используется для объяснения социальных и природ-ных явлений с помощью анализа устойчивых взаимосвязей элементов, со-ставляющих единое целое. Систему можно определить как совокупность взаимосвязанных элемен-тов. Признаки системы: • система состоит из элементов, связанных между собой отношениями взаимозависимости, благодаря чему изменения в одном элементе порождают изменения в системе в целом; • система – это упорядоченная целостность, образуемая совокупно-стью элементов и несводимая к их простой сумме; • отношения взаимозависимости между элементами и получаемая в ре-зультате целостность подчиняются определенным правилам; • развитие системы осуществляется путем ее реагирования на измене-ния внутри системы, а также на импульсы из внешней среды. Поэтому любая система может описываться в двух аспектах. С точки зрения ее структуры, то есть, какие элементы (подсистемы) составляют целое, как они связаны друг с другом и каким образом они взаимодействуют с внеш-ней средой. В контексте ее динамики, то есть адаптации, приспособления к меняющимся условиям существования путем осуществления каждым элемен-том строго определенной функции, благодаря чему система характеризуется способностью к самоорганизации и саморазвитию. Поведение социальных систем, к которым относится общество, его эко-номическая, социальная, политическая, духовная подсистемы, а также меж-дународное сообщество, отличается от поведения всех иных систем. В каче-стве элементов социальной системы выступают разнокачественные явления: материальные, идеальные, духовные. Кроме того, общество включает в себя разнородную совокупность социальных субъектов (индивидов, общностей, государств, институтов) и объектов, подсистем, функций, взаимосвязей, дей-ствие которых зависит от основного элемента социальной системы – челове-ка, обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своего поведения. Первичным элементом общества как социальной системы является соци-альное действие. Под ним понимаются все виды поведения, которые мотиви-руются и направляются теми смысловыми значениями, которые придает им действующий субъект как существо культурное, а не инстинктивное и кото-рые ориентированы на поведение другого человека. Социальное действие одного индивида с другими является взаимодей-ствием. Вступая во взаимодействия с различными индивидами, он приписыва-ет их действиям определенный смысл. Упорядоченность взаимодействиям людей придают правила, нормы, ценности, идеалы, убеждения. Функции системы соответствуют совокупности тех видов деятельности, назначение которых состоит в способности удовлетворять потребности си-стемы. Любая система включает 4 функции: воспроизводства, интеграции, це-ледостижения и адаптации, реализация которых позволяет удовлетворять ее элементарные потребности. Эти функции в своей совокупности должны обес-печивать стабильность системы и способность к развитию под влиянием из-меняющихся условий существования. Каждая из подсистем общества (экономическая, политическая, социаль-ная и культурная) не просто удовлетворяют потребности индивидов, соци-альных отношений, но и реализуют конкретные функции, позволяющие обес-печивать жизнедеятельность системы в целом. Для своего существования и поддержания жизнеспособности общество как социальная система должно разрешать возникающие проблемы. Способ-ность общества как системы к саморазвитию обеспечивает механизм функци-онирования, действие которого основано на принципе «стимул-реакция». В качестве стимула выступают импульсы, идущие из внешней среды или от составных частей системы. Они могут приобретать характер требований (повышение заработной платы – социальная система). «Реакция» представляет собой действия подсистемы как ответ на внеш-ние и внутренние раздражители. Реакция может принимать форму действий правительства, нормативно-правовых актов законодательного собрания. Для реагирования на возникающие проблемы общества как система должна обла-дать ресурсами: экономическими, финансовыми, информационными, право-выми и иными возможностями. Механизм адаптации общества как системы формируется благодаря то-му, что как сама система, так и ее подсистемы находятся в состоянии посто-янного взаимообмена ресурсами. Существуют два взгляда на источники ре-сурсов. Один из них связан с рассмотрением общества в качестве составной части более глобальной системы (природы, цивилизации) и выявлением ха-рактера ее связей с внешней средой (экологической, международной). Второй обусловлен пониманием того, каким образом обеспечиваются целостность, устойчивость и равновесие внутри самой системы, изначально расчлененной на подсистемы, которые вовлечены в процесс взаимообмена по принципу: «затраты» (ресурсы) – «выпуск» (продукты). Физическая (природная) среда имеет для общества важное значение, по-скольку является непосредственным источником производственных, техниче-ских и экономических ресурсов. Именно из нее общество извлекает различ-ные виды энергии, полезные ископаемые. Важное значение имеет и междуна-родная подсистема, обладающая финансовыми, технологическими, информа-ционными ресурсами. Однако следует помнить, что эти отношения носят вза-имообусловленный характер (пр. повышение или понижение мировых цен на энергоносители заметно влияет на экономическую ситуацию в стране, которая занимается их экспортом). Будучи системой открытой, то есть взаимодействующей с другими си-стемами, общество обладает известной автономией, самодостаточностью. Оно развивается не только путем реагирования на внешние импульсы, но и на сигналы изнутри. Общество как самодостаточная система представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных волей и сознанием и преследующих цель удовлетворения собственных интересов. Адаптация общества как системы может приспосабливаться к меняю-щимся условиям благодаря внутренней упорядоченности, согласованности взаимоотношений групп, социальных институтов и норм, составляющих со-циальную структуру. Понятие социальная «структура» отражает определен-ную форму устойчивых связей, отношений, приводящих к созданию социаль-ных групп и институтов. Именно структура определяет устойчивость и ста-бильность общества как системы. В основе социального взаимодействия людей лежат потребности и инте-ресы. Они выступают мотивами деятельности, то есть тем, что побуждает че-ловека к социальному действию. Потребности могут носить индивидуальный характер, их реализация осуществляется самим индивидом. Существуют и общезначимые потребно-сти, которые он не в состоянии реализовать в одиночку. Они являются общи-ми для множества людей. Для их удовлетворения индивид объединяется, ко-оперируется с другими индивидами и создает социальные группы. Социаль-ная группа- совокупность людей, которые определенным образом взаимодей-ствуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и счи-таются членами этой группы с точки зрения других. Социальные группы об-ладают сплоченностью, стабильностью, устойчивостью, однородностью. К социальным группам относятся: половозрастные группы, националь-ные, профессиональные, религиозные, политические, территориальные. Потребности социальных групп характеризуются массовостью проявле-ния, устойчивостью во времени и пространстве, сопряженностью (т.е. удовле-творение одних потребностей влечет за собой целый комплекс других по-требностей). Для осуществления этих потребностей люди создают социальные инсти-туты. Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и не-формальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и ста-тусов. Социальные институты необходимы для организации совместной дея-тельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, разум-ного распределения ресурсов, которыми располагает общество (брак и семья, государство, право, религия и т.д.) Социальные институты объединяют совместные усилия людей, сводят их социальное поведение к определенным образцам и стандартам. Их называют социальными ролями. Социальная роль – это ожидаемое поведение, связан-ное с определенными правами и обязанностями (статусом). Упорядоченность социальных связей и взаимодействий в обществе в зна-чительной мере обусловлена наличием в нем социальных норм и ценностей. Культура посредством ценностей, верований, норм, правил, идеалов в опре-деляющей мере регулирует поведение людей, отбирает те образцы и стандар-ты поведения, которые разделяются большинством общества. Этот отбор осуществляется на основе социальных ценностей. Ценностя-ми являются общепринятые в данном обществе убеждения относительно це-лей, к которым человек должен стремиться, и средства, посредством которых он должен их достичь. Ценности обобщаются в морали, религии. На основе ценностей формируются социальные нормы (правила). Соци-альные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие взаи-модействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуры. Соблюдение этих правил обеспечивается путем применения поощрений и наказаний. Наиболее важное значение в механизме регуляции взаимодействий меж-ду людьми имеют правовые нормы и нормы морали.
2. Важнейшие подсистемы общества
Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система. Выделение подсистем общества также является важным вопросом для социологической науки. Поэтому неудивительно, что в разных социальных теориях существуют различные подходы к выделению подсистем общества. Так, в рамках марк-сизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. С каждой формой общественного сознания связаны определенные организации и учре-ждения. С политическими идеями связаны политические институты общества (партии, движения, органы власти), с правовыми идеями – институты права, с религиозными – церковь и церковные организации. При этом согласно марксистскому учению именно базис определяет ха-рактер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости. Таким образом, все надстроечные явления так или иначе отра-жают экономические отношения, составляющие базис: одни – непосредствен-но (политические, правовые явления), другие – опосредованно (искусство, философия). При этом идея детерминации надстроечных учреждений эконо-мическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятель-ности и постоянной активности надстройки. Относительная самостоятель-ность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций. Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся об-ласти общественной жизни. Эти сферы отличаются по содержанию, типиче-ским признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций. Однако марксистский подход к выделению подсистем общества не явля-ется единственным. Если в советской социологической науке этот подход и считался определяющим, то сегодня он уступил свое место цивилизационно-му подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как сово-купность четырех областей или сфер. Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонауч-ном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объ-единяемые по их месту и роли в жизни общества. Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных от-ношений по производству, распределению и потреблению результатов труда. Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедея-тельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное про-изводство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение. Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отно-шений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отно-шения. Они же определяют и ее специфику. Возникновение политической власти обуславливается четким осознанием политических интересов. Поэтому политическая власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государ-ство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними. Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отноше-ний, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества. Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы обще-ства: 1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благососто-яние, направленная на все слои населения; 2) совокупность социальных орга-низаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения неза-щищенных слоев населения. Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга. Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функ-циями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соот-ветствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества яв-ляется религия. Все четыре сферы взаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние. Несмотря на то, что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в обще-ственной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества. Политическая сфера осуществляет функцию управления и является вер-хушкой общества. Социальная и духовная сфера носят сквозной универсаль-ный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую. Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное суще-ствование.
3. Основные элементы структуры общества
Социальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм. Ознакомившись с особенностями современных социальных общностей и людей, которые в них участвуют, мы можем подойти к пониманию более крупных структур, а именно — современных обществ. Вместе с тем, мы мо-жем понять также причины сложности и неопределенности многих структур, систем и институтов, которые возникают и действуют в современных обще-ствах. Социология определяет общество как исторически сложившееся множе-ство отношений, систем и институтов, функционирующее на некоторой тер-ритории. Таким образом, общество состоит: • из множества лиц, граждан, объединяемых по месту проживания (го-рода, поселки, деревни), по месту работы (предприятия, государственные учреждения), по месту учебы (школа, институт, университет); • множества социальных позиций, или статусов, которые занимают люди, а также социальных функций (граждане, руководители, депутаты раз-ных уровней, деятели политических и общественных организаций); • множества разнообразных норм и ценностей, определяющих в той или иной степени особенности и содержание деятельности людей, обществен-ных институтов и систем. Из приведенного определения видно, что общество имеет очень сложную структуру, причем все ее элементы находятся в состоянии непрерывного и неопределенного движения. Вместе с тем, общество представляет собой относительно целостный (хо-тя и не свободный от противоречий) социальный организм. Общество состоит их множества людей, но не является простой суммой людей. Общество — это крупное образование, отличающееся устойчивыми формами взаимодействия и взаимозависимости составных частей — людей, социальных институтов, со-циальных общностей (групп) и социальных норм. В этом смысле понятие об-щества может считаться совпадающим с понятием государства. Социальная структура — это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями клас-сов и других социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов. Различают социальную структуру в целом, охватывающую сово-купность всех общественных отношений, и социальную структуру отдельных подсистем и сфер данного государства — производства, политики, науки, культуры и т. д. Иногда, говоря о структуре общества, имеют в виду только одну сторо-ну: либо институты, либо органы власти, либо сообщества и т. п. Такой огра-ниченный взгляд на общество не дает возможности понять его реальной сложности и прогнозировать его дальнейшее развитие. Общество характеризуется относительным единством производительных сил и административных структур, а также и экономических, правовых и по-литических отношений. Между этими элементами, выполняющими некоторые функции, в каждом обществе устанавливаются специфические взаимосвязи и взаимодействия. Эти особенности и определяют специфику современных об-ществ, даже, можно сказать, уникальность каждого. Каждый элемент, в свою очередь, также является сложной и динамиче-ской системой. Так, экономика представлена различными отраслями промышленности, сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающими отраслями. Действу-ют и различные виды собственности — индивидуальная, групповая, государ-ственная. Правовая область включает конституционную, гражданскую, уго-ловную, административную, международную, таможенную отрасли. Полити-ческое пространство включает партии, идеологию, политическое управление, политическую и правовую культуру. Важно подчеркнуть, что в каждом обществе существуют наиболее зна-чимые процессы и тенденции, которые оказывают то или иное влияние на за-висимые процессы. Правда, нередко второстепенные (или считающиеся тако-выми) процессы оказываются весьма влиятельными. Необходимость особенно тщательно учитывать динамику общества и оценивать взаимосвязи между его элементами в наши дни объясняется значи-тельным ускорением всех социальных, экономических, политических и меж-дународных процессов. Еще в начале XX века скорость общественных про-цессов была медленной, и это оставляло много времени для поиска обосно-ванных оценок и практических решений. В наши дни динамизм общества тре-бует оперативной и относительно безошибочной реакции на происходящее. Это требование относится не только к институтам власти, но и к каждому гражданину. Базисные элементы и процессы общества подобны клеткам и метаболиче-ским процессам живых организмов. Но живой организм состоит из разных ор-ганов (сердце, артерии, вены и т. д.) и их систем (кровеносная, пищеваритель-ная, нервная и т. д.). Структурно-функциональная социология пытается обна-ружить общественные органы и системы органов, позволяющие рассматри-вать общество как организм. Огюст Конт выделил в общественном организме три основных системы органов (институтов): • регулятивную (управление); • производственную (сельское хозяйство, ремесло, промышленность); • распределительную (дороги, транспорт, торговля и т. п.). Главным институтом-органом общественного организма у него был управленческий (государство, право, церковь). Для К. Маркса строение общества имело подчиненный характер, было средством выделить его важнейшую структуру — общественно-экономическую формацию, которая поглощает все общество как социальный организм. Маркс выделял в обществе две части (сферы, системы): базисную (экономика), определяющую производство материальных благ, и надстроеч-ную (государство, церковь, право, формы общественного сознания и т. п.). Главной частью общества он считал экономику, что выразил формуле «Базис определяет надстройку». Марксовое понимание строения общества было развито в советской марксистской социальной философии. Владимир Барулин выделил в обще-стве четыре основных сферы-органа: • материально-производственная сфера (экономика); • социальная (народ, экономические классы, нации); • политическая (государство, партии, профсоюзы); • духовная (обыденное сознание, общественная психология, идеология, формы общественного сознания и т. д.). Экономику он считает определяющей все остальные сферы жизни обще-ства. Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эво-люционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое обще-ство, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей: • технико-экономического; • социально-политического; • законодательного; • художественного и т. д. Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В ре-зультате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной раз-вития локальных обществ является технико-экономическая сфера. Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом: • постоянная территория, имеющая государственную границу; • пополнение численности сообщества в результате деторождения и им-миграции; • развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.); • политическая (государственная) независимость. Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсут-ствует.
Заключение
Выполнив данную контрольную работу, можно сделать следующие вы-воды: Общество – самая система взаимосвязей и взаимоотношений между людьми, социальными группами, сообществами и социальными институтами. Это сложная социальная система, которая характеризуется стабильностью, взаимосвязью социальных общностей, постоянно развивается, социальных норм и ценностей, регулирующего связи и отношения между ними. Суще-ствует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса. Структуру общества как социальной системы образует определенный способ связи и взаимодействия ее элементов. В ряде сфер жизнедеятельности постоянно повторяющиеся взаимодействия постепенно приобретают устойчи-вый, упорядоченный, предсказуемый характер. В процессе такого упорядочи-вания формируются особые связи, называемые социальными отношениями. Социальные отношения — это устойчивые связи, возникающие между соци-альными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (правовой, культурной) деятельности.
Список использованных источников:
1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998. 2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатерин-бург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. 3. Ермолаев А. Выборочный метод в социологии. Методическое посо-бие. Москва, 2000. 4. Качалов, И. Л. Социология: учебно-метод. пособие для студ. неэко-номич. спец. БГУИР всех форм обуч. / И. Л. Качалов. – Минск : БГУИР, 2004. 5. Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М. : Про-спект, 2009. 6. Лавриненко Н.В. Социальная философия /Под ред. - М., 1998.
Приложение
1. Общество – система взаимосвязей и взаимоотношений между людь-ми, социальными группами, сообществами и социальными институтами. 2. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целост-ное единство. 3. Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различ-ные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. 4. Социальная роль – это ожидаемое поведение, связанное с определен-ными правами и обязанностями (статусом). 5. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее слож-ны, чем сама система. 6. Базис – это совокупность производственных отношений, составляю-щих экономическую структуру общества. 7. Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов тру-да. 8. Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных от-ношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. 9. Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулирова-нию его состояния. 10. Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. 11. Социальная структура общества — это совокупность взаимосвя-занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними.