Введение……………………………………………………………………………...3 1 Политика, её сущность и структура ………………………………………..5 1.1 Политика как социальная сфера…………………………………………..5 1.2 Функции политики………………………………………………………....6 1.3 Структура политики………………………………………………………..7 1.4 Уровни организации политики……………………………………………8 2. Идеология как особая форма мировоззрения ……………………………10 Список используемой литературы………………………………………………...13
Введение
В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем. Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции. Как глобальный механизм регулирования социальных отношений политика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциализации межгруппового диалога, придания процессу конкуренции за власть в основном цивилизованных и мирных форм. По своему характеру политическое регулирование означает использование государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т.д.
1 Политика, её сущность и структура
1.1 Политика как социальная сфера
Возникновение политического способа обеспечения межгрупповой конкуренции сопровождалось формированием особого слоя управляющих государством, которые стали профессионально заниматься регулированием социальных отношений, выработкой и поддержанием соответствующих норм и правил социальной деятельности. Появление же государства как нового центра социального притяжения качественно изменило и статусы конкурирующих сторон, для которых возможности удовлетворения их нужд и запросов стали зависеть не столько от имеющихся у них способностей или ресурсов, сколько от степени их близости или удаленности от центра публичной власти. Этот качественно новый тип зависимости давал группам шанс за счет одной лишь помощи государства существенно расширить набор социальных благ для своих членов. Для поддержания постоянных контактов с государством эти группы вынуждены были создавать особые ассоциации, защищающие их властно значимые интересы и цели: партии, лобби, группы интересов и др. Таким образом, политика формировалась как особая система связей, сохраняющая объединенность жизни людей и скрепляющая их социальные узы посредством публичной власти. Она стала средством приведения разрушающих общество конфликтов к необходимой для выживания общества форме и его продвижения вперед за счет повышения уровня межгруппового согласия. Политика сформировалась как механизм перераспределения важнейших материальных, информационных, духовных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении не только государства, но и всего общества в целом. Она преобразовала разрушительные последствия межгрупповых противоречий в созидательные импульсы общественного развития. Благодаря политике общество освободилось от варварского способа удовлетворения групповых интересов – борьбы на уничтожение. С политикой люди обрели возможность вести конкурентную борьбу по правилам, согласовывая свои интересы с интересами социального целого. Как особая социальная сфера политика демонстрирует различную степень концентрации усилий власти в налаживании межгрупповых отношений. Если процессы формирования органов государственной власти и принятия ими политических решений составляют как бы эпицентр политики, ее ядро, то за его границами, на периферии этих процессов могут решаться задачи, только приближающие те или иные силы к реальной конкуренции за власть. Например, группы, не способные на очередных выборах выиграть спор за власть, используют их не для борьбы за голоса избирателей, а для «обкатки» своего имиджа в глазах общественного мнения, апробирования программ, т.е. для позитивного закрепления своего курса в сознании избирателей в надежде использовать эту память на следующих выборах. В то же время невероятная сложность формирования политики, постоянно существующая внутренняя возможность использования ее конструктивных возможностей в узкоэгоистических интересах правящей группы порождают противоречивые и даже противоположные оценки этого регулятивного механизма. Например, У. Бек делает упор на «творческую, самовыражающуюся» сущность политики, которая извлекает из группового противопоставления «новые содержания, формы, коалиции», что дает основание рассматривать ее не как «политику политиков», а как «политику общественности», ищущую новые социальные возможности для «самосогласования» интересов и развития социума. В то же время другой немецкий ученый Т. Майер считает, что современная политика «парализует общество», ставя свои возможности на службу не людям, а интересам политиков в области их карьерного продвижения, повышения служебного и общественного статуса, увеличения индивидуальных доходов и т.д.
1.2 Функции политики
Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций: – выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества; – рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны; – распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом; – управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития; – интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы; – социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз – особые техники связи с общественностью); – созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой. Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений. В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности.
1.3 Структура политики
Выполнение политикой столь специфических функций предполагает и наличие у нее соответствующей внутренней структуры, которая, собственно, и предопределяет возможность исполнения ею перечисленных задач. Эти структурные элементы в своей совокупности обеспечивают формирование политики как целостной и качественно определенной области социальной жизни. К несущим опорам политики относится прежде всего ее политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. Важнейшим элементом структуры политики является и политическое сознание. В самом общем виде оно характеризует зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов, и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов. Еще одним структурным элементом выступают политические отношения. Они фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти. Например, политические процессы могут формироваться в рамках обостренной борьбы сторонников противоположных целей или свидетельствовать об установлении в обществе прочного консенсуса по основным целям общественного развития. Не случайно Дж. Сартори считал, что политика может существовать либо в виде «войны», в которой стороны не считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо в виде «торга», где свои позиции в государственной власти конфликтующие стороны укрепляют на основе сделок и договоров.
1.4 Уровни организации политики
Политика как особая сфера жизнедеятельности человека обладает способностью организовывать свои порядки на различных уровнях социального пространства. Так, регулируя межгосударственные отношения или связи национальных государств с международными институтами (ООН, Евросоюзом, НАТО и др.), политика выполняет роль своеобразного глобально-планетарного механизма регулирования мировых конфликтов и противоречий. В этом случае политика выступает в качестве наиболее высокого по уровню способа регулирования мировых и внешнеполитических отношений, или как мегаполитика. Конфликтные взаимоотношения внутри отдельных государств формируют уровень макрополитики. Это наиболее распространенный и типичный уровень организации межгруппового диалога. Мезополитика характеризует связи и отношения группового характера, протекающие на уровне отдельных регионов, локальных структур, институтов и организаций. И наконец, властно значимые отношения индивидов могут воплощаться в микрополитике, представляющей наиболее низкий (но отнюдь не самый простой) уровень межличностных или внутригрупповых отношений, регулируемых институтами государства. На каждом уровне своего протекания политические процессы формируют специфические институты, отношения, механизмы и технологии рационализации конфликтов и регулирования споров. Причем каждый уровень обладает известной самостоятельностью, и его особые механизмы не могут «автоматически» использоваться для разрешения конфликтов на ниже- или вышестоящем уровне. Поэтому, например, международные институты зачастую не способны урегулировать политические конфликты внутри страны. А действия федеральных властей нередко бессильны для разрешения какого-нибудь регионального (в частности, межэтнического) конфликта. Соответственно, каждый из этих уровней организации политики предполагает и особые способы изучения соответствующих процессов, создавая возможности даже для концептуализации отдельных отраслей и субдисциплин в политической науке (теории международных отношений, политическая регионалистика и т.д.).
2 Идеология как особая форма мировоззрения
Общественное сознание представляет собой совокупность знаний, ценностей, норм, убеждений и верований, в которых отображается социальная действительность. Чтобы уточнить сущность идеологии необходимо разграничить ее с такими формами общественного сознания, как мировоззрение, философия, миф, наука, религия, мораль. Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, идеалы, принципы, ценностные ориентации людей. Это наиболее обобщенный, целостный образ мира. В отличие от идеологии, мировоззрение формирует картину всего мира, а не только социально-политической действительности. Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Подобно мировоззрению, философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. Однако философия, в отличие от идеологии, оперирует сугубо рациональным научным знанием. Мифология представляет собой форму целостного переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Общее между мифологией и идеологией проявляется в стремлении подогнать индивидуальную картину мира под схемы, созданные человеческим воображением. Идеология, также, как и миф, служит оформлению массовых ожиданий, страхов, надежд, маний и фобий в яркие и доступные образы. В то же время, в отличие от мифа, идеология использует рационально-рассудочные средства объяснения мира. Наука – это сфера деятельности человека, связанная с выработкой и систематизацией достоверных знаний об эмпирической реальности. Разница между наукой и идеологией проявляется в том, что наука занимается поиском объективной истины, а идеология выражает интересы определенных социальных слоев. Кроме того, в отличие от науки, идеология включает не только знания, но и ценности, идеалы, убеждения. Тем не менее, и идеология, и наука используют одни и те же понятия и категории. В случае, когда выводы науки начинают использоваться какой-то политической силой в целях достижения или удержания власти, они превращаются в идеологемы. Религия представляет собой определенный тип мировоззрения, основанный на вере в сверхъестественное. Ключевое понятие религии – это понятие веры как уверенности в истинной святости религиозных догм и связанных с ними сакральных предметов, обрядов, практик. В отличие от религии, идеология апеллирует не к вере, а к верованию в определенные идеалы, которые являются священными не сами по себе, а потому, что их такими сделало общество или какие-то социальные группы. Лишая религию веры в трансцендентного Бога, французский социолог Э. Дюркгейм фактически отождествлял ее с идеологией. В секуляризированном обществе задача выработки ориентации людей по поводу смысла жизни частично переходит к идеологии. В данной связи У. Матц утверждал, что идеология – это религиозно мотивированная система ориентации, имеющих светское содержание. Как средство воздействия на мотивационную структуру личности идеология имеет много общего не только с религией, но и с моралью. Мораль (от лат.moralis – нравственный) – система воззрений на жизненное назначение человека с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, выступающих регуляторами общественных отношений. В отличие от правовых норм, которые являются общеобязательными и закрепляются в правовых актах, нормы морали создаются из самой практики взаимоотношений в обществе. Иногда они получают выражение в фиксированных представлениях (заповедях, принципах, категорических императивах) о том, как должно поступать. С моральных позиций можно оценивать не только практические действия, но и мотивы, стремления человека. Ненадежность моральных норм как регуляторов отношений в социально-политической сфере заключается в том, что иногда моральные принципы противоречат интересам людей. Поэтому ни политика, ни идеология не подчиняются всецело нормам морали, а функционируют по своим собственным законам. Тем не менее, сам процесс идеологического творчества в определенной мере ограничивается нравственными устоями общества, а также моральными принципами самих идеологов.
Список используемой литературы
1. Белякович Н.Н. Политология : учебное пособие/ Н. Н. Белякович. -4-е изд., перераб. и доп.. -Минск: Дикта, 2010. -434 с. 2. Мельник В.А. Политология : учебник для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования/ В. А. Мельник. -6-е изд., испр.. -Минск: Вышэйшая школа, 2008. -542 с. 3. Божанов В.А. Политология: мир современной политики : учебное пособие/ В. А. Божанов. -Минск: Дикта, 2008. -327 с. 4. Вонсович Л. В. Политология : курс интенсивной подготовки/ Л.В. Вонсович. -2-е изд., перераб.. -Минск: ТетраСистемс, 2010. -351 с. 5. Круглова Г.А. Политология : учебное пособие для студентов вузов/ Г.А. Круглова ; рец. В. В. Бущик. -Минск: Асар, 2009. -302 с.