Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составляющих частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т. д. Целью данной контрольной работы является рассмотрение важных политических идей мыслителей XVIII – XIX вв. В XVIII веке обрела свои наиболее выразительные черты эпоха просвещения. Она ознаменовала переход от феодализма к капитализму. Именно просвещение было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы выли против феодального строя и его идеологии. Специфику содержания Просвещения более всего характеризует два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых осуществление этого идеала. Деятели просвещения (Ш.Л. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, И. Кант, Гегель, А.Н. Радищев, Ф. Прокопович и др. ) желали утвердить на земле «царство разума», в которых люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Просветители стремились доказать, что прогресс истины непосредственно сопряжен с исторической поступью свободы, что он приближает наступление свободы для всех людей. В разных пропорциях, отражая национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, отмеченные моменты присутствовали в просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, северной Америки и других стран. XIX век – эпоха политических потрясений, перекроивших карту Европы, Эпоха формирования основных политических идеологий нашего времени. Либерализм как политическая идеология, его социальная база, идейные и социально культурные источники. Задача данной контрольной работы состоит в освещении основных политических и правовых учений XVIII – XIX вв.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ XVIII-XIX В.
Начало европейского Нового времени связано с процессами секуляризации общественных отношений и формированием светского характера социальной мысли. Новое звучание получила идея “естественных прав” человека: быть свободными в убеждениях и действиях, обладать и распоряжаться собственностью, являться равными друг другу, иметь гарантии от произвола и т.п. Идею “естественных прав” развила и дополнила концепция “общественного договора”, благодаря которой радикально изменялся господствовавший прежде взгляд на источник публичной власти в государстве, на подлинного субъекта государственного суверенитета. О Раннебуржуазная идеология активно занималась теорией политического механизма, которым следовало заменить абсолютную монархию. Вольтер (1694-1778) - великий французский мыслитель и литератор. Он не оставил после себя специальных политико-юридических трудов. Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которое насаждает церковь, умерщвляют жизнетворное начало всякой свободы - свободу совести и слова. Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Свобода у него в первую очередь - свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стрежнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. Подлинная свобода проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Тремя его основными произведениями являются «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян» и, наконец, итог двадцатилетнего труда - «О духе законов». Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, -политическая свобода. Законы природы (естественные законы) - законы, которые «вытекают единственно из устройства нашего существа». К естественным законам он относит: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. Положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений. Решающее влияние на законы оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Он различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Политическая свобода возможна вообще лишь при умеренных правлениях. Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) - один из ярких мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Его взгляды изложены в: «Рассуждении по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Суждение о вечном мире», «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения. В основе общественного договора лежит общая воля. Законодательная власть должна осуществляться самим народом-сувереном непосредственно. Исполнительная власть (правительство) создается по решению суверена. Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, «наиболее важные из всех», - «нравы, обычаи и особенно мнение общественное». Иммануи́л Кант(1724-1804) - немецкий философ. В учении о праве он развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь». Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира. Величайшим мыслителем Германии на рубеже XVIII – XIX вв. был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), философ, автор ряда работ по проблемам государства и права, среди которых важнейшее место занимает «Философия права». Политическая концепция Гегеля интересна обоснованием глубокой связи государства, права и свободы воли человека. Совокупность законов, издаваемых государством и поддерживаемых его силой, еще не есть право. Законы, издаваемые государством, должны, по Гегелю, соответствовать духу эпохи, духу времени. Это первый критерий, который позволяет говорить о статусе закона как права, как правового закона. Гегель раскрывает сущность права через свободу воли. В основе права лежит свобода человека. Там, где нет свободных индивидов, там нет права. Так, Гегель указывает, что в платоновской модели государства, разработанной в диалоге «Законы», есть законы, но нет права. Права нет потому, что законы регламентируют жизнь человека до мельчайших деталей, даже дети должны играть по законам государства. Следовательно, здесь нет свободы. А там, где нет свободных людей, там не возникает потребности в права. Свобода людей развертывается в особой сфере, которую Гегель называет гражданским обществом. Он четко различает его и политическое государство. Гегель первым заложил основы современной теории «граж-данского общества». Характеризуя гражданское общество. Гегель показывает, что это сфера проявления свободы человека на основе права частной собственности. Но здесь, в гражданском обществе, еще не достигается подлинная свобода, здесь каждый сам для себя цель, здесь происходит гоббсовская «война всех против всех». И только государство способно утвердить подлинное право и свободу. В области межгосударственных отношений Гегель выдвинул в целом реакционную, милитаристскую концепцию. Он утверждал, что вечный мир на земле (о нем говорил И. Кант) невозможен. Гегель – сторонник войн, которые, по его мнению, «сохраняют нравственное здоровье народа», не дают вспыхнуть внутренним смутам, «укрепляют государство». Это исходило, видимо, из общей воинственной атмосферы, царившей в Германии в то время. Политические взгляды Гегеля весьма противоречивы. Наряду с либе-ральными и гуманистическими лозунгами он выдвигал и консервативные положения, отмеченные печатью приспособленчества и морально-политического компромисса с феодально-монархическим режимом.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В РОССИИ В XVIII-XIX ВВ.
Преобразование Петра I и сам активный процесс государственного строительства находили свое обоснование в политических теориях его современников. Одни из них ставили задачу утверждения в общественном мнении уже проведенных реформ, другие предусматривали пути возможного дальнейшего государственного строительства. К числу сторонников реформ и активных деятелей петровской эпохи относится целый ряд «птенцов гнезда петрова», среди которых значительная роль принадлежала архиепископу Феофану Прокоповичу(1681-1736). в своих суждениях Прокопович сумел соединить аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия. В истории русской политико-правовой мысли он первым обратился к исследованию процесса происхождения государства. Высшая власть в обществе образовалась путем договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета и полностью вручил его верховной власти. При это народ мог себе выбрать любую форму правления. Среди таких форм Прокопович называет монархию, аристократию, демократию и «смешанный состав».Республики не вызывают у него одобрения. Рассматривая монархию как форму организации власти, Прокопович исследует два ее варианта: ограниченную и абсолютную. В ограниченной монархии государь связан определенными обязанностями, за нарушение которых он может лишиться власти. Для России же самой «многополезной» и «благонадежной» формой является абсолютная монархия, которая единственно способна обеспечить русскому народу «беспечалие» и «блаженство». Термин «самодержавие» Прокопович стал употреблять в смысле неограниченной власти императора. Его прежнее содержания, означавшее суверенность и независимость государства, утратилось, и стало обозначать только верховную, неограниченную власть. Вторая половина XVIII века характеризуется усилением крепостнического гнета. Пугачевское восстание обратило передовые умы русского общества к поискам вариантов выхода из кризисного состояния. Другой проблемой, активно занимавшей русское общество, была форма правления Российского государства. Поиски ее совершенствования наметили несколько вариантов: превращение абсолютной монархии в просвещенную, различные формы конституционного ограничения монарха и, наконец, предпочтение республиканского образа правления монархическому. Политическая теория А.Н. Радищева(1749-1802) предложила радикальные ответы на все волновавшие современное ему общество проблемы. Свой личный долг перед отечеством он усматривал в борьбе с крепостничеством и самодержавием. этой теме посвящено его знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» Свою позитивную схему Радищев конструирует, основываясь на исходных положениях теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Он считал, что возникновение государства связано с образованием частной собственности. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защите слабых и угнетенных. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве. В том случае, «если закон не имеет основания в естественном праве», он как закон не существует, так как основанием права является справедливость, а не сила. С этих позиций Радищев критикует современное ему крепостное право и показывает его теоретическую и практическую несостоятельность. Будущее государственное устройство России Радищев представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются «в свободе: 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимым себе равными» Организацию правосудия он представлял в виде системы земских судов, избираемых гражданами республиками. В размышлениях о наказаниях Радищев склоняется к мысли об отмене смертной казни смягчении суровых санкций. Он также высказывался против телесных наказаний. Придерживался мирной ориентации в международных отношениях и активно выступал против агрессивных войн и отстаивал идею равноправия всех народов. Первая половина XIX века характеризуется с царствованием Александра I. В это время сложилась обстановка, которая способствовала появлению реформаторских проектов и конструкционных настроений у передовой и образованной части русского общества, побуждая их к составлению радикальных планов государственных преобразований. Россия, по мнению М.М.Сперанского (1772-1839), в своем историческом развитии прошла три ступени: а Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным. Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии. Законность форм осуществления власти он связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы. Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их». Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом - Сенатом. Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе. Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее функциональную деятельность. На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий. Среднему сословию он предоставлял все гражданские права, политические – в зависимости от размера собственности. Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. К крестьянскому праву он относился отрицательно. Однако немедленной отмены его опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся «к кочевому образу жизни». Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничить крестьянские повинности, производить личное освобождение крестьян от помещиков. Землю предлагалась оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее преобретения.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В СОЕДИНЕНЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ В XVIII-XIX ВВ.
В памфлете «Здравый смысл»(январь 1776 г.) Томас Пейн (1737-1809) от имени здравомыслящего американского патриота изобретательно защищал идеи республиканского самоуправления штатов и смело нападал на явные и скрытые пороки наследственной монархии и полуреспубликанского парламента метрополии. Одна из сквозных мыслей сводилась к тому, что вопрос о независимости Америки есть всего лишь вопрос целесообразности и экономической выгоды, а не вопрос для судебного разбирательства. Дело Америки является в значительной мере является делом всего человечества, утверждал Пейн и заявлял о свое сочюствии тем, кто борется с врагами естественных прав всего человечества. Пейн одним из первых стал проводить четкое разделение между обществом и государством – по происхождению, роли и назначению. «Общество создается нашими потребностями, а правительство – нашими пороками: первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же – отрицательно, обуздывая наши пороки» Все формы правления он разделяет на два вида: выборно- представительное (республика) и наследственное правление(монархическое и аристократическое правление). Поскольку правительственная власть требует таланта и способностей и поскольку таланты и способности не могут передаваться по наследству, то очевидно, заключал Пейн, что наиболее невежественная страна лучше всего подходит не для республиканской, а для монархического и аристократического правления. Значительные заслуги Томаса Джефферсона (1743-1826) в деле просвещения и пропаганды свободомыслия – он был автором Закона штата об установлении религиозной свободы (1777). Общественное обучение (от начальной школы до университета) он считал таким же неотъемлемым атрибутом демократической республики, как и естественные права народа на самоуправление В «Заметках о штате Виргиния» Джефферсон высказывался по вопросу о будущей демократии в Америке. Его не оставляет надежда на то, что человечество вскоре «научиться извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя». Защищая право на свободу вероисповедания, Джефферсон относил его к разряду естественных прав и поэтому непереуступаемых никакому правительству. Республиканские принципы в организации и деятельности государства, по его мнению, должны пронизывать последовательно все уровни – организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной политики), штата (по отношению к гражданим), а так же округа, района и отдельного прихода (по всем мелким, но в то же время важным местным вопросам). Джефферсон твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства. В последние годы жизни он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления государством , при котором традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей. К группе федералистов примыкает по своим политическим взглядам и Джон Адамс (1735-1826), автор перового фундаментального труда по вопросам государства и политической науки, последовательный противник правления большинства и один из идейных предтеч современного консерватизма. Адамс поддерживал Джефферсона в обосновании законодательной и административной самостоятельности колоний, доказывая с помощью новых исторических и юридических аргументов абсурдность и несправедливость подчинения парламенту, которых находится на расстоянии трех тысяч миль. Все простые формы правления – монархия, аристократия, демократия – выглядели в его истолковании как воплощение деспотизма. Идеал Адамса – смешанная форма правления, в частности трехэлементный баланс: исполнительная власть, верхняя аристократическая и нижняя демократическая палаты парламента – все это вместе образует некую форму сбалансированной публичной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной контрольной работе я рассмотрела политические идеи мыслителей XVIII-XIX веков. Можно констатировать что в эти века политическая мысль развивалась высокими темпами. Ее главным достоянием было теоретическое обоснование и внедрение в практику государственной жизни естественного права человека на жизнь, свободу и равенство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• В.Г. Грановский, Н.М. Золотухина, В.С. Нерсесянс «История политический и правовых учений» 2002г • www.wikipedia.ru