bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [247]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [247]
Культурология [42]
Логика [258]
НГиИГ [116]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [82]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [169]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Политология

Контрольная работа
Подробности о скачивании 09.12.2011, 16:55
БГУИР. Тема 43. Политическая идеология «левых» (социал-демократическая и коммунистическая идеологии).

Введение
В отличие от науки, идеология содержит не только знания о политической жизни, но и оценку политических процессов с позиций носителя данной идеологии, то есть содержит также и различные предубеждения.
Политическая идеология создается деятельностью определенных слоев или даже отдельных личностей. Идеология является питательной почвой для формирования общественно-политических движений.
<br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br>
1. Основные типы политической идеологии
Модель желаемого общества в отношении к прогрессу и технологии его осуществления является основным критерием разделения идеологий. При таком подходе обычно выделяют два основных типа идеологии:
правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Правые идеологии неоднородны, они включают целый спектр политических идеологий от ультраправых (фашизма) до либерально-демократических;
<br>
левые идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности.
<br>
Термин «левые», равно как и его антоним — «правые», появился во французском Учредительном собрании времен Революции (1789–99).
Депутаты, представляющие разные политические силы, занимали места в разных крыльях парламента. Слева рассаживались якобинцы, стремившиеся к радикальному изменению существующего строя, в центре — жирондисты, колеблющиеся республиканцы, а правое крыло занимали сторонники конституционной монархии. С тех пор «левыми» стали называть всех, кто выступает за слом существующего порядка (радикалов, прогрессистов, «реформаторов»), а «правыми» — сторонников сохранения статус-кво, консерваторов, «охранителей», т. е. «довольных».
<br>
Существует также версия, что понятие «левые» возникло в XIX в. как обидная кличка. Ссылаясь на притчу Христа об овцах и козлищах, которых Христос поставит от себя по разные стороны, клерикалы назвали себя «правыми», а атеистов, соответственно, «левыми», т. е. теми, кто отрицает Бога и не наследует Царствия Небесного. Естественно, что кроме атеизма под «левизной» стали подразумевать и программные установки тогдашних «левых».
<br>
При всем многообразии взглядов и теорий людей, называемых «левыми», их объединяло одно — декларация принципа социальной справедливости как базового в обществе. А идеи справедливого устройства общества, где отсутствуют противоречия между бедными и богатыми, восходят к воззрениям античных философов. Другой важный атрибут любой левой идеологической схемы — неизбежно преувеличенная роль государства в построении общества социальной справедливости.

<br> Некоторые историки вообще склонны рассматривать древние цивилизации — Египет, Месопотамию, Индию, Китай, сложившиеся как корпорации, обслуживающие ирригационные сооружения, а также империи ацтеков и инков — как государства «социалистические», общинные, с солидарной ответственностью, где правящая элита обеспечивала уравнительный принцип распределения валового национального продукта и жестко регламентировала законы, которые исключали частную собственность на средства производства.
<br>
Мощнейший толчок придали левому движению революционные события в России. В. Ленин, в известной степени продолжавший дело «народников», настаивал на возможности построения социализма в России. С началом Первой мировой войны страну стали буквально разрывать на части обострившиеся социальные противоречия. Именно тогда Ленин понимает, что подобную ситуацию упускать нельзя, и разрабатывает «теорию слабого звена». Слабым звеном была Россия, страна, «которую грабят». В «странах, которые сами грабят» (т. е. передовые страны Запада), даже несмотря на развитость пролетариата, революционная ситуация возникнуть не может. Революция вспыхнет там, где рабочий класс влачит наиболее униженное существование. Лишь после этого огонь перекинется на прочие страны. Мировая революция станет не только неизбежным следствием революции в России, но и гарантией ее успеха: от победоносных выступлений европейского рабочего класса зависит, сможет ли выстоять под напором империалистического окружения страна победившей революции.
<br>
Практика русской революции в значительной степени повлияла на формирование идейно-теоретической базы левых во всем мире. Во-первых, как Запад, так и Восток воспринял не классический марксизм, а его специфическую русскую версию, воплощенную большевиками в виде советской власти. Во-вторых, и классический марксизм, уже с XIX в. прочно вошедший в общественное сознание европейских интеллектуалов, после беспрецедентного социального эксперимента большевиков тоже был подвергнут значительной ревизии и воспринимался уже не как «руководство к действию», а как серьезная научная теория, которая, тем не менее, нуждается в тщательном переосмыслении.

Появление неомарксизма обычно связывают с именами К. Корша, Э. Блоха, Д. Лукача, А. Грамши, В. Беньямина. Сознавая в целом неизбежность трансформации капитализма как исторически преходящего способа организации общества, они считали, что переход к социализму произойдет не насильно, а через завоевание новым классом идеологического лидерства, через создание новых типов общественных отношений. Таким образом, борьба должна вестись, прежде всего, за сознание, за надстройку, утверждал, например, Грамши, полемизируя с «ортодоксальными» марксистами.

Влиятельнейшими теоретиками левого направления были представители франкфуртской школы — М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, позднее — Ю. Хабермас. Эта школа возникла на базе Франкфуртского института социальных исследований в начале 1930-х гг. и объединила ученых, придерживающихся леворадикальных позиций. В 1933 г. они перебазировались в Париж, а в 1934 г. — в США, где продолжали свою деятельность при Колумбийском университете. В 1949 г. участники школы возвратились в Германию.
<br>
Франкфуртская школа, просуществовавшая свыше 40 лет, оказала огромное влияние на политическую жизнь послевоенной Европы, ее духовную атмосферу. Более того, против воли ученых, многие их идеи оказались теоретическим обоснованием движения «новых левых» в 1960-е гг. и даже идеологической базой для политических экстремистов, выступающих под левацкими лозунгами («Красные бригады», РАФ и мн. др.). Даже после фактического распада школы в начале 1970-х гг. идеи «франкфуртцев» продолжают оказывать серьезное влияние на формирование взглядов представителей левых.
<br>
Одной из влиятельнейших левых идеологий второй половины XX в. является маоизм. Доктрина Мао Цзэдуна, базируясь на традиционных китайских учениях, впитала в себя и элементы западной мысли. В 1930-х гг. Мао провозгласил главенствующую роль крестьянства в революции — впоследствии (1950–60-е гг.) эта идея трансформировалась в доктрину «наступления Мировой деревни», под которой Мао понимал Азию, Африку и Латинскую Америку, где с невиданной силой развернулось революционное народное движение. «Партизанской базой», откуда пойдет наступление на «Мировой город», объявлялся Китай.
<br>
Учение Мао о противоречиях провозглашало необходимость искусственно обострять и стимулировать противоположности, что стало основой деятельности Мао на международной арене. Маоизм характеризуется абсолютизацией насилия («винтовка рождает власть», «бунт — дело правое»), опорой на деклассированные элементы и политически незрелые слои молодежи для «организации» революций, которые, по мнению Мао, до полной победы коммунизма должны происходить перманентно.
Маоизм получил распространение в качестве ультралевой политической идеологии в других странах, в т. ч. Непале, Шри-Ланка, Камбодже, Албании, а также в среде европейской леворадикальной интеллигенции (группа «Тель-Кель» и др.), у революционно настроенной молодежи США и Европы в конце 1960-х гг.
Большое влияние на леворадикальные течения 1960–70-х гг. оказали труды французского философа Л. Альтюссера, трактовавшего К. Маркса с позиций структурализма и обосновывавшего марксизм как строгую научную теорию. Он преподавал в Высшей нормальной школе (Париж). Среди его учеников выделяются М. Фуко и Ж. Деррида (см. Постмодернизм).
<br>
Немалое влияние на взгляды современных левых продолжают оказывать, хотя не в такой степени, как в XX в., такие течения как троцкизм, маоизм, анархизм. В последние годы заметна тенденция сближения, как организационного, так и теоретического, разнообразных течений: «зеленых», феминисток, представителей национальных и религиозных меньшинств на «левой» платформе. На самом деле все эти течения объединяет неприятие либеральных ценностей, господствующих в капиталистическом обществе эпохи транснациональных корпораций.
Современные левые идеологи (С. Жижек, Н. Хомский, Субкоманданте Маркос и многие другие) ищут способы обновления «левой идеи», которая оказалась в кризисе после наступления неолиберализма и неоконсерватизма и крушения СССР.
<br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br>
2. Социал-демократическая идеология
<br>
Социал-демократия, как одно из направлений социалистической идеологии, возникла в конце XIХ в. в недрах марксизма и в своем развитии прошла три этапа.
<br>
На первом этапе (80-е – 90-е годыXIХ в.) большая часть социал-демократических партий были объединены во ІІ Интернационале, созданном Ф. Энгельсом в 1889 г. и разделяла основные марксистские принципы относительно революционного пути перехода к социализму, насильственных форм преобразования общественных отношений и роли диктатуры пролетариата в этих процессах. Но уже в концеXIХ – начале ХХ в.в. начинается критическое переосмысление марксистской теории, связанное с именами известных деятелей немецкого рабочего движения Ф.Лассаля (1825-1864), Э. Бернштейна (1850-1932) и К. Каутского (1854-1938) - именно они и считаются родоначальниками социал-демократии. Ф. Лассаль выдвинул положение о возможности мирного перехода к социализму на основе всеобщего избирательного права (что противоречило марксистскому положению о роли революции), а также рассматривал государство как институт, стоящий над классами (что шло вразрез с марксистским положением о государстве как аппарате насилия одного класса над другим). Э. Бернштейн и К. Каунтский стали агитировать против таких марксистских положений, как классовая борьба, социальная революция и диктатура пролетариата (в издававшихся ими газетах "Социал-демократ" и "Нойецайт").
<br>
Второй этап в развитии социал-демократической мысли (первая треть ХХ в.) – очень сложный. В начале ХХ в. происходит раскол социал-демократии на три течения: правое (оппортунистическое - "соглашательское"), левое (революционное) и центристское (колебавшееся между "правыми" и "левыми"). Этот раскол был выражени организационно: в 1919 г. "левые", возглавляемые Лениным, создали Коммунистический Интернационал (1919-1943) – его иногда называют ІІІ Интернационалом; "правые" в 1920 г. провозгласили о возрождении ІІ Интернационала (практически прекратившего свою деятельность в годы І мировой войны). В 1923 г. была сделана попытка объединения "правых" и "центристов" созданием Рабочего Социалистического Интернационала (РСИ). Однако деятельность социал-демократических партий в сложных социально-политических условиях в период между двумя мировыми войнами не была развернута, а в 1940 г. РСИ прекратил свое существование (после оккупации фашистами Брюсселя, где располагалась штаб-квартира РСИ).

Третий этап относится к послевоенному времени. На этом этапе завершается формирование социал-демократической доктрины, что в значительной мере связано с деятельностью Социнтерна, восстановленного в 1951 г. на международном конгрессе, состоявшемся во Франкфурте-на-Майне. В принятой на этом конгрессе Франкфуртскойдекларации Социнтерна открыто заявлено об отказе от марксизма, как идейно-теоретической основы рабочего движения и переходе к реформизму.
Наиболее полная современная интерпретация социал-демократической идеологии содержится в выдвинутой Социнтерном концепции "демократического социализма" (термин ввел К. Каутский), которая, как декларировалось в принятой первой программе, должна стать основой для преобразования капиталистического общества в социалистическое. В 1989г. в Стокгольме, принят новый программный документ - "Декларация принципов", в котором содержится попытка раскрыть смысл концепции демократического социализма.
Характерные черты социал-демократической доктрины, которая воплощена в концепции демократического социализма:
- социализм – общественной строй, который достигается нев результате классовой борьбы и революционной ликвидации капитализма, а путем реформ;
- в экономической сфере – сохранение частной собственности и функционирование других форм собственности, т.е. поддержка идеи смешанной экономики;
- государственное регулирование экономикой;
- национализация крупнейших компаний;
- самоуправление рабочих коллективов и фермеров;
- участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики;
- участие трудящихся в принятии решений на уровне компаний и предприятий;
- разработка и поддержание социальных программ, направленных на обеспечение роста среднего класса, достижения высшего уровня политической, социальной, экономической свободы, социального равенства и справедливости, особенно в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации;
- в международном плане – разработка и поддержание программ, обеспечивающих стабильность в мире.
Как следует из основополагающих документов Социнтерна, демократический социализма – это "общественная модель, которая на базе парламентской демократии и правового государствапостепенно шаг за шагом устраняет недостатки и классовую разобщенность, осуществляет демократию в государстве, экономике и обществе ….. равно как и личную и духовную свободу и тем самым завоевывает и охраняет свои ценности: свободу, справедливость и солидарность."
На современном этапе социал-демократическая идеология - одна из трех наиболее влиятельных: она объединяет партии этой направленности в более, чем ста государствах мира. Наибольший успех социал-демократия достигла в странах Западной и Северной Европы , всему миру известны имена Вилли Брандта (председатель Социнтерна, федеральный канцлер ФРГ в 1969-1974 г.г.), Улофа Пальме (премьер-министр Швеции в 1969-1976 г.г. и 1982-1986 г.г.), Франсуа Миттерана (президента Франции в 1981-1995 г.г.),Фелипе Гонсалеса (первый секретарь Испанской социалистической рабочей партии, возглавивший испанское правительство в 1982 - 1996 г.г. ) и др.Социал-демократы создали свою организационную структуру в Европарламенте – Социалистическая группа европейского парламента (СГЕП). По результатам выборов в этот орган стран Евросоюза с конца 79-х годов СГЕП является самой многочисленной. Выработав общую позицию по многим политическим и экономическим вопросам, они реально влияют на развитие Европы и мира.
Социалистические идеи разделяют и партии других направлений: "зеленые" (входившие в коалиционное правительство ФРГ до 2006г., возглавляемое социал-демократом Г. Шредером); христианские партии, проповедующие идею избавления трудящихся от эксплуатации и бедности путем морально-религиозного самоусовершенствования, сохранения частной собственности и осуждения классовой борьбы и социальных революций
<br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br>
3. Коммунистическая идеология
Коммунистическая идеология — система идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.
Идеи коммунизма получили первоначальное развитие в утопическом социализме. Это был донаучный этап развития учения об обществе, основанном на общности имущества, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Только появление промышленного пролетариата на определенном, весьма высоком этапе развития производительных сил создало историческую возможность превращения социализма из утопии в науку. Потребности общественного развития, которое выявило кричащие противоречия между частной формой собственности и общественным характером производства, усиление классовых конфликтов, пробуждение пролетариата как политической силы, вызревание условий для социалистической революции, великие открытия в области естественных наук поставили перед общественной мыслью XIX века задачу разработки новой, подлинно научной идеологии. Эту задачу выполнили К. Маркс и Ф. Энгельс. Они создали мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистических и рабочих партий.
Опираясь на труды основоположников марксизма, В. И. Ленин впервые ввел и обосновал понятие «научная идеология». Это понятие имеет огромное методологическое значение в борьбе против идеологии буржуазной. Не всякая идеология является научной, а только такая, которая выражает объективную истину, отвечает интересам передовых прогрессивных сил общества, совпадающим с потребностями социального развития, раскрывает и обосновывает закономерности исторического процесса. Именно такова марксистско-ленинская, коммунистическая идеология. В. И. Ленин называл учение научного социализма «идеологией пролетариата», «пролетарским мировоззрением», «коммунистической наукой», рассматривая эти определения как идентичные, однозначные.
…Социализм, будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, — подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, то есть он основывается на всем материале человеческого знания, предполагает высокое развитие науки, требует научной работы и т. д. и т. д. В классовую борьбу пролетариата, стихийно развивающуюся на почве капиталистических отношений, социализм вносится идеологамит.
— В. И. Ленин
В отличие от предшествующих идеологий, мировоззрение пролетариата не сводится ни в коей мере к защите узкоклассовых интересов. Оно раскрывает широкую панораму истории, определяет место каждого класса в социальной борьбе, раскрывает объективные закономерности общественного развития, коренящиеся в способе производства, вырабатывает материалистический взгляд на историю. Именно поэтому идеология пролетариата носит научный характер, выступает средством социального ориентирования масс.
Научность коммунистической идеологии тесно связана с ее революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунистическая идеология открыто провозглашает свою партийность. Эта ее особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.
Еще одна особенность коммунистической идеологии состоит в ее творческом характере. Ее сила в постоянном развитии, обогащении новым опытом. Как неоднократно подчеркивал В. И. Ленин, революционная теория — это не окаменевшая догма, а живое, творческое учение, черпающее свои силы из общественной практики. Коммунизм можно строить только на базе научного осмысления прошлого, глубокого анализа настоящего и предвидения будущего.
Уже при социализме роль идеологии резко возрастает и приобретает качественно новые черты в сравнении с капитализмом. Необычайно возрастает познавательная роль коммунистической идеологии, углубляются и развиваются такие ее функции, как интеграционная, мобилизующая, ориентирующая. Это относится и к экономическому строительству, которое ведется на плановых, сознательных началах и где определение целей, сравнительного значения социальных ценностей приобретает исключительное значение. Это относится в равной степени к политическому регулированию общественного развития, где руководство партии, творчество масс, другие субъективные факторы приобретают небывалую значимость. Эти факторы усиливаются по мере продвижения социалистического общества к коммунизму.
<br>
Заключение
<br>
Реальный кризис марксизма очевиден. И здесь следует отметить, что те партии, которые называют сегодня себя коммунистическими, социалистическими, социал-демократическими, сами отнюдь не собираются осуществлять социализм. Свою роль они видят в том, чтобы благодаря популистским лозунгам время от времени получать власть. Промежуток их хозяйствования (неумеренное повышение пенсий, протекционизм по отношению к национальному производителю и пр.), неизбежно приводит к спаду производства, и избирателям вновь приходится голосовать за либералов.
<br>
В заключение следует обратить внимание, что коммунистическая идеология построена на абсолютно материалистическом мировоззрении. Главным побудителем деятельности человека считается стремление приобрести материальные блага, все остальное вторично.
Легко сегодня, спустя полтора века, спорить с авторами «Манифеста», уже зная, к чему привело воплощение этих идей. Однако в те времена резонанс этой книги был огромен. Многим людям показалось, что Маркс и Энгельс открыли истинные законы развития общества. Идеи выглядели системными, т.е. научными, а главное – доступными, а их воплощение – реальным.
<br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br>
Литература
<br>
1. Волков Ю.Г. Идеологическое затмение?//Социс. 1994, № 10.
2. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании//Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993, Я 4.
3. Ильин В.В. Национально-государственная идеология - энтеле¬хия отечественных реформ//Там же. 1994, № 1.
4. Ковалев А.М. Государственная идеология. Что это такое?// Там ае, 1994, № 1.
5. Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы//Там же. 1994, и 1.
6. Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интел¬лектуальный и политический вызов//Вопросц философии. 1994, № 1.
Категория: Политология | Добавил: comment
Просмотров: 1409 | Загрузок: 12
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]