Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Институт информационных технологий
Специальность ИСиТ в БМ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По социологии
Вариант № 11
Студент-заочник 1 курса Группы № 884371 ФИО Лещенко Алексей Григорьевич Тел. +375(29)-726-86-91 МТС
Минск, 2018 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 1. СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ 4 2. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ИХ СОЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ 6 3. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15 ПРИЛОЖЕНИЕ А 16
ВВЕДЕНИЕ Чтобы подойти к определению предмета социологии, надо найти основное, ключевое понятие этой науки, наилучшим образом отвечающее уровню ее современного развития, а также современному социальному запросу. В качестве таких категорий в классической социологии выступали понятия общества и социальной системы. Категория общества – достаточно высокая абстракция, но, кроме того, как мы говорили выше, общество утрачивает статус «самодостаточности», становится частью глобальной социальной системы. Понятие социальной системы, выступает ключевой социологической категорией во многих макро социологических теориях. Именно в тех, где предмет исследования – целостность, устойчивость социального организма. Это понятие является основным в теории структурно-функционального анализа общества и соответственно обозначает главное в предметной области социологии: изучение социальных систем, их целостности и закономерностей функционирования.
1. СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ Понятие социальной общности представляется нам ключевым в определении предмета социологии, потому что содержит решающее качество самодвижения, развития социального целого. Этот источник – несовпадение и часто столкновение интересов социальных субъектов, классов, других социально-структурных образований и антисистемных социальных движений. В подобной же мере это позволяет объяснить и состояние устойчивости, стабильности социальных систем, организаций, институтов, коль скоро они соответствуют общему интересу. Примечательное исследование социальных общностей впервые (1887 г.) предпринял германский социолог Ф. Теннис, который выделил два типа таких общностей: традиционную, доиндустриальную общину и современное индустриальное общество. В качестве главных особенностей традиционной общины он назвал ограниченную специализацию в разделении труда, поддержание общности на основе прямых личностных взаимосвязей, взаимопомощи, регулирование этих отношений простыми нормами нравственности, решающее влияние религиозных ценностей и верований, доминирование института родства. В обществе же господствует тип взаимосвязей, основанных на рациональном интересе, формальном праве, а также разветвленная специализация в сфере труда и иных социальных функций, а основными социальными институтами выступают крупные производственные образования, правительственные учреждения, политические партии и тому подобные формы социально-функциональных организаций безличного характера. Говоря о социальных общностях, мы сознательно избегаем понятии «общество» и тем более «общинная организация». Русское слово общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или Косвенном взаимодействии. Будучи главным предметом социологического анализа, социальные общности охватывают все возможные состояния и формы бытия человеческих индивидов в системе социальных взаимоотношений и взаимосвязей, обмена деятельностью. Все известные нам устойчивые формы самоорганизации социального субъекта – это общности разного типа, различающиеся пространственно-временными масштабами и содержанием объединяющих их интересов. Это формы семейной организации, поселений, социально-классовые и социально-профессиональные, социодемографические, этнонациональные и территориальные, государственные общности и, наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация в бесконечном мироздании. Выделение понятия «социальная общность» в качестве основной категории и, соответственно, указание на сердцевину предметной области социологии как особой науки об обществе позволяет успешно соединить макро и микро социологический подходы в развитии науки, учитывает и субъектно-деятельностную компоненту социального, т. е. социальное действие, организованное или стихийное, последовательность действий – социальный процесс и всеобщие формы социальной организации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях); социальные институты, обеспечивающие устойчивость социальных систем; социальную структуру как упорядоченную систему общественного разделения труда в сфере производства и связанную с этим систему отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей образующих социальные общности индивидов; структуру социальных функций и ролевых предписаний в той же мере, как и социоролевых ожиданий, субъективные конструкции социальной реальности, которые отдельные индивиды выстраивают только и только благодаря взаимодействию с другими прямо или опосредованно. Выделение социальной общности в качестве центрального звена в предметной области социологии наилучшим образом отвечает сегодняшнему социальному запросу, объективному общественному требованию анализа субъекта общественных преобразований, его интересов и потребностей, их нынешнего состояния и динамики, единства и противоборства. Короче говоря, это ставит в центр социологического анализа ключевые проблемы всей системы общественной организации, ибо она есть не что иное, как организация многообразных социальных общностей, социальных субъектов, реализующих свои интересы в настоящем и в исторической перспективе
2. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ИХ СОЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы: ˗ регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные ˗ связи и др.); ˗ воспитания, образования, обучения, производства; ˗ обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика); ˗ регулирующие деятельность в сфере культуры. По характеру организации различают формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе. Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава. Из каких элементов состоит социальный институт? Каждый институт включает в себя: ˗ определённую сферу деятельности; ˗ группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, ˗ организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей; ˗ организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель –студент); ˗ материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1. Экономико-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. 2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. 3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм. 4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. 5. Нормативно-санкционирующие – осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., ход собраний, деятельность каких-то объединений. Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Особенно остро эта проблема возникает во времена революций или быстрых социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых социальных задач. Но формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьёзными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией. Социологи всегда придавали большое значение изучению этой проблемы. Польский социолог Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов: 1. Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма функций. Если функции института определены нечётко, он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия. 2. Рациональное разделение труда и рациональная его организация. 3. Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений своих прав и обязанностей. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может избавиться от влияния личных интересов и вообще от индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах, работающих в них людей – очень распространённое явление, которое социологи называют “бюрократизацией”. 4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или её преобладающей части. 5. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями. Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьёзными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались бурными революционными событиями. Таким образом, внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества.
3. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Социальная работа как научная категория и социальное явление может рассматриваться через близкие понятию «работа» понятия «деятельность» и «активность», поэтому данные категории глубоко разрабатываются в теории социальной работы. Активность – это всеобщее свойство живой материи, обусловленное, прежде всего, потребностью выживания и адаптации ее объектов в социо экологической среде. Деятельность является особой формой активности организмов, она возникает на основе отношений системы и окружающей среды в целях поддержания устойчивости системы. Наиболее подробно в теории социальной работы рассматривается проблема социальной деятельности как структуры и процесса. Социальная деятельность выступает как одно из проявлений самодвижения материи и включает в себя целесообразные изменения и преобразования, которые личность или общность осуществляют при взаимодействии с другими людьми и с природой. Следовательно, социальная деятельность является, с одной стороны, способом, а с другой, – условием существования общества, приводящим его в постоянное движение. Социальная деятельность имеет многоуровневый характер и развернута во времени, в социо экологическом и межличностном пространстве. Выделяют следующие характеристики социальной деятельности: орудийно-опосредованный характер, который актуализируется через технические средства, социальные организации, знаки и символы и пр.; сознательный характер, проявляющийся в целеполагании и рефлексии; универсальный характер, указывающий на возможность человека свободно (в рамках биосферы, земли, исторического пространства) выбирать формы и средства поведения; творческий характер, что находит отражение в инновационных моделях, формах и методах деятельности; коллективный характер, позволяющий человеку успешно адаптироваться в социуме, что обеспечивается средствами контроля в социальных институтах. Человеческая активность проявляется в движении, формы которого описывают термином «поведение». Действие – это поведение, снабженное смыслом, человеческий поступок, имеющий общественное значение. Это значение может быть психологическим (мотивационным), т.е. установленным самим индивидом, а также культурным, т.е. установленным сообща, группой или коллективом людей. Кроме непосредственного поведения индивидов, действия проявляют себя опосредованно, через социальные общности, институты и процессы. Социальные действия одновременно выступают и механизмом поддержания целостности и устойчивости структуры общества, организации, личности, и средством регулирования отношений системы с другими общностями и людьми. Социальные действия, как поведение, которое обращено к другим людям и постоянно модифицируется в зависимости от их реакций, выступают главной составной частью социальной жизни. Из совокупности этих действий появляются социальные контакты как пары взаимно ориентированных действий мимолетного, мгновенного характера. На их основе, на определенном отрезке времени могут возникнуть взаимно ориентированные действия, рассчитанные на более длительную перспективу – это социальные взаимодействия, динамичная последовательность взаимообусловленных действий, инициативных (акций поведения) и ответных (реакций на них). Сеть взаимодействий подвижна и подвержена непрерывным изменениям, она охватывает всех членов общества, все составляющие окружающего мира. Предметом социальных действий и взаимодействий являются различного рода ценности, необходимые для удовлетворения потребностей людей. При этом сама социальная деятельность непрерывно усложняется, повторяющиеся и регулярные взаимодействия индивидов и групп подвергаются регулированию в обществе. В результате складываются социальные отношения как нормативный образец взаимодействий субъектов, занимающих определенные социальные позиции. Социальные связи человека, находящегося даже в очень небольшой по размеру, малочисленной группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. Постепенно, в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются устойчивые социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями. В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений, любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т.д. В табл. 1 показано, как формируются основные социальные отношения при владении индивидами как ценностями благосостояния, так и другими ценностями, а также при наличии потребностей у других индивидов в этих ценностях. Так как взаимодействие между индивидами зависит от многочисленных факторов внешней среды, то очевидно, что появление данных отношений носит вероятностный характер. Например, если у одного индивида или группы имеется потребность во власти, а у тех, кто взаимодействует с ними, нет возможности контролировать власть, но ими контролируется ценность, как высокий статус, слава, то в ходе взаимодействия с большой степенью вероятности возникнут отношения почтения. Другими словами, людям, желающим подчиняться, другие люди, не имеющие власти, но имеющие высокий статус или славу, почет, будут внушать почтение.
Таблица 1 – Формирование основных видов социальных отношений Потребности в ценностях Обладание ценностями Власть Уважение Мораль Аффективность Власть Политическая власть Почтение Внушение Преданность Уважение Выдача советов Престиж Увещевание Уважение Мораль Наставничество Одобрение Моральный авторитет Привязанность Аффективность Личное влияние Уважение Моральное влияние Любовь Благополучие Принуждение Террор Дисциплина Насилие Богатство Экономическая власть Высокое положение Торговля моральным авторитетом Продажность Мастерство Влияние экспертов Администрирование Казуистика Расположение Просвещение Консультирование Известность (слава) Мудрость Симпатия Потребности в ценностях Обладание ценностями Благополучие Богатство Мастерство Просвещение Власть Принуждение Экономическая власть Директорство Обучение Уважение Харизма Кредит Руководство Ученый авторитет Мораль Наказание Честный бизнес Предписания Цензура Аффективность Опекунство Благотворительность Усердие, рвение Назидание Благополучие Грубая сила Разбой Принудительный труд Дознание Богатство Власть над средствами существования Экономическое влияние Отношения занятости Рекламирование Мастерство Доблесть Производительность Менеджмент Интеллект Просвещение Управление Покупка образования Инструктирование Обмен знаниями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В качестве самостоятельной отрасли знания социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически-преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую. Ее главные прикладные функции состоят в объективном анализе социальной действительности: познании глубинных закономерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной жизни, т. е. представлении обществу достоверной информации о его состоянии как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мнениями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Качалов И.Л. Социология: Учебно-методическое пособие для студентов неэкономических специальностей БГУИР всех форм обучения. Мн., 2004. 2. Фролов, С. С. Социология : учебник для высших учебных заведений / С. С. Фролов. – М. : «Логос», 2000. 3. Кузина И.Г. Теория социальной работы – Влад.: «ДДГТУ», 2006 4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования– М.:2004
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Понятия и определения) Социальная общность - совокупность индивидов, характеризующаяся: ˗ относительной целостностью; ˗ выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения; ˗ выполняющая ту или иную совместную деятельность. Социальными общностями являются: общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др. Социальные отношения - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Социальные отношения - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.