Введение 3 1 Понятие личности в социологии и психологии: сравнительный анализ 4 2 Проблема социализации индивида в современном обществе 9 3 Социальный контроль и девиантное поведение 14 Заключение 18 Глоссарий 19 Список используемой литературы 20
Введение
Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир. В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.
1 Понятие личности в социологии и психологии: сравнительный анализ
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. С развитием психологии в отдельную науку, личность стала являться одним из центральных объектов изучения, как в теоретической, так и прикладной психологии. Проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых. В дальнейшем изложении мы приведем мнения лишь, некоторых наиболее крупных специалистов. Так, «личность» по мнению А.Н. Леонтьева (1903-1979) – советского ученого, основателя факультета психологии МГУ, это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит на протяжении всего цикла жизни человека. При этом такие геннообусловленные особенности человека как: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные к характеристике личности не относятся, а формируют индивидуальность человека, которая в свою очередь составляют предпосылки и условия формирования личности. Таким образом, личность – есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Научные разработки А.Н. Леонтьева стали основой для выработки общего подхода к личности в отечественной психологии. Один из последователей А.Н. Леонтьева – советский ученый А.В. Петровский занимался развитием его подхода. Он, в частности, даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». Таким образом, «личность»- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём она неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Российский психолог (1889-1960 гг.) С.Л. Рубинштейн считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё. Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, в первую очередь, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания. Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. Другой ученый – А.Г. Ковалев, определил личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятелем общественного развития – с другой. Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития. А.Г. Асмолов рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке. Таким образом, исходя из всех приведенных мнений, можно выделить синтезированное понятие, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми. В зарубежной психологии определению понятия личность, также уделялось довольно большое влияние: - «личность» по определения американского ученого У.Джеймса (1842-1910), возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное – это реорганизация основных «строительных» блоков, предоставленных природой; - Г.У. Олпорт (1897-1967), американец, который впервые дал теоретическую характеристику чертам личности сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление»; - в работах ученых В.Мак-Дугалла, и А.Адлера, личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений; - в рамках концепции «бихевиоризма», личность не рассматривалась вообще, заменяемая механической схемой «стимул – реакция»; - американский психолог В.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле – есть общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт». Отсюда – потеря личности ведет к потере определенных составляющих личности; - согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности, являются источниками её неврозов; - личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. При этом, Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, вытесненные воспоминания, чувства, переживания и комплексы. Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей. Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям. Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир. Таким образом, в зарубежной науке, понятие «личность» также получило широкое развитие, причем в западной школе психологии, по поводу сущности личности, было и есть гораздо больше мнений. В целом, и в отечественной и зарубежной науке (по крайней мере, в большей части из имеющихся мнений), понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю. Итак, личность в психологии – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия. В дальнейшем изложении, мы на основании полученных теоретических данных, выделим особенности психологического подхода при изучении личности.
2 Проблема социализации индивида в современном обществе
Социализация – двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе. Рассмотрим более подробно общую характеристику социализации по теории П. Бергера и Т. Лукмана. Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. Как указывалось ранее, социализация – это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту. Можно выделить следующие периоды социализации. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Однако первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений. Первичная социализация – это «та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества». Вторичная социализация – это «каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества». Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. Известный российский социолог А.И. Кравченко предлагает следующее правило для определения конца первичной социализации и начала вторичной социализации. Обретение политической (паспорт, право голосовать), экономической (устройство на работу), и социальной (создание собственной семьи) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации. Поскольку социализация процесс двусторонний, с одной стороны, происходит усвоение индивидом уже накопленного социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой – благодаря активной деятельности индивида, развивается процесс ретрансляции системы социальных связей. Таким образом, личность в процессе социализации не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные установки, ценностные ориентации, социальные навыки. Этот и есть свидетельство того, что человек не просто пассивно принимает, то, что ему предлагает общество. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Агенты социализация – это люди, группы или социальные институты способствующие социализации. Поскольку социализация разделается на два периода, постольку и агенты бывают двух видов: первичные и вторичные. Как указывает А.И. Кравченко, агентами первичной социализации являются родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, церкви, государства, СМИ и т.п. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, а их воздействие, как правило, менее глубоко, чем у первичных агентов социализации. Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций. Например, отец по отношению к своему ребенку играет роли – опекун, администратор, воспитатель, друг, учитель. Агенты вторичной социализации выполняют одну – две функции. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковые роли и имеют равный статус. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях. Каждая социальная группа может дать в процессе социализации только то, чему они обучены или социализированы сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости. От детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы Безусловно, рождение не обеспечивает автоматического включения человека в деятельность общества. Но при этом, как решительно настаивал классик отечественной психологии Л.С. Выготский: ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Выросший среди хищных зверей киплинговский Маугли, став взрослым, смог вернуться к людям. А литературный Робинзон, проведя на необитаемом острове двадцать пять лет, умудрился сохранить изысканно – светскую форму общения. К сожалению, в жизни так не бывает. У детей, воспитанных в сообществе зверей, сформировать человеческие формы сознания оказалось невозможным. А всего лишь год, проведенный человеком в условиях изоляций от общества, нередко приводил к необратимым изменениям в его психике. Можно сделать вывод: личность – это всегда человек. Но не каждый человек является личностью. Человек рождается с предрасположенностью к социальности, но существом социальным он становится постепенно. Поэтому следует различать понятия: индивид, личность и индивидуальность. Общество развивается посредством практической реализации индивидуальных качеств личностей. Если бы личности не обладали этими качествами, то общество оказалось бы в состоянии вечного застоя. Более того, чтобы стать личностью, индивид должен обрести индивидуальность. "В ходе онтогенетического развития и жизненного пути человека, – писал психолог Б.Г. Ананьев, – происходит прогрессирующая индивидуализация организма и личности человека, охватывающая все уровни этого развития. По вопросу об окончании социализации точки зрения ученых расходятся. Одни считают, что социализация продолжается всю жизнь. Освоение социальных ролей и культурных норм начинается в младенчестве, проходит ряд этапов, включая обучение, изменение взглядов, привычек, вкусов, и заканчивается в глубокой старости. Другие рассматривают социализацию как процесс социального взросления, он завершается тогда, когда молодой человек осваивает основные роли полноправного члена общества. Постижение появляющихся в обществе новых норм и ролей – это социальная адаптация, она сопровождает человека всю жизнь. Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами человека. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название – десоциализация, понимаемая как отучение от ранее усвоенных ценностей и норм, ролей и правил поведения. За десоциализацией следует новый этап. Ресоциализация – этап обучения новым ценностям, нормам ролям и правилам поведения взамен усвоенных ранее. Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса, а именно вторичной, или продолженной социализации.
3 Социальный контроль и девиантное поведение
Социализация направлена на развитие конформиста (от лат. «conformis» – подобный, сходный), то есть такого человека, который бы выполнял общепринятые в обществе нормы. Социальные нормы как правила поведения – стражники порядка и хранители ценностей. Однако нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Отклонение от нормы выражается в различных видах девиации, девиантного поведения. В самом широком смысле понятие девиации подразумевает любые поступки или действия, несоответствующие писанным или неписанным нормам, причем как положительные, так и отрицательные. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей и поступков. В большинстве обществ отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую одобряются. Это может быть героизм, самопожертвование, альтруизм, гениальное открытие, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность и др. Но это могут быть и отрицательные проявления, начиная от безбилетного проезда и кончая убийствами и другими тяжкими преступлениями. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам (или формам) девиантного поведения относят терроризм, уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. В узком понимании под девиантным поведением понимается негативное отклонение от нормы. Серьезные нарушения, попадающие под категорию противоправного действия и наказуемые, называются делинквентным (буквально – преступным) поведением. Оба значения – широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, принято называть группами риска. Одной из такой категорий являются подростки, которые находятся под влиянием молодежной субкультуры. И в этом плане девиация – антипод конформизма. В социальной жизни может возникнуть и такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется на широкие слои, охватывает социальные институты, нормы, ценности, угрожая самим устоям общества. Такое состояние называется социальной аномией (Э.Дюркгейм), что в буквальном смысле означает деформацию общества. Это чаще всего бывает в периоды социальных кризисов, глубоких реформ, войн, революций и других социальных потрясений. Исходя из целей и направленности девиантного поведения, можно выделить его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К первому из них относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.). Поведение, относящееся ко второму типу, наносит вред общностям людей (нарушения трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п.). Третий тип отклоняющегося поведения, связанный с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм, приводит к серьезным негативным последствиям для общества (убийства, терроризм и др.). Известно множество теорий, объясняющих девиацию разными причинами – физиологическими, психологическими, социокультурными, социально-эконо-мическими и др. К числу наиболее известных следует отнести следующие теории девиантности: биологические (Ч.Ломброзо, У.Шелдон, Прайс, Уиткин и др.), психологические (З.Фрейд и др.), культурологические (Селлин, Миллер), социологические (теории аномии Э.Дюркгейма и Р.Мертона, теория стигматизации или наклеивания ярлыков Г.Беккера). Следует отметить, что Мертон предложил и классификацию типов девиантного поведения, получившую широкую известность: конформизм, инновация, ритуализм, ретреатизм (бегство от действительности), мятеж (бунт). Следует отметить, что социологические концепции, не отбрасывая всех выше названных причин, учитывают в первую очередь социальные и культурные факторы. Девиантные проявления – естественная часть социальной жизни. Их осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшает отклонений. В Беларуси рост девиантных проявлений приобрел масштабный характер, а отдельные формы девиаций (организованная преступность, коррупция, алкоголизация и наркотизация населения) угрожают депопуляцией и тормозят развитие общества. В современной Беларуси быстрыми темпами нарастают и такие проявления девиации, как бродяжничество, попрошайничество, проституция, детская беспризорность, отказ от детей, торговля ими и т.д., происходит дезорганизация образа жизни населения в целом. Так, согласно сводкам Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь, за 2018 год уже 68 человек стали жертвами торговли людьми в Беларуси. Чаще всего жертвы использовались в качестве сексуальной и трудовой эксплуатации, их использовали в целях попрошайничества и проституции. Данный показатель значительно превышает аналогичные сводки последних лет. За этот год были перекрыты четыре канала поставки за рубеж белорусских граждан. Речь идёт и о группах, которые занимались вербовкой и вывозом девушек в Израиль, Турцию и Грецию. Основная причина массовых отклонений норм поведения в Беларуси состоит в том, что постсоветский образ жизни формируется в условиях распадающейся социально-экономической системы. Общество, возникающее на базе распада предыдущей системы, является остропроблемным. Трудности первичной адаптации к новым условиям стимулируют поиск приспособительных механизмов. Большинство новых моделей поведения разрушают традиционный морально-правовой порядок. Они явились реакцией общества на резкое ухудшение условий жизни, резкую дезадаптацию, утрату привычных ценностей. Чтобы этого не происходило и для более жесткого и постоянного регулирования социальной жизни существует социальный контроль. В самом широком социологической смысле, под социальным контролем понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их предотвращения (устранения) или минимизации. В узком смысле слова, социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внешний контроль бывает: 1) неформальный (внутригрупповой) контроль реализуется родственниками, друзьями, знакомыми, коллегами, основан на силе общественного мнения; 2) формальный (институциональный) осуществляется органами правопорядка, школой, армией, СМИ, политическими партиями, правительством, государством. Социальный контроль выполняет три важные социальные функции: регулятивную, охранительную, стабилизирующую. Основной задачей социального контроля является воспроизводство конформистского типа поведения. Основным инструментом социального контроля являются санкции. Санкция – это средство (поощрение или наказание), стимулирующее человека к должному поведению в соответствии с нормой. Санкции бывают позитивными (предполагающими поощрение к соблюдению норм) и негативными (предусматривающими наказание), формальными и неформальными. Формальные и неформальные санкции применяются в соответствии с субъектами контроля, подразделяющимися на формальные (школа, милиция, суд и т.д.) и неформальные (семья, компания и т.д.). Социологами выявлена следующая закономерность: девиации уменьшаются тогда, когда насилие в обществе снижается, а уровень толерантности в отношениях между людьми повышается; девиации возрастают, когда в обществе развит экстремизм и насилие, а в процессе социального контроля используются насильственные методы воздействия. Заключение
Личность и общество взаимно обусловливают друг друга. Между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности — это социализация, со стороны общества — конституирование системы регулятивов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение. Взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей. Основополагающая жизненная проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и таким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы. Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. Реализуя свои интересы, необходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно находить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством.
Глоссарий
Агенты социализация – это люди, группы или социальные институты способствующие социализации. Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Девиантное поведение (также социальная девиация) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Личность – есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Общество (в узком смысле) — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Санкция – это средство (поощрение или наказание), стимулирующее человека к должному поведению в соответствии с нормой. Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Список используемой литературы
1. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология: Учебное пособие/ Под. ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474с. 2. Социология: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ИНИТИДАНА, 2005. – 448 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников») 3. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.