Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» Институт информационных технологий
Специальность: Информационные технологии и управление в технических системах
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу: Социология
Тема № 30: Культура как регулятор социальных отношений
Студент-заочник 1 курса Группы № Иванов Адрес: г. Минск Ул. Тел.
Минск, 2017Содержание
Введение 3 1. Классификация видов и форм проявления культуры 4 2. Культура как система социальных норм 9 3. Культура и система социального контроля 15 Заключение 20 Список использованных источников 21 Приложение 22
Введение
Культура – исключительно многообразное понятие. Его границы слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился в Древнем Риме, где слово “cultura” обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры. Для социологии важно подчеркнуть социальный характер этого явления. Но поскольку культура охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека, социология определяет культуру в самом широком смысле. Если под обществом понимать совокупность людей, то культурой следует назвать всю совокупность результатов их деятельности. Культура включает в себя: 1) вещи (материализованные результаты человеческой деятельности); 2) образцы человеческих отношений; 3) символические объекты, в том числе ценности и нормы. Все культурные явления “искусственны”. Но чтобы стать элементом культуры данного общества, та или иная вещь, образец поведения или символ должны быть приняты членами общества или их частью и закрепиться в их сознании, т.е. люди должны вкладывать в них определенный смысл.
1. Классификация видов и форм проявления культуры
С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части – культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая – в движении. К культурной статике относятся базисные элементы культуры и их конфигурации, которые составляют внутреннее строение культуры. К культурной динамике относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры. Культура является важным механизмом человеческого взаимодействия, помогающим людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Поэтому культура прежде всего явление нормативное. Она указывает на стандарты правильного или приличествующего поведения. Социальные нормы – это общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом направлении. Какими же бывают социальные нормы? В качестве структурных элементов культуры можно выделить следующие социальные нормы. Привычки – это устоявшаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Они усваиваются в процессе социализации и соблюдаются людьми автоматически, без осознания. Привычки бывают коллективные и индивидуальные Большинство из них не одобряются и не осуждаются окружающими. Однако есть так называемые вредные привычки, которые свидетельствуют о плохих манерах. Манеры – внешние формы поведения человека, которые получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных людей от невоспитанных. Хорошие манеры надо воспитывать, в то время как привычки приобретаются стихийно. Манеры очень разнообразны. Принято различать манеры светские и повседневные. Этикет – принятая в особых социальных группах система правил поведения, составляющих единое целое. Он присущ высшим слоям общества и включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы (например, придворный этикет, дипломатический этикет). Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на коллективных привычках и присущ широким массам людей. Обычаи являются одобренными обществом массовыми образцами действий, которые рекомендуется выполнять. К их соблюдению людей часто принуждают, а к нарушителям применяют неформальные санкции – неодобрение, порицание, изоляция. Традиция – всё то, что унаследовано от предшественников. Традициями становятся привычки и обычаи, переходя от одного поколения к другому. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, вкусы, взгляды. Разновидностью традиции является обряд. Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Он характеризует массовые действия. В обряде могут выражаться как религиозные представления, так и бытовые традиции. Обряды относятся ко всем слоям общества. Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящённых празднованию каких-либо событий или дат. Задача церемонии – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых особо избранными и подготовленными лицами. Ритуал наделён символическим значением гораздо в большей степени, чем церемония. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей сильные эмоции (благоговейный трепет, восторг, страх). Нравы – особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, и нарушение их наказывается более сурово, чем нарушение традиций. Особой формой нравов является табу – полный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Разновидностью нравов выступают также законы. Законы – нормы или правила поведения, оформленные документально, т.е. подкреплённые политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Нарушение законов приводит в действие формальные санкции, которые в отличие от неформальных более жёстки и чётко регламентированы. Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо. Чаще всего вкусом называют чувство или понимание изящного. Вкус в большей степени индивидуален и показывает то, насколько человек отклоняется от общепринятых норм, усреднённых стандартов. Увлечение – эмоциональное кратковременное пристрастие. Увлечение может отражать как индивидуальные особенности человека, так и свойства группы (например, целого поколения). Мода – смена увлечений, овладевающих большими группами людей. Это может быть быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо. Мода выражает социальные символы. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. Ценности служат идеалом для всех людей. Однако индивиды могут выбирать те или другие ценности. Для характеристики того, на какие ценности ориентируются люди, в социологии существует термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Верование – убеждённость, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Вера не требует никаких доказательств. Вера бывает не только религиозной, на ней основаны не только мифы, но и научные знания. Верованием является то, что считается истинным или фактически достоверным. Знания – достоверные сведения о чём-либо, т.е. научные сведения. Знания являются результатом познания – специализированной деятельности, которая осуществляется подготовленными людьми. Истинность знания требует обязательной проверки и доказательства. Миф – фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нём общества и человека. Мифы существовали не только в древних обществах. Современные мифы выражают освящённые идеологией или традицией верования членов общества. Кодекс чести – свод правил, обладающих этическим содержанием, которые определяют то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной (например, честь офицера, честь организации, честное имя). Таким образом, в обществе существует достаточно много общепринятых шаблонов поведения. Они нужны для того, чтобы люди могли успешно взаимодействовать друг с другом. Отсюда культура представляется как тщательно разработанная система норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. В зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень, социология различает три формы культуры. Формы культуры. Элитарная культура. Она создаётся привилегированной частью общества, или по её заказу профессиональными творцами. Она включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу, а также особые манеры, этикет, церемонии и ритуалы. Как правило, элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей составляет высокообразованная часть общества. Народная культура. Она создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народная культура включает в себя мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы, народные обряды и традиции. Именно в народной культуре отражаются национальные особенности данного народа, специфические отличия конкретного общества от других. Массовая культура. Это общедоступная культура, которая не выражает изысканных вкусов и понятна всем группам и слоям общества. Массовая культура появилась в середине ХХ в. Это было связано с бурным развитием средств массовой информации и коммуникации. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, массовая культура (например, эстрадная музыка) обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его, поэтому образцы массовой культуры быстро устаревают и выходят из моды. В массовой культуре чётко проявляется современная тенденция к унификации норм жизнедеятельности и стандартов поведения людей в разных обществах.
2. Культура как система социальных норм
Культура, прежде всего через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем. Поэтому многочисленные, нередко бросающиеся в глаза различия между странами, народами, социальными группами сводятся в основном к существенному расхождению в системе культурных значений, которые воплощаются в функционирующем в данной стране или социальной общности (этнической, территориальной и др.) языке, обычаях, обрядах, традициях, особенностях образа жизни и быта людей, организации их досуга. В социологии культура рассматривается в первую очередь в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения места и роли ее в социальном мире, в развитии процессов социального структурирования общества, в количественном и качественном определении результатов последнего. В этом смысле исследование культуры означает ее включенность в определенные условия социального расслоения и территориального распределения. Культура имеет дифференцирующее классовое, этническое, цивилизационное, религиозное содержание, т.е. определенные, причем важные ее компоненты, направлены на поддержание, обеспечение устойчивости и динамичности развития определенных, отличающихся друг от друга социальных, национальных, территориальных и иных общностей. В этом убеждают не только многочисленные исторические свидетельства или современные научные данные, но даже и обыденные наблюдения В процессе своего функционирования в обществе культура предстает как многогранная ценностно-нормативная система символов, знаний, идей, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующая поведение индивидов и социальных групп. Но за этой системой кроется творчески преобразующая деятельность человека, направленная на создание, распространение, потребление (усвоение) духовных и материальных ценностей. Ценности – это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят: 1) смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни; 2) универсальные ценности: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.); в) межличностного общения (честность, сострадание и др.); г) демократические (свобода слова, суверенитет и др.); 3) партикулярные ценности (частные): а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.). В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей. Ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функций по сохранению и воспроизводству образца, т.к. они суть не что иное, как представления акторов о желаемом типе социальной системы, и именно они регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств. Классифицировать ценности можно по разным основаниям. По типу ценности можно подразделить на материальные и идеальные. Материальные ценности связаны с практической деятельностью, имеют вещную форму и вовлечены в общественно- историческую практику. Духовные ценности связаны с результатом и процессом интеллектуального и эмоционально – образного отражения действительности. Духовные отличаются от материальных еще тем, что они не носят утилитарного характера, не амортизируются в процессе потребления, не имеют пределов потребления, долговечны. Существуют ценности, характеризующие историческую эпоху, социально-экономический уклад, нацию и т.д., а также специфические ценности профессиональных и демографических групп (например, пенсионеров, молодежи) и других объединений людей, в том числе групп с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда даже противоречивых ценностей. Высокоабстрактные ценности, такие как любовь, долг, справедливость, свобода, вовсе не всегда реализуются в одних и тех же нормах, коллективах и ролях при любых обстоятельствах. Точно так же многие нормы регулируют действия множества коллективов и ролей, но лишь в определенной части их действий. В любой культуре ценности расположены в определенной иерархии. На вершине пирамиды ценностей находятся ценности составляющие ядро культуры. К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называют нормативной системой культуры. Правила, которые разрешают или запрещают что-либо делать, существуют в любом обществе. Культурные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны). Они указывают на то, где, как, когда и что именно человек должен делать, что говорить, думать, чувствовать и поступать в конкретных ситуациях. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной, если, конечно, они не изменили свой статус и не превратились в общественные. Нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм: 1) формализованные правила (все, что официально записано); 2) правила морали (связаны с представлениями людей); 3) образцы поведения (мода). Возникновение и функционирование норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости. Формирование норм поведения напрямую связанно с понятием культуры в широком смысле слова. Нормы, существующие в обществе и выполняющие в нем основную функцию - интегрировать социальные системы - всегда конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной системы, конкретизированные к соответствующим уровням в структуре социальной системы, но и подразумевают конкретные способы ориентации для действия в определенных функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определенных индивидов, коллективов и ролей. Ценности и нормы взаимозависимы. Ценности обусловливают существование и применение норм, оправдывают и придают им смысл. Жизнь человека – ценность, а её охрана – норма. Ребенок – ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма. В свою очередь особо значимые нормы становятся ценностями. В статусе идеала или эталона культурные нормы – ценности, особо уважаемые и почитаемые представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Функциональные различия между нормами и собственно ценностями как регулирующими инстанциями в том, что ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам ее осуществления. Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная, ибо, во-первых, норма не имеет градаций: ей либо следуют, либо нет. Ценности же различаются по «интенсивности», характеризуются большей или меньшей степенью настоятельности. Во-вторых, конкретная система норм основывается на внутренней монолитности: человек в своей деятельности следует ей всецело и полностью, одномоментно; неприятие какого-либо из элементов этой системы означает неустойчивость, противоречивость его личностной структуры отношений. Что же касается системы ценностей, то она, как правило, строится по принципу иерархии: человек способен «жертвовать» одними ценностями ради других, варьировать порядок их реализации. Наконец, эти механизмы выполняют, как правило, различную ролевую функцию в формировании личностно-мотивационной структуры деятельности. Ценности, выступая определенными целевыми ориентирами, определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности; нормы же – это тот средний «оптимум», перешагнув границы которого личность рискует оказаться попасть под действие неформальных санкций. В любом обществе ценности оберегаются. За нарушение норм и попрание ценностей полагаются всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм ориентирован огромный механизм социального контроля. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура - это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно. Подобное различие требует классификации норм и анализа процесса нормообразования. Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение. Человеческие общества за этот период претерпели множество изменений. Можно сказать, что социальные формы жизни человека -продукт культуры. Но и культура - продукт общества, продукт человеческой деятельности. Именно индивиды, составляющие ту или иную человеческую общность, создают и воспроизводят культурные образцы. Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.
3. Культура и система социального контроля
Социальные отношения между индивидами и обществом формируются в условиях социального контроля. Социальный контроль является одним из самых общепринятых понятий в социологии, содержит разнообразные средства для поддержания порядка в обществе. Социальный контроль - средство саморегуляции социальной системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие ее элементов путем нормативного (в том числе правового) регулирования. Это совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения с целью их уничтожения или минимизации. Модель социального контроля включает следующие элементы: индивид, социальная общность, индивидуальная действие, социальная (групповая) действие. Важными атрибутами и элементами социального контроля являются ценности, нормы, привычки, санкции, которые возникают и существуют в результате действия социальных институтов. Культура каждого общества и сообщества имеет свою систему ценностей, играют важную роль в урегулировании социальных связей. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, которыми она руководствуется сознательно или подсознательно. Ценности - своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает все полезное в обществе. Иначе говоря, их можно рассматривать как стандарты, образцы, эталоны социального поведения. Для того, чтобы то или иное явление стало ценностью, оно должно обладать определенными качествами, которые были полезны для индивида. Различные культуры отдают предпочтение разным ценностям и каждый общественный строй устанавливает, что является для них ценностью. Ценности не только фиксируют определенные убеждения по поводу цели жизни, но и пути и средства, которыми их можно реализовать. Ценности имеют свою типологию согласно тех отраслей общественной жизни, которые они регулируют. Например, их можно классифицировать следующим образом: жизненные ценности (представления о счастье, о цели, о смысле жизни); гостиной (ценности здоровья, безопасности, благосостояния, семьи, ценности образования, правопорядка и т.п.); ценности общественного призвания (социальное положение); ценности межличностного общения (честность, доброжелательность); демократические ценности (свобода убеждений, слова, политического выбора) партикулярные ценности (вера в Бога); индивидуальные; классовые; групповые; общечеловеческие (милосердие, достижения мира, согласия). Если все известные ценности распределить по степени их значимости для человеческого существования, то получится классификация в виде иерархии ценностей, построенная по принципу субординации, где каждая ценность по отношению к выше указанной будет играть роль средства или условия. Высшие ценности бытия - человек и человечество, а все остальные ценности являются лишь потому, что они обеспечивают существование и эволюцию человечества. Социальная норма - общепризнанное правило, образец поведения действий индивидов, социальных групп. Она определяет границу допустимого поведения индивида, социальной группы, исторически сложившаяся в конкретном обществе. Социальные нормы собой совокупность обязывающих принципов, правил, стандартов, требований, установленных обществом, социальными общностями или уполномоченными социальными субъектами для регулирования социальных отношений, деятельности и поведения социальных субъектов на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Существуют как правовые нормы, которые требуют соблюдения законов и определяются государственными актами, так и моральные, которые регулируются отдельными группами, обществом в целом. Соблюдение моральных норм обеспечивается влиянием общественного мнения, коллективным давлением, осознанием человеком своих моральных обязанностей. Социальные нормы объективные, не зависящие от субъективных желаний и воли человека. В то же время, нормы является отражением определенной социальной реальности, созданной людьми. Социальные нормы являются важным средством ориентации поведения человека и социальной общности в определенных общественных условиях. Они являются средством контроля общества за поведением своих членов. Норма не только рекомендует, но и обязывает. Всем социальным нормам свойственны следующие основные способы регулирования поведения: • разрешение (все, что не запрещается, то разрешается); • предписание (поведение в рамках принятых норм); • запрет (установление наказания за нарушение норм). Таким образом, существующие в обществе нормы обусловливают; • выбор человеком целей и средств их достижения, принятие решения и планирование поступка, предсказания его объективных и субъективных последствий. Социальные нормы бывают разными. В зависимости от характера изменения структуры - интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные. В зависимости от периода существования - те, что рождаются, развиваются, сформировались. По массовости - массовые, групповые, индивидуальные. По масштабам - нормы, существующие в малых и в больших группах или в обществе в целом. К последним относят традиции, обычаи, этикет, манеры поведения. По содержанию в системе норм - основные, второстепенные, общие, конкретные. По сфере деятельности - политические, экономические, эстетические, религиозные. Чаще всего социальные нормы разделяют на социальные предписания и технические правила (регулируют взаимодействие человека и природы). Социальные предписания - нормы, определяющие социальное положение индивида. Среди социальных предписаний фигурируют: право, обычай, правила приличия, мода, мораль. Они служат для реализации общей цели, которая соответствует интересам социальной группы. Все социальные нормы можно классифицировать по степени их соблюдения. Например, за нарушение одних социальных норм наказания не является достаточно строгим (недовольство, общественное порицание). За нарушение других норм общественность может применить жесткие санкции (арест, штраф, смертная казнь). Если все нормы разложить в порядке увеличения меры наказания за их нарушение, то эта последовательность будет иметь следующий вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, законы, табу. Итак, самое суровое наказывается нарушение табу и юридических законов (например, убийство, раскрытие государственной тайны), наименее строго - отдельные виды групповых привычек, в частности, семейные (например, отказ выключать свет). Нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они выступают ли как стандарты поведения (обязанности, правила), или как ожидания поведения (реакция других людей). Например, защита достоинства членов семьи является обязанностью каждого мужчины. Проявляя заботу о семье, человек демонстрирует свою силу, храбрость, все то, что высоко ценится обществом, поскольку, честь и достоинство семьи является одной из важнейших ценностей общества с древнейших времен. Как следствие повышается и социальный статус человека. Следовательно, нормы - это определенные правила, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями данной культуры. Они позволяют осуществлять социальный контроль и демонстрируют образцы поведения. Обязанности свидетельствуют о том, что должен делать человек, занимая определенную социальную позицию, а правая - о том, что человек может себе позволить или не позволить в отношениях с другими людьми. Права и обязанности строго регламентированы. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают ее предсказуемой. В то же время они достаточно тесно взаимосвязаны между собой. Чем выше статус человека, тем больше обязанностей она и большими правами обладает. В первобытном обществе права еще не существовало. Люди в своем поведении руководствовались обычаями и традициями. Обычаи - это правила, соблюдение которых является обычным для человека и общества. Традиции же придерживаются под влиянием общественного принуждения, является процессом и механизмом передачи от поколения к поколению установленных образцов деятельности, поведения, норм, идей и идеалов. Традиция формирует отношение человека к среде только как общественного индивида как члена группы и является важным средством саморегуляции и самоорганизации общества. В свою очередь коллектив поддерживает традиционные нормы и обычаи ради сохранения своей целостности и единства.
Заключение
В ходе выполнения контрольной работы пришел к выводу, что культура является важным механизмом человеческого взаимодействия, помогающим людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Поэтому культура прежде всего явление нормативное. Она указывает на стандарты правильного или приличествующего поведения, в обществе существует достаточно много общепринятых шаблонов поведения. Они нужны для того, чтобы люди могли успешно взаимодействовать друг с другом. Отсюда культура представляется как тщательно разработанная система норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Социальные отношения между индивидами и обществом формируются в условиях социального контроля. Социальный контроль является одним из самых общепринятых понятий в социологии, содержит разнообразные средства для поддержания порядка в обществе.
Список использованных источников
1. Качалов И.Л. Социология: Учебно-метод. Пособие для студ. неэкономических спец. БГУИР всех форм обучения / И.Л.Качалов. – Мн.: БГУИР, 2004. 2. Бабосов Е.М. Общая социология. – Мн., 2004. 3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002. 4. http://center-yf.ru/data/stat/sistema-socialnogo-kontrolya.php 5.https://domashke.net/referati/referaty-po-sociologii/referat-kultura-kak-sistema-cennostej-i-norm-2
Приложение
Культура – исключительно многообразное понятие. Его границы слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился в Древнем Риме, где слово “cultura” обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры. Социальные нормы – это общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом направлении. Ценности – это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Социальная норма - общепризнанное правило, образец поведения действий индивидов, социальных групп. Верование – убеждённость, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Вера не требует никаких доказательств. Вера бывает не только религиозной, на ней основаны не только мифы, но и научные знания. Верованием является то, что считается истинным или фактически достоверным. Знания – достоверные сведения о чём-либо, т.е. научные сведения. Знания являются результатом познания – специализированной деятельности, которая осуществляется подготовленными людьми. Истинность знания требует обязательной проверки и доказательства. Миф – фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нём общества и человека. Мифы существовали не только в древних обществах. Современные мифы выражают освящённые идеологией или традицией верования членов общества.