bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [248]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [248]
Культурология [42]
Логика [259]
НГиИГ [120]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [85]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [170]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Социология

ПОИТ (з.), Социология, Контрольная работа №1, вар.15, 2016
Подробности о скачивании 05.01.2016, 12:16
Глоссарий

1. Общество - объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, правила поведения, позволяющие в комплексе его членам создавать социокультурную идентичность и ощущение принадлежности к единому целому;
2. Общность – совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением);
3. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство;
4. Подсистема – часть системы, которая изучается самостоятельно и сама обладает системными свойствами;
5. Социум – человеческая общность как результат исторически сложившихся форм деятельности людей;
6. Идеология – система взглядов и идей, мировоззрение;
7. Индивид – особь, отличная от других, (особенная в своём роде) живой организм;
8. Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Введение

Элементами любых социальных систем, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру, В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как продукт природы, а изучает как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение теории социальных систем, важнейших подсистем общества, а так же понятие социального взаимодействия.
Объект исследования - социальные системы.
Задачи исследования:
· рассмотреть основные теории социальных систем;
· рассмотреть подсистемы общества;
· рассмотреть понятие социального взаимодействия..

1. Общая теория социальных систем

Учёные по-разному трактуют понятие «общество». Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которую они представляют. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных действий. Американский социолог Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи.
Таким образом, социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение [1, с. 40].
Можно выделить 3 основных теорий, определяющих понятие социальная система:
1. Т. Парсонс: «Социальная система действия» - определяется через описание подсистем и функций;
2. Н. Луман: «Теория социальной системы» - определяется через различие системы и окружающей среды;
3. Р. Мертон: «Социальная теория и социальная структура» - определяется как особый социальный институт с присущим ему ценностно-нормативными регулятивами.
Исходным понятием теории общества Т. Парсонса выступает «социальное действие». Совокупность устойчивых взаимодействий между людьми обозначается Парсонсом как система действий. Как и любая другая открытая система, она должна выполнять ряд функций, наиболее значимыми среди которых выступают адаптация, целедостижение, интеграция и латентность. Адаптация связана с поддержанием равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над нею. Целедостижение означает определение и структурирование целей, а также мобилизацию ресурсов на их достижение. Интеграция предполагает координацию структурных элементов системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка. Латентность подразумевает воспроизводство культурных образцов, их обновление и передачу последующим поколениям. Перечисленные функции выполняются как всей системой в целом, так и четырьмя соответствующими им подсистемами.
Р. Мертон, критически относясь к теории Парсонса, переработал и создал свою методологию анализа социальной системы. Разрабатывая альтернативную форму функционального анализа, американский социолог подверг критике три традиционных постулата функционализма. Мертон выдвинул положение, согласно которому степень интеграции системы – величина непостоянная и может варьироваться в различных обществах. Так же он считает, что элементы системы наряду с функциями могут выполнять и дисфункции, либо быть нефункциональными. Функции могут быть как позитивными, так и негативными; как явными, так и латентными. Различия между явными и латентными функциями Мертон усматривает в степени их известности и предсказуемости. Мертон возражал против жесткой связи структур и функций. Он сформулировал другую трактовку: во-первых, структура может выполнять несколько функций, во-вторых, одни и те же структуры в различных системах могут выполнять разные функции, в-третьих, различные структуры в разных системах могут обслуживать схожие функции.
Важным шагом в развитии системного подхода стала теория немецкого социолога Н. Лумана. Согласно её основным положениям существуют три вида социальных систем: системы взаимодействия, социетальные системы и организации. Первый вид систем основывается на личном восприятии индивидами друг друга. Системы второго рода более всеохватывающи, так как включают в себя все коммуникативные действия. По сравнению с системами взаимодействия они более высокоорганизованны. Современная социетальная система – это прежде всего мировое общество или открытая социальная система. Специфическим признаком этих систем является взаимосвязь членства в них с определенными условиями.
Таким образом, социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое. Такая целостность (система) при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т.е. свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы. Итак, существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция структурных элементов. Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами (компонентами) являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями (ролями). Процесс исторического становления общества показывает, что индивиды осуществляли свою деятельность совместно с другими людьми для удовлетворения своих жизненно важных интересов и потребностей. В процессе этого взаимодействия вырабатывались определенные нормы отношений, стандарты поведения, которые в той или иной степени разделялись всеми. Это превращало групповые отношения в социальную систему, целостность, обладающую качествами, которые могут и не наблюдаться в составляющих систему социальных множествах в отдельности.

2. Важнейшие подсистемы общества.

Система – это совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях между собой и образующих определенное единство и целостность. Общество как система отличается целым рядом особенностей. Это прежде всего наиболее сложная и высокоорганизованная система.
К основным подсистемам общества относятся: экономическая, политическая, социальная, духовная.
Экономической подсистемой общества является экономика, в широком смысле – способ производства материальной жизни; в узком смысле – как народное хозяйство, какой – то отдельной его отрасли. Основой экономики является материальное производство, способ производства представляет собой диалектическое единство и взаимодействие производственных сил и производственных отношений.
Производительные силы включают:
1. субъективный компонент;
2. орудия и средства производства.
Производственные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. С изменением производственных сил изменяется весь способ производства. Каждой новой ступени производственных сил соответствует определенный тип производственных отношений – включающий 3 элемента:
1. отношение по поводу собственности;
2. характер обмена деятельностью в процессе производства;
3. способы распределения произведенного продукта.
Таким образом, в целом экономика - это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения людей в процессе хозяйствования.
Политическая подсистема. Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.
Политическая система характеризуется:
1. политической идеологией;
2. политической культурой;
3. политическими нормами, традициями и обычаями.
Политическая система осуществляет следующие функции:
1. конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
2. адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
3. мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
4. охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
5. внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
6. консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
7. распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей.
Политика выступает и как программа действия или сами действия по осмыслению и решению проблем, стоящих перед обществом, и как сфера общественной жизни с различными политическими направлениями, группами и интересами; и как институт власти (правительство, парламент, партии, полиция и др.); и как "искусство возможного" и "искусство управления", поскольку невозможна без фантазии, интуиции, личного опыта, творческой смелости и элементов игры. Политика - наука и искусство жить в обществе, руководить им и управлять людьми.
Субъектами политики являются индивид, малая социальная или профессиональная группа, нация, класс, элита, общественные движения, объединения и другие социальные общности. Многомерность политики, разноречия в трактовке ее целей, задач, содержания, обособление политики в автономную сферу жизни общества, необходимость исследования политики в различных социокультурных контекстах стали причинами формирования в социальной философии такого раздела, как философия политики.
Социальная подсистема. Термин «социальный» применяется в широком и узком значении. В широком значении он совпадает с понятием «общественный». В узком значении обозначает все, что относится к разновидностям социума – семейно-родственные, национально-этнические, территориально-населенческие сообщества. Сюда же входят деления на группы по разным социальным признакам – классовым, профессиональным, демографическим и т. д. помимо социально-классового деления в современной науке выделяют и другой подход, институциональный. К социальным институтам относят организации, учреждения, образования и т. п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения. Выделяют так же такое понятие как соц. структура общества – это совокупность социальных общностей и групп и определенный порядок связи между ними. Социальная подсистема включает классы, различные социальные группы и слои общества, социальные отношения между ними.
Духовная подсистема общества — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Главное назначение состоит в обеспечении духовного развития и самореализации людей. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

3. Социальное взаимодействие и социальные отношения

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов либо групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Социальное взаимодействие - это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом и реакцией па поведение остальных. Таким образом, поведение одного или всех участников взаимодействия вызывается предшествующими социальными действиями или условиями этих действий и одновременно выступает в качестве причины последующих действий[2, c. 352].
Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.
В процессе взаимодействия происходит разделение и кооперация функций, а, следовательно, взаимное согласование совместных действий
Можно выделить четыре основных признака взаимодействия:
1. предметность - наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, осуществление которой по различным причинам предполагает необходимость объединения усилий;
2. ситуативностъ — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями той ситуации, в которой протекает процесс взаимодействия;
3. эксплицирование - доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия;
4. рефлексивная многозначность - возможность для взаимодействия быть проявлением как особенных субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятельности.
Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов: передачу информации; получение информации; реакцию на полученную информацию; переработанную информацию; получение переработанной информации; реакцию на эту информацию.
Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения - ото совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей [2, c. 367].
Таким образом, социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.
В качестве основных признаков социального отношения М. Вебер выделял:
1. степень отношения одного индивида к другому;
2. наличие предполагаемого участниками эмпирического смысла;
3. наличие взаимной соотнесенности поведения сторон;
4. преходящий или длительный характер, основанный на возможности того, что повторяемость по¬ведения, соответствующего смыслу данного отношения, существует;
5. содержание социального отношения может изменяться, например, в политических отношениях солидарность может превратиться в коллизию, в противостояние, вызванное столкновением интересов;
6. смысловое содержание отношения, ориентированного на длительный срок, может быть сформулировано в максимах;
7. содержание социального отношения может быть сформулировано по взаимному соглашению участвующими в нем индивидами или группами [3, c. 630-633].
В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Их характерные особенности сводятся к следующему [2, c. 380-381]:
1. Наиболее распространенным типом взаимодействий между людьми в процессе управления являются служебные отношения, которые отличаются своей несимметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления складывается односторонняя зависимость подчиненного от начальника.
2. Функциональные отношения. От служебных отношений следует отличать функциональные отношения, сопряжения которых могут, но не должны перекрываться с сопряжениями служебных отношений. Функциональные отношения строятся таким образом, что функционально обуславливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект.
3. Технические отношения. В многоуровневых системах управления большое значение приобретает взаимозависимость в действиях и функциях членов коллектива. Каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться всесторонне согласованной и эффективной деятельности.
4. Информационные отношения - это отношения, связанные с односторонними или взаимными процессами информирования обо всех состояниях объекта и об изменениях состояний, о которых информирующий знает, а информируемый должен знать, чтобы иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности.
5. Специализированные отношения - вид отношений, связанный с разделением труда (распределением целей и действий по их достижению) в управлении многосторонней системы деятельности данной организации, фирмы, учереждения и т.п. Речь идет о связи управляющей подсистемы или её отдельных звеньев со специализированными компонентами, звеньями, участками.
6. Иерархические отношения – это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управленческой лестницы, при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.
Итак, многообразие типов и форм социальных отношений образует ту многогранную основу организованных и более или менее постоянно воспроизводимых взаимодействий, без которых невозможно существование ни одной социальной общности людей, невозможно и само существование человеческого общества. Только относясь к другому человеку, как человеку, данный индивид начинает относиться и к себе как к человеку, только относясь к другим людям как к членам общества, данная личность становится сознательным и социально активным членом обществ. В этих взаимосвязях и взаимозависимостях и| раскрывается вся полнота и значимость социальных отношений. 
Заключение

Социология не только описывает социальную жизнь, её проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей. Обогащение и совершенствование выступают не как сама цель, а как необходимая предпосылка в дальнейшем сознании себя во внешнем мире.
Таким образом, в современном обществе важное значение придается оценке тех или иных действий индивидов. Каждый из нас ежедневно совершает множество поступков, давая при этом внутреннюю оценку своим действиям. В то же время, любой из нас, волей-неволей сравнивает свои поступки со шкалой моральных ценностей цивилизованного общества. Если критерии отнесения поступков к моральным/аморальным изучаются этикой, то взаимооценка действий и поступков людей входит в предмет социологии.
Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.


Список использованной литературы

1. Качалов, И. Л. Социология: метод. пособие для студ. Инженерных спец. БГУИР всех форм обуч. / И. Л. Качалов, Т. В. Щёлкова: под ред. доц. И. Л. Качалова. – Минск : БГУИР, 2012
2. Бабосов Е. М. Социология: учебник / Е. М. Бабосов. – Минск: бгу, 2011
3. Вебер М. Основные социологические понятия. Разд. III. Социальное
отношение // Избранные произведения. М, 1990
Категория: Социология | Добавил: moon_girl
Просмотров: 1259 | Загрузок: 13
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]