1. Ценностные ориентации как связующее звено между личностью и обществом. В психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала своего развития заняла важное место. Во всех направлениях психологии, будь то поведенческая либо психоаналитическое, взгляды на «человеческие ценности» менялись и не давали однозначного ответа. Кто-то говорил, что это исключительно поведенческая реакция, подкрепляющаяся обществом, кто-то говорил, что это исключительно индивидуальная система взглядов человека, которая закладывается с детства. Ценностные ориентация — это очень тонкая организация и в каждой культуре, разных народов она своя. На мой взгляд, рассмотреть понятие ценностной системы личности и общества можно через теорию представителя гуманистического направления в психологии Э.Фромма. Он считал, что человек с самого рождения оказывается связанным с миром посредством процессов ассимиляции (приобретая и потребляя вещи) и социализации (устанавливая отношения с другими людьми). Особенности проявления и соотношения этих процессов формируют тот или иной тип социального характера, принадлежность к которому и определяет направленность личности на соответствующую систему ценностей. То на сколько человек усваивает ценности, принятые в обществе, на столько будет эффективен процесс социализации и развития. Все моральные нормы и ценности формируются и поддерживаются посредством внешнего подкрепления. Они выступают скорее в качестве средств, условий достижения внутренних ценностей, являющихся целями личности. Понятие “ценностная ориентация” позволяет выразить в элементарной форме основную идею личности – взаимосвязь индивида с обществом и культурой, самосознания человека с общественным сознанием. Комплекс ценностных ориентаций, присущих конкретному человеку, выражает личностную значимость культурных ценностей, социальных норм, нравственных идеалов, общепринятых образцов поведения. Ценностные ориентации образуют стержень личности, определяют общую социальную направленность её деятельности. Весь процесс принятие ценности личность состоит из внешнего и внутреннего принятия. В обществе, сталкиваясь с определенными «правилами» мы соотносим ценности, со своей «системой» (внутренней) которая присуща для каждой личности. Важно осмысление ценности, признание ее объективности и тогда она выходит на уровень автоматизма и становится структурной единицей всех моделей поведения. Личность и общество важно всегда рассматривать как одно целое. Так как эти два понятия опосредованы. Логично, что общество формирует личность, а личность изменяет социум. Личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. Еще Л. С. Выготский ввел в психологию понятие «социальная ситуация развития». Развитие личности, по Л. С. Выготскому, обусловлено освоением индивидом ценностей культуры, которое опосредовано процессом общения. По его словам, значения и смыслы, зарождаясь в отношениях между людьми, в частности, в прямых социальных контактах ребенка с взрослыми, затем посредством интериоризации «вращиваются» в сознание человека [72] С. Л. Рубинштейн также пишет, что ценности «производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [214, 369]. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность: • специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.; • воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности. Человек есть продукт времени и обстоятельств, в которых он живет. Взгляды, идеи в общем случае определяются обществом; человек думает так, как его принуждает думать «дух времени». С изменением общественного строя меняется положение личности, ее интересы и потребности. Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.
2 Социальные роли личности. В научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница. • Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа. • Индивид - отдельно взятый человек. • Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”. Социальная роль- это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма. А сама личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы. Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. Еще этот момент можно описать как «стереотипы общества» навязанные каждой личности. Если человек отклоняется от своевременного выполнения роли (например, выйти замуж в 25) то происходит конфликт между личность и требованиями социума. Все конфликты можно разделить на: внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу, межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли, личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Можно привести несколько теорий и представителей, которые высказывали свои идеи о значении «социальных ролей»: 1. Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс), по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе. 2. Антропологическая школа (М. Лундман), не разделяющая понятия “человек” и “личность”. 3. Марксистская социология в понятии “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства. 4. Социологический подход, которым руководствуются многие современные социологи, заключается в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним относятся уровень образования и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать занимающие в обществе различные позиции и роли. Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.
3 Система социального контроля. Социальный контроль - ϶ᴛᴏ способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования. Стабилизирующая функция социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее содержание и направленность зависят от исторически обусловленных, социально-экономических, социально-политических, социально-правовых характеристик данной социальной системы, ее места в процессе исторического развития сменяющих друг друга типов общества. Проблема социального контроля составляет часть, аспект центрального вопроса — о взаимоотношении индивида и общества, гражданина и государства. Социальное отношение, существующее в рамках механизма социального контроля между индивидом и обществом, не есть отношение контролирующего субъекта к контролируемому объекту, социальный контроль не есть исключительно воздействие общества на индивида, но всегда и неизменно — процесс активного взаимодействия данных, хотя и взаимосвязанных, но различных по характеру элементов. Социальный контроль как элемент социального управления осуществляется в процессе субъектно-объектных отношений между субъектами и объектами социального управления. Неотъемлемым признаком социального контроля является управленческое воздействие, социология организаций и управления, в процессе осуществления которого его субъекты преследуют свои субъективные интересы, а объекты -- адаптируются к объективным условиям формируемой в процессе социального контроля социальной среды. Анализ социального контроля предполагает исследование сущностных особенностей, приобретаемых в процессе взаимодействия участниками социальных отношений. Все участники социальных отношений в структуре социального контроля могут быть отнесены к субъектам, агентам или объектам воздействия. Субъекты социального контроля представляют собой обособленные от общества институционализированные общности, обладающие собственными потребностями, на удовлетворение которых они нацелены Социальный контроль, наряду с процессами социализации, обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Это происходит через интериоризацию индивидом социальных норм, ролей и образцов поведения. Механизмы социального контроля, по мнению Т. Парсонса, включают в себя: * институционализацию, * межличностные санкции и воздействия, * ритуальные действия, * структуры, обеспечивающие сохранение ценностей, * институционализацию системы, способной осуществлять насилия и принуждения. Определяющую роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также «идеи», опосредующие культурные образцы поведения. Это значит, что социальная структура является продуктом и особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений. Социальный контроль над человеком может осуществляться путем группового общественного давления на него, принуждения, а также через социализацию. 1.Социальный контроль через групповое давление осуществляется путем осуждения отдельных членов группы, поведение, внешний вид или мировоззрение которых не соответствуют установленным в данной группе стандартам. В зависимости от степени нарушения отдельными индивидуумами общеустановленных в данной группе норм, групповое давление осуществляется в разной степени: от простых замечаний до изгнания из группы. 2. Групповое давление осуществляется по-разному еще и в зависимости от характеристик и статуса индивидуума, но которого осуществляется давление, а также от характеристик группы. 3. Социальный контроль через принуждение - социальный контроль, осуществляемый, путем установления системы законов и наказаний (например, в государственной системе); также посредством путем неформального группового контроля первичной группы. 4. Социальный контроль путем социализации - это когда люди контролируются, бессознательно выполняя свои привычные роли. Социализация это один из основных видов социального контроля, так как она формирует людские привычки, желания и обычаи. Главная функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции: - регулятивную - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества; - охранительную - социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким, безусловно, значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Выводы Подводя итоги, можно сказать, что механизм социальной деятельности личности — это непрекращающееся взаимодействие личности и общества, которое строится на ценностных ориентирах, выполнении ролей, и социальном контроле. Личность неразрывно развивается в социуме и вместе с социумом. Социальная деятельность – это совокупность сознательных действий личности, преследующей определённые цели и использующей для достижения этих целей различные средства – экономические, политические, идеологические. Это специфический способ освоения действительности человеком и в то же время способ становления и развития человека как носителя общественных отношений. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д.
Список использованной литературы: 1. “Основа социологии”, С. С. Фролов, г. Москва , “Юрист”, 1997г. 2. “Введение в социологию”, А. И. Кравченко, г. Москва, учебное пособие, 1997г. 3. Иванов М.С., Яницкий М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения 4. Д.Майрес Социальная Психология 5. Хъел и Зиглер психология личности