bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [247]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [247]
Культурология [42]
Логика [258]
НГиИГ [116]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [82]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [169]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Социология

Контрольная Работа №2
Подробности о скачивании 22.11.2011, 11:46
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Институт информационных технологий

Специальность:
Инженеры по информационным технологиям и управлению

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «Социология»

Вариант № 2




Минск, 2011
ТЕМА №2: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ»
План
1. Основные социологические идеи О. Конта.
2. Социологические воззрения основных представителей классической социологии:
а) Г. Спенсера;
б) Э. Дюркгейма;
в) В. Парето;
г) М. Вебера;
д) П. Сорокина.


ВВЕДЕНИЕ
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.
Социологические теории призваны объяснить состояние общества и, на этой основе, выявить и обосновать тенденции общественного развития. Общество - сложный объект. Сразу охватить его просто невозможно. Приходится сначала изучать одни элементы общества, одни связи и взаимозависимости, потом переходить к изучению других объектов и связей, и т.д. Но общество постоянно развивается, изменяется. Теория, которая достаточно полно, адекватно объясняла те или иные стороны жизни общества, однажды оказывается устаревшей, отставшей от действительности. Оказывается, она объясняется вчерашний день общества, и уже не годится для объяснения его сегодняшнего состояния. Возникает необходимость что-то уточнить, что-то пересмотреть, а от чего-то и отказаться. Но все это делается на основе подобных теорий, - они оказываются точками отсчета в развитии научной мысли.
Такие теории определяются как классические. Эпоха формирования и утверждения подобных теорий получает название классического периода развития данной науки. Период классической социологии - середина XIX- первая половина ХХ веков. Классические теории говорят об одних и тех же сторонах жизни общества, но говорят по-разному. 
1. Основные социологические идеи О. Конта
«Отцом-основателем» и основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Он родился во Франции, в семье финансового чиновника. В 1814 году поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антиклерикальные и республиканские взгляды. Работал домашним учителем, с 1818 по 1824 год - секретарем Сен-Симона.
Именно он впервые ввел в употребление сам термин «социология». Создав собственную классификацию наук, на ее вершину он поместил социологию, как наиболее, по его мнению, важную.
На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. Воздействие Сен-Симона на творчество его секретаря действительно было существенным, но не прямым, так как многие его идеи получили иную интерпретацию. Сен-Симон был одним из ведущих представителей утопического социализма. Конт же, напротив, придерживался либерально-консервативных убеждений, был сторонником сильного государства, социального порядка, жесткой социальной иерархии и постепенных реформ. Конт не воспринял идей утопического социализма, проповедовал классовый мир и категорически защищал частную собственность, чем и объясняется холодное отношение к нему Маркса и его последователей.
Основной труд Конта “Курс позитивной философии” в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах, в 1844 вышло “Рассуждение о духе позитивной философии”, в 1851 - “Позитивистский катехизис”, в 1851-1854 годах - “Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества” (в 4 томах), после смерти - “Завещание Огюста Конта” (в 4 томах).
Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы» существующие чуть ли не автономно по отношению друг другу. Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, нравственных, политических других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет и общество. Значит, чтобы развивать общество, надо, прежде всего развивать отдельных людей.
Огюст Конт поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостной “социальной системы”, т. е. признание факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции Конта индивид является абстракцией, т. е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим внутренним естественным законам. Причем из всех существующих систем общество отличается наибольшей сложностью, поскольку подвергается постоянным изменениям. Биологические организмы в этом отношении значительно более стабильны. В обществе же каждое состояние определяется предшествующим и влияет на будущее. Социальные явления по своей природе историчны. Однако в качестве общего предмета социологии Конт объявляет глобальное общество, Человечество.
Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения “Порядок и прогресс”. Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. - социальная динамика, то в “Системе” - что это социальная статика. Социальная статика выделяет “структуру коллективного существа” и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии . Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).
Индивид, по Конту, естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. “Подлинный социологический элемент” - не индивид, а семья.
Разделение труда, по Конту, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, “самое главное условие нашей социальной жизни”. Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма Правда, в отличие от экономистов, Конт считает, что кооперация, основанная на разделении труда, не создает общество, а предполагает его предшествующее существование.
Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории - “основная идея социальной статики”.
Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием “развития”. Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории “органические” периоды чередуются с “критическими”, когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.
С социальной точки зрения новое общество характеризуется победой альтруизма над эгоизмом, ростом социальных чувств, упрочением порядка и социального мира, осуществляется переход от военного общества к промышленно развитой системе. Вместе с тем подчеркивается, что и в новом обществе есть свои как положительные, так и отрицательные моменты, поэтому задача науки состоит в том, чтобы максимально содействовать очищению этого общества от отрицательных сторон.
Значительное внимание Конт уделил разработке методов социологии. Критикуя умозрительные рассуждения о методах, Конт предложил программу систематического изучения исследовательской практики конкретных наук. В отличие от многих своих последователей Конт хорошо понимал ограниченность чисто эмпирического подхода к исследованию социальных явлений. Он постоянно подчеркивал необходимость перехода от фактов к принципам и от принципов к фактам.
В социологии, по мнению Конта, применимы все основные общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод и другие, но каждый из них при этом имеет свою специфику. Как и другие науки, социология строит все здание своей науки на наблюдении. Конт не сумел выработать четких критериев объективности наблюдения в социальных науках. Однако он сформулировал ряд общих принципов. Во-первых, обосновал саму возможность использования наблюдения. Возражая против утверждений о ненадежности исторических свидетельств, несовместимости наблюдений отдельных ученых, дающих часто противоположные описания одних и тех же фактов, Конт утверждал, что в этом случае следовало бы отказаться от науки вообще, так как все они в той или иной мере используют такие свидетельства и наблюдения, которые нет возможности повторить.
Конт высоко оценивал перспективы применения в социологии метода эксперимента. Он различал непосредственный и опосредованный эксперимент. Возможности первого ограничены ввиду сложности осуществления контроля и искусственного изменения социальных факторов, т. е. условий эксперимента. В социологии метод эксперимента проявляет себя чаще в опосредованной форме, как наблюдение за резкими социальными потрясениями, переменами, кризисами, которые, как и патология организма, помогают лучше понять нормальное состояние общества, закономерности его функционирования и развития.
Вывод: Таким образом, Конт сформулировал ряд важнейших методологических положений о специфике метода наблюдения в социологии, которые и в настоящее время привлекают к себе пристальное внимание исследователей.
Конт руководствовался двумя относительными точками зрения: противоположением 1) между абстрактным и конкретным и 2) между пребыванием и изменением, или статической и динамической сторонами явлений.
Уже отмечалось, что Конт ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об обществе. Он также пользовался понятиями «социальная статика» для истолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которого им раскрывался механизм функционирования и развития общества.


2. Социологические воззрения основных представителей классической социологии:
а) Г. Спенсера;
Английский социолог Герберт Спенсер считается основоположником двух направлений социологии: органицизма и эволюционизма. Одной из центральных идей его теории была общая теория эволюции, которая трактовалась как переход от бессвязности к связности, от неопределенности к определенности, от однородности к разнородности; это универсальный процесс, охватывающий все формы бытия, в том числе и общество, которое мыслилось высшим ее проявлением. По мере развития усложняется структура общества, его составные части становятся все более непохожими друг на друга, а, следовательно, все боле, взаимозависимыми. Неудачные действия одной части общества уже не могут быть компенсированы действиями другой, а это значит, что сложные общества более уязвимы и хрупки. Эта уязвимость требует создания некой регулятивной системы, которая бы контролировала бы действия составных частей и их регуляцию. По характеру этой системы Спенсер делил общества на два типа: «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и «индустриальные», где контроль и централизация слабее. Координация действий в обществе, по мнению Спенсера, сходна с координацией в живом организме.
Что же касается индивида и его положения в обществе, то Спенсер рассматривал его двояко. Хотя индивид и есть часть целого, но это не обычная часть, а такая, которая характеризуется многими признаками целого и обладает относительной свободой в рамках общественного организма. Общество, тем и отличается от организма, что в нем целое (т.е., общество) существует ради частей (т.е., индивидов).
Первый социологический труд Спенсера «Социальная статика» вышел в 1850 г. В 60-90-е годы Спенсер, создавая систему синтетической философии, пробовал объединить все теоретические науки того времени. В эти годы были написаны: «Основные начала», «Основания психологии», «Основания биологии», «Основания социологии», «Основания этики», «Основания социологии» были предварены самостоятельной книгой «Социология как предмет изучения».
Свои социологические воззрения Спенсер, подобно Конту, выводил методом дедукции из философских принципов. Хотя Спенсер относился к Конту очень критично, но все же считал, что французский мыслитель в понимании социальных явлений существенно превосходил все прежние подходы и называл его философию «замыслом, полным величия.
Спенсер считал, что в обществе действуют те же механизмы естественного отбора, что и в природе. Поэтому любое постороннее вмешательство вроде благотворительности, государственного контроля, социальной помощи мешает нормальному течению естественного отбора, а значит, это делать не стоит.
Социологическая теория Спенсера считается предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. В своих работах он отводил большое место проблеме объективности социологического знания.
Вывод: Таковым образом, Спенсер стоит за психологическое объяснение «социального механизма», хотя это и не связывается с его аналогией общества с биологическим организмом.
Выделим следующие общие черты социологии Г. Спенсера:
1. это обширное внедрение историко-сравнительного способа в исследовании и обосновании собственных социологических взглядов;
2. трактовка общества как организма, под которую он пробовал подвести определенные логические основания;
3. мысль закономерной эволюции публичной жизни. Согласно данной идее, процесс социальных конфигураций совершается по естественным законам независимо от желаний людей.


б) Социологическое воззрения Э. Дюркгейма;
Э. Дюркгейм, фактически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфичный предмет научного исследования социологии -- «социальную сферу». Им разработаны методология и способы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» (1895 г).
В качестве обобщающего понятия, которое выражает главные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не обхватывает и не исчерпывает всего обилия идей Дюркгейма.
По Дюркгейму, социальная действительность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а основное «реальна», как и остальные виды действительности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, как и последние, развивается в согласовании с определенными законами Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, способ, предназначение.
Общество - действительность особенного рода, которая не сводится к иным её видам. И тут следует выделить одну основополагающую идею, которая пронизывает все научное творчество Дюркгейма.
Дюркгейм придерживался принципа, согласно которому социальные факты обязаны разъясняться другими социальными фактами. Совместно с тем он выходил за рамки этого методологического принципа.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками:они есть вне индивидума; оказывают на него принудительное действие. Его социология делилась на три главные сферы: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию, которые отражали в определенной мере его взоры на назначение тех либо других сфер социальной жизни. Социальная морфология аналогична анатомии; она изучит «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В её сферу входит исследование географической базы жизни народов в связи с социальной организацией, а также народонаселения, его размера, плотности, распределения по местности.
Центральной социологической идеей, которая фактически проходит через все творчество Дюркгейма, является мысль публичной солидарности.
В объяснении данной трудности Дюркгейм отталкивается от обычной для социологии 19 века идеи двух типов общества: обычное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для обычного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивидум, в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание практически целиком покрывает личные особенности, то есть отсутствует собственное «Я» -- «Я это лишь МЫ». Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением публичного труда и которая базирована не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивидума коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Конкретно благодаря разделению труда индивидум понимает свою зависимость от общества, которая ранее поддерживалась репрессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится принципиальным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) совместно с этим становится основанием морального порядка». Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не лишь историческим законом, но и основным показателем прогресса.
Тем не менее, хоть какое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато угрозой разъединения и аномалии. Дюркгейм видел наличие социальных заморочек и конфликтов. Но он считал их просто отклонением от нормы, вызванным недостаточной отрегулированностью отношений меж главными классами общества. В этом плане Дюркгейм развивал идею сотворения профессиональных компаний в качестве новейших органов публичной солидарности. Они обязаны, по его плану, делать широкий круг публичных функций -- от производственных до морально-культурных, производить и внедрять в жизнь новейшие формы, которые будут регулировать дела меж людьми, и способствовать развитию личности.
Вывод: Влияние идей Э. Дюркгейма находится в самых разных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Дюркгейм дал одно из более развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и способности социологии как науки. Он обосновывал, что общество - это действительность особенного рода, не сводимая ни к какой другой. Совместно с тем он подчеркивал, что эта действительность владеет столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таковым образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного дела к обществу в социальной практике, значимость опоры на настоящие спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

в) Социологическое воззрения В. Парето;
Эволюция взглядов самого В. Парето — от демократических, либеральных, гуманистических убеждений молодости и начального периода зрелости до разочарования в прежних идеалах, пришедшего после 1900 г. в результате наблюдений за экономической и политической жизнью европейского общества, а также неудач в личной жизни и политической карьере.
Исследователи научного творчества Парето единодушно подчеркивают огромное влияние эволюции, а точнее, радикальной метаморфозы его ценностных ориентации на формирование его социологических воззрений. Первоначально он, как и его отец, был сторонником демократических, либеральных и гуманистических взглядов. Но затем, примерно к 1900 г., наблюдая политическую жизнь современной ему Италии, Парето испытал глубокое разочарование в идеалах своей молодости. Это разочарование было обострено его эгоизмом, аристократическими предрассудками, неудачами в политической карьере и личной жизни. Как это нередко бывает с глубоко разочарованными людьми, пережившими серьезный идейно-психологический кризис, доминирующими чертами его мировоззрения и характера постепенно становятся пессимизм и цинизм.
Он отказывается от рационалистической модели человека (ее сторонником ученый был многие годы), в соответствии с которой индивид сначала обдумывает свои действия сообразно поставленным целям и задачам, а затем совершает цепь поступков для их достижения. Как полагает Парето, на самом деле все происходит наоборот. Человек сначала совершает действия (под влиянием чувств и определенных интересов), а затем объясняет их, стремясь к правдоподобности и обоснованности собственных интерпретаций. Собственно говоря, на этом базируется одна из основных концепций Парето — теория нелогического действия. Но он не переходит с позиций рационализма на иррационалистические трактовки действий. Наоборот, он стремится усилить рационализм за счет "ультрарационализма", включая в дискурс, в систему рассуждений не только логику, но и эксперимент и наблюдения для того, чтобы разоблачать иллюзии, с помощью которых, люди обманывают себя и других, скрывая действительные мотивы своих действий и поступков.
Парето, как и Дюркгейм, считает идеалы реальной действующей силой, но в отличие от последнего он не верит ни в один из них. Для него это лишь эффективно действующие мифы, <теории> (это понятие в его истолковании часто носит саркастический оттенок), которые являются либо результатом добросовестного заблуждения, либо инструментом обмана, с помощью которых элиты осуществляют свое господство.
Парето впервые разработал развернутую теорию элиты. Он описал некоторые социально-психические характеристики элитарных групп и такие черты массы, как авторитарность, нетерпимость и неофобия. В своей концепции циркуляции элит он обосновал необходимость социальной мобильности для поддержания социального равновесия и оптимального функционирования социальных систем.
Разработка теории элиты парадоксальным образом способствовала углублению и уточнению представления о демократии, столь нелюбимой самим Парето. Понимание истинного места элиты в обществе позволило перейти от бессодержательных и туманных положений о подлинной демократии как о власти Самого Народа, о Самоуправлении Народа, к представлению о демократии, в частности, как о специфической открытой системе формирования циркулирующих элит, публично и в равных условиях конкурирующих между собой за авторитет и власть в обществе.
Социально-практическое влияние социологических идей Парето трудно отделить от влияния его многочисленных публицистических работ. Парето постоянно выступал не столько за, сколько против. Он ревностно стремился избавиться от всех предрассудков, и это необходимое условие поиска научной истины. Но подобный поиск совсем не обязательно требовал от него фанатичной и злобной критики таких предрассудков, как демократия, свобода, гуманизм. Будучи, по его собственному выражению, атеистом всех религий, Парето стремился избавиться и от тех предрассудков, на которых вырос фашизм. В своем Трактате, в частности, он осуждает такие идеологии, как национализм, империализм, расизм, антисемитизм. Но основное внимание он уделил разоблачению господствующей в его время либерально-демократической идеологии: в результате оказалось, что у него и у Муссолини имеется один общий заклятый враг. Парето теоретически развенчивал те антитоталитарные ценности, которые затем практически подавлял фашизм. Таким образом, вклад Парето в идеологию фашизма состоял не столько в позитивной разработке этой идеологии, сколько в критике той идеологии, которая противостояла фашизму и другим формам тоталитаризма.
Вывод: Таким образом, выступая против рационалистической модели человека, Парето стоит на позициях ультрарациональной науки, целиком основанной на логике и эксперименте. Этот рационализм ученого-социолога призван разоблачить те ложные мотивы, иллюзии, <теории>, которыми человек рационализирует свое поведение, обманывая себя и других, скрывая истинные мотивы. Учитывая общие теоретико-методологические ориентации Парето, его несомненно можно было бы считать сциентистом, если бы вера в науку не представлялась ему столь же иллюзорной, как и любая другая.
Он подчеркивает, что экспериментальная истинность определенных теорий и их социальная полезность - это совершенно разные вещи: они не только не совпадают, но чаще всего противоречат друг другу. Объяснение истинных оснований социального устройства опасно для самих этих оснований, разрушительно для них. Вот почему Парето с присущим ему снобизмом писал, что если бы он думал, что его Трактат будет доступен многим читателям, то он бы его не написал.

г) Социологическое воззрения М. Вебера;
Макс Вебер (1864-1920) - один из наиболее влиятельных ученых-социологов, во многом способствовавший становлению исторической социологии. Вебер стремился выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотически разбросанные данные о социальных феноменах, происходящих в разных странах.
Вебер считал, что в социологии невозможно применять методы естественных наук, и, говоря об обществе, невозможно вывести законы, подобные естественным. Однако Вебер также критиковал и метод «непосредственного вживания», т.к. он страдал субъективизмом и психологизмом. В качестве одной из основных методологических конструкций социологии Вебер разработал концепцию «понимания». «Понимание» есть раскрытие сущности всей социальной реальности, человеческой истории, причем подчеркивался рационалистический характер этой операции: это скорее систематическое и точное исследование, чем просто «переживание» социального феномена.
Вебер развил концепцию свободы науки от ценностных суждений, однако не отрицал полностью значения оценок. По его мнению, ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования; процесс же сбора данных, точное наблюдение, систематическое их сравнение должны быть беспристрастны.
По Веберу, основной объект исследования социологии есть социальные действия. Это такие действия индивидов, которые, во-первых, осознанны (а не чисто реактивны), и, во-вторых, тем или иным образом затрагивают интересы, оказывают влияние на других индивидов. Вебер выделял 4 типа социальных действий: аффективные, традиционные, ценностно-рациональные и целерациональные.
Вебер ввел концепцию «идеальных типов». «Идеальный тип» есть логически сконструированное понятие, выводящееся индуктивно из реального мира социальной истории и позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. По Веберу, это не статическое, а динамическое понятие, меняющееся вслед за изменениями в обществе. Вебер так же работал над социологией религии, социологией политики, исследовал феномены бюрократии и «рационализации».
Степень рационализации, как указывает Вебер, обратно пропорциональна силе влияния волшебного элемента, который находится в каждой религии. Эта пара противоположностей (рациональное - волшебное) является одним из основных инструментов его анализа религии. По мере того, как он осмыслял роль религиозного фактора в структуре социальной жизни, его социология религии получила наряду с прежней еще одну нагрузку. Вебер в социологии религии пробует выявить компоненту, которая составляет важнейшую характеристику общественного деяния, а конкретно: субъективно подразумеваемый смысл. Если в социологии права и страны (политической социологии) он анализирует типические формы «ориентации на другого» («ожидание»), то в социологии религии типологизирует более значительные формы смыслов, как они выступали в истории. Исследователи творчества Вебера отмечают, что исследование социологии религии Вебера дает возможность оценить содержание и значение его методологической категории «социального действия» как нацеленного на «субъективно подразумеваемый смысл»; и напротив, лишь имея в виду эту методологическую категорию, можно правильно оценивать место и роль социологии религии в Веберовской социологии вообще.
Вебер считал, что абстрагироваться от того, что человек есть существо сознательное, не может ни историк, ни социолог, ни экономист. Но управляться при исследовании социальной жизни способом непосредственного вживания, интуиции Вебер решительно отказывался. Ибо было ясно, что итог подобного метода исследования не владеет общезначимостью, он очень субъективен Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии.
В качестве нужной предпосылки социологии Вебер ставит отдельного правильно (осмысленно) работающего индивидума. Согласно Веберу, публичные университеты - право, правительство, религия и т. Д. - Обязаны изучаться социологией в той форме, в какой они стают важными для отдельных индивидов, в какой последние реально нацелены на них в собственных действиях. Он отрицал идею, что общество «первое» составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из деяния отдельных людей. В данной связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.
Вывод: Значение Вебера, как одного из огромнейших социологов 20 века, нереально было бы объяснить, если бы мы остановились лишь на фиксации того происшествия, что он по духу своему протестант. Тут, видимо, нужно признать, что тот тип дела к реальности, который характерен для протестантизма, и та социальная действительность, которая этим типом деятельности формируется, оказались бы для Европы еще более универсальными, чем можно было бы предполагать. Развитие капитализма сделало универсальной жизненную установку протестантизма. Можно с уверенностью сказать, что большущее значение работы Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» состоит в том, что он первый зафиксировал универсальное значение протестантизма для капиталистического развития Запада. Не считая того, он сразу через сравнение с протестантизмом выявил характер рациональности как фундаментального принципа индустриального общества. Таковым образом, конкретно протестантизм мышления Вебера дал ему установку и специфическое видение современной ситуации в развитии западного общества. Это же видение явилось границей веберовского мышления, поскольку, радикально разведя противоположности, он не нашел меж ними соединительного моста, а, следовательно, и выход из кризиса.

д) Социологическое воззрения П. Сорокина
Достойным продолжением развития социологической мысли в России начала и работы известного российского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968). Его социологические воззрения формировались в большей степени под влиянием работ Э. Дюркгейма, М.М. Ковалевского и Е.В. Де-Роберти.
В «Системе социологии» Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что, во-первых, социология как наука обязана строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты исследования тех и остальных наук, но способы исследования этих объектов одни и те же. Во-вторых, социология обязана учить мир таковым, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и остальных норм, обязан быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина обязана быть отъединена от Добра, Справедливости и схожих принципов и норм. В -третьих, социология обязана быть «объективной дисциплиной», т.е. учить настоящие взаимодействия людей, доступные объективному измерению и исследованию. В-четвертых, поскольку социология желает быть опытной и чёткой наукой, она обязана прекратить всякое «философствование» в смысле сотворения умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, отменная статистическая диаграмма стоит хоть какого социально-философского трактата. В-пятых, разрыв с философствованием значит и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения хоть какого явления к одному какому-нибудь началу
П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп - односторонние и многосторонние. В согласовании с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-или признаку, к примеру языку, местности, полу, возрасту, либо же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и остальные сложные, частенько социально неоднородные группы.
Как считал Сорокин, социальная мобильность - такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на базе которой она существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди передвигаются вверх либо вниз по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как «социальное пространство», суть которого раскрывается через понятие «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция».
Огромное значение П. Сорокин придавал вопросам общественного равенства. В 1917 г. В Петрограде вышла его книга «Проблема общественного равенства». К данной проблеме он постоянно обращался в собственных последующих работах. Указывая на сложный и многосторонний характер трудности общественного равенства, он считал, что основное в ней - это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т. Е. «по степени его личного социально-полезного труда». Но этим экономическим содержанием неувязка общественного равенства не исчерпывается. Принципиально, писал Сорокин, чтоб стало реальностью равенство всех перед Законом, равенство для занятия общественных должностей, право на равные политические блага - избирательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т. Д. Исключительное значение имеет «более либо менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т. Е. Основанная на социальном равенстве, система общества.
П. Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе трудности следует решать на базе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречии и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за обычный, как он писал, эволюционный путь развития.
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:
• социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
• социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
• социальную генетику; “Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей”
В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: “Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.” Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Главными формами взаимодействия социальных групп являются:
• взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
• взаимодействие сходных и несходных лиц
• взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.
Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения
и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы: космические или физико-химические, биологические, социально-психические.
Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он
подчеркивает, что “население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом”. “Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения:
а) по семейной принадлежности
б) по государственной
в) по расовой
д) по профессиональной
е) по имущественной
ж) по религиозной
з) по объемно-правовой
и) по партийной

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Классическая социология имеет очень большую, насыщенную, интересную и охватывающую огромные временные рамки, историю.
Начало XX века внесло существенные поправки в прежнее представление о социологии. Говорилось, что она претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и из этого делать выводы. Это всё предалось дальнейшей критике. С этим трудно спорить. Ведь уровень развития отдельных людей, их деловых качеств и культуры - действительно важный фактор развития общества, решения возникающих в нем проблем. Сегодня мы это ясно видим на примерах нашего общества, видим, какую роль в решении самых разнообразных проблем играют деловые качества, политическая компетентность и духовная культура людей, особенно тех, которые решают ключевые вопросы нашей жизни, видим, что все эти качества в людях надо развивать.
Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, П. Сорокин относятся к тому редкому типу ученых, чьи имена становятся символом избранной ими науки. Они признаны одними из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом.
Эти социологи сделали огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ
Социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Общество –1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями).
Эволюционизм – это течение, признающее лишь одну форму развития - непрерывную, протекающую без скачков, прерыва постепенности, за счёт количественных изменений.
Структура – это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т, е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Систе́ма— множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История социологии : учеб. пособие / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Елсукова [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Вышэйш. шк., 1997.
2. Качалов, И. Л. Социология : учебно-метод. пособие для студ. неэкономич. спец. БГУИР всех форм обуч. / И. Л. Качалов. – Минск : БГУИР, 2004.
3. Кравченко , А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009.
4. Радугин, А. А. Социология : курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Библионика, 2004.
5. Социология : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко ; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
6. Американская социологическая мысль. Тексты / сост. Е. И. Кравченко ; под ред. В. И. Добренькова. – М. : Изд-во МГУ, 1994.
7. Бачинин, В. А. История западной социологии : учебник / В. А. Бачинин. – СПб. : Изд-во Лань, 2002.
8. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учеб. пособие для вузов / А. Б. Гофман. – 2-е исправ. изд. – М. : Книжный дом «Университет», 1997.
9. История социологии в Западной Европе и США : учебник для вузов / Г. В. Осипов [и др.] ; под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М. : НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М), 2001.
Категория: Социология | Добавил: happy_student
Просмотров: 2421 | Загрузок: 34
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]