1. Определение простого суждения и его структура. Суждения и понятия 3 2 Классификация простых суждений по качеству и количеству 5 Логические задачи 8 Список использованных источников 10
1. Определение простого суждения и его структура. Суждения и понятия.
Суждение – это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями. Простое суждение - это суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, т.е. часть, не совпадающую с целым, в свою очередь являющуюся суждением. Простое суждение не содержит логических связок. Это сужде-ние о наличии или отсутствии каких-либо признаков у какого-нибудь отдельного предме-та, у части или у всех предметов некоторого класса. Более подробно суждение можно охарактеризовать как мысль, содержащую описа-ние некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в рассмат-риваемой области действительности. С наличием в суждении некоторого утверждения или отрицания неразрывно связано свойство суждения быть истинным или ложным. Языковой формой выражения суждения являются предложения. Можно сказать, что всякое суждение есть предложение, однако не всякое предложение выражает суждение. Простое суждение формулируются с помощью повествовательных предложений. Структура простого суждения о связи предмета и его признака такова: • субъект; • предикат; • связка; • квантор. Субъект суждения выражает знание о предмете суждения, то есть то, о чём гово-рится в данном суждении. Сокращённо субъект суждения обозначается буквой S (от ла-тинского слова Subjektum). Не следует отождествлять субъект суждения от предмера (объекта) суждения, то есть от того, что в реальной деятельности познаётся с помощью суждения. Действительно предмет всегда богаче, чем какое-либо значение о нём, выра-женные субъектом суждения. Предмет суждения отличается от субъекта суждения так же, как мысль о предмете от самого предмета. Предикат суждения выражает знание о признаке предмета суждения, то есть то, что говорится о субъекте суждения. Сокращённо предикат обозначается буквой P (от латинского слова predikatum). Предикат суждения является вторым необходимым элементом суждения. Связка выражает отношение, которое устанавливается в суждении между субъек-том и предикатом. Связка придаёт ограниченное единство и законченность всей форме суждения. Логическая связка между субъектом и предикатом имеет две формы. Она мо-жет быть либо утвердительной, либо отрицательной – в зависимости от того, приписы-вается предикат субъекту или нет. В русском языке связка как правило не высказывает-ся, а подразумевается. Если мы говорим «Все люди – разумные существа», то S(все лю-ди) и P(разумные существа) связываются с помощью тире; но в других случаях вместо слова «есть» могут использоваться «суть», «имеется» и др. Квантор указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия, выражающего субъект, или к его части. Квантор в свою очередь подразделяется на: квантор общности (все, всякий, всегда и т.д.) и квантор существования (некоторый, иногда, бывает, встреча-ется и т.д.) Квантор также может быть выражен не явно. Структура простого суждения выглядит следующим образом: «S есть (не есть) P». Например, «Все розы – растения», где розы – субъект, растения – предикат, тире вы-ражает логическую связку, а слово «все» - квантор. В зависимости от содержания предиката суждения различают: - атрибутивные суждения, - суждения об отношениях, - экзистенциальные (суждения существования). Атрибутивными называются суждения, в которых выражается принадлежность предметам каких либо свойств. Атрибутивные суждения можно истолковать как суждения о полном или частичном включении или невключении одного множества предметов в другое или как суждения о принадлежности или непринадлежности предмета классу предметов. Например, «Арбуз – это ягода», «Ни один арбуз не является фруктом», «Париж – столица». В первом суждении говориться о том, что арбузы включены в класс ягод, во втором, что множество фруктов и ягод не имеют общих элементов, в третьем, что Париж является элементом класса столиц. В структуру реляционного суждения входят два или более субъектов и предикат, роль которого играет отношение. Субъекты реляционного суждения – это понятия объек-тов, между которыми утверждается или отрицается наличие отношения. Предикат сужде-ния с отношением – это связь, которая утверждается или отрицается в суждении. В отличии от атрибутивных суждений в реляционных суждениях всегда более чем один субъект и так же, как в атрибутивных суждениях, один предикат, только выражен-ный признаком-отношением. Выделять реляционные суждения и отличать их от атрибутивных надо для того, что-бы облегчить установление истинности этих суждений. Например, «Петр – отец Ивана». Между субъектами имеются отношения «быть от-цом». Следовательно, этот признак можно считать предикатом. В суждениях существования утверждается или отрицается существование предметов в действительности. Пример: «Не существует дыма без огня». Суждения и понятия. Объектами изучения логики являются формы мышления: понятие и суждение. Понятие - это мысль, в которой обобщаются отличительные свойства предметов. Т.к. язык является формой выражения мысли, то в языке термину "понятие" соответствует "слово". Но человек не мыслит отдельными понятиями. Выражая свои мысли, он состав-ляет слова в предложения. Предложение в языке есть суждение в мыслях. Суждение (высказывание) - есть мысль (выраженная в форме повествовательного предложения), в которой нечто утверждается о предмете действительности, которая объ-ективно является либо истинной, либо ложной. Правда, истинность суждения относительна. Говорят, что суждение может иметь одно из двух значений истинности: "истина" или "ложь". Суждение истинно (имеет значение истинности - истина), если оно соответствует действительности. К числу суждений не относятся мысли, не имеющие значения истинности. Таким мыслям в языке соответствуют вопросительные и побудительные предложения. Суждение, значение истинности которого не однозначно, называется гипотезой.
2. Классификация простых суждений по качеству и количеству.
При анализе простых суждений в них необходимо различать как качественную, так и количественную стороны. С точки зрения качества связки суждения делятся на две группы: утвердительные и отрицательные. В утвердительных суждениях логическая связка приписывает предикат суждения субъекту. Например, в суждении «Высокая степень квалификации специалиста требует его основательной предварительной подготовки» к субъекту суждения (S) «высокая сте-пень квалификации специалиста» с помощью утвердительной связки (не высказанной в языке) приписывают предикат суждения, (Р) – «требует его основательной предваритель-ной подготовки». В отрицательных суждения логическая связка отделяет предикат от субъекта сужде-ния. Например: «Рыбы не являются млекопитающими». В этом суждении связка отрица-тельная, так как признак «млекопитающие», составляющий предикат суждения (Р), несовместим с понятием «рыбы» (S). Логическая связка суждения считается отрицательной только в тех случаях, когда отрицательная частица «не» стоит перед связкой. Если же эта частица стоит после связки, то она входит в состав предиката, а суждение относится к разряду утвердительных. Например: «Творчество этого автора страдает безвкусицей» или «Мировоззрение Л.Н. Толстого содержит идею непротивления злу», и т.д. Оба вида суждения не должны метафизически противопоставляться: с логической точки зрения любое из них может быть преобразовано в свою противоположность. Например: «Рыбы являются не млекопитающими существами» (это уже утвердительное суждение). По количеству простые суждения делятся на единичные, частные и общие. За крите-рий деления при этом берётся предмет мысли, который по объёму содержит или единич-ные явления, или часть явлений какого – либо класса, или все явления данного класса. Единичные суждения – это те, объём субъекта которых содержит только один эле-мент (индивидуальная вещь, явление, событие, и т.д.). Например: «Харьков – первая сто-лица Украины». Частные суждения характеризуются тем, что содержание предиката относится толь-ко к части объёма субъекта. Например: «Некоторые из нас автолюбители». Частные суж-дения включают в себя такие слова, как «некоторые», «часть», «большинство», «мень-шинство» и т.д.. Те частные суждения, где количественная сторона известна лишь частич-но (по крайней мере, некоторые), называются неопределёнными частными суждениями. Например, мы опросили часть студентов группы и теперь можем сказать «некоторые сту-денты этой группы занимаются спортом». Под словом «некоторые» мы здесь понимаем «по крайней мере некоторые, а может быть и все». Другие частные суждения, где слово «некоторые» употребляется в точно определённом смысле, называется определёнными частными суждениями. Например: «Некоторые студенты группы являются победителями олимпиады», или «Некоторые государства являются монархиями» и так далее. Более важной для познания формой суждения является общее суждение, где объём субъекта относится ко всем предметам данного класса. Например: «Все тела состоят из атомов», или «Все люди смертны», и так далее. Во всех общих суждениях предикат отно-сится ко всем предметам того или иного класса. Качество и количество суждения тесно связаны. Поэтому в логике большое значение придается объединенной классификации суждений по их количеству и качеству. Возможны четыре вида таких суждений: - общеутвердительные, - частноутвердительные, - общеотрицательные, - частноотрицательные. Общеутвердительные суждения - это суждения, которые являются общими по коли-честву и утвердительными по качеству. Символически эти суждения записываются сле-дующим образом: «Все S есть P», где количественная («все») и качественная («есть») сто-роны суждения явно выражены в языке. Например: «Все звёзды светятся собственным светом», «Все птицы имеют крылья», «Все студенты сдают экзамены», и т. п. Общеотрицательные суждения - это суждения, которые являются общими по коли-честву и отрицательными по качеству. Обобщённая формула этого суждения такова: «Ни одно S не естьP», где количественная («ни одно») и качественная («не есть») стороны суждения явно выражены в языке. Например: «Ни одна нация не может существовать без общего языка», или «ни один организм не может жить без пищи» и так далее. Частноутвердительные суждения - это суждения, которые являются частным по ко-личеству и утвердительными по качеству. Его обобщённая формула выглядит так: « Некоторое S есть P», где количественная («некоторые») и качественная («есть») стороны суждения явно выражены в языке. Например: «Некоторые студенты являются отличниками», или «Некоторые рыбы летают» и так далее. Частноотрицательные суждения - это суждения, которые являются частными по ко-личеству и отрицательными по качеству. Его символическая формула такова: «Некоторые S не есть P», где количественная («некоторые») и качественная («не есть») стороны суж-дения явно выражены в языке. Например: «Некоторые страны Африки не являются му-сульманскими», или «Некоторые студенты не посещают задания занятия в спортивных секциях» и т. п. Для формульной записи этих видов суждений в логике используются гласные буквы двух латинских слов «affirmo» («утверждаю») и «nego» («отрицаю»). Конкретно они означают суждения: А — общеутвердительные, I — частноутвердительные, Е — общеотрицательные, О — частноотрицательные. Чтобы правильно понимать смысл суждений и правильно оперировать ими, необхо-димо знать распределенностъ терминов них — субъекта и предиката. Распределенным считается термин, мыслимый во всем объеме; нераспределенным - если он мыслится не во всем объеме, а частично. В общеутвердительных суждениях (А): «Все S есть Р» — субъект распределен, а предикат не распределен. Это видно на графической схеме (штриховкой отмечена степень их распределенности).
Исключение составляют лишь случаи, когда суждение — общевыделяющее. Напри-мер: «Только люди — разумные существа на Земле». Здесь распределены и субъект, и предикат.
В частноутвердительных суждениях (I): «Некоторые S есть Р» — субъект и предикат не распределены.
Исключение составляют лишь случаи, когда субъект по объему шире предиката. Например: «Некоторые смертные существа — люди», «Некоторые юристы — адвокаты». В них субъект не распределен, а предикат распределен.
В общеотрицательных суждениях (Е): «Ни одно S не есть Р» — субъект и предикат распределены.
Наконец, в частноотрицательных суждениях (О): «Некоторые S не есть Р» — субъ-ект не распределен, предикат распределен.
Обобщая сказанное, можно вывести следующие закономерности, характеризующие распределенность терминов в суждениях: а) субъект распределен в общих и не распределен в частных суждениях; б) предикат распределен в отрицательных и не распределен в утвердительных суж-дениях. Единичные суждения из объединённой классификации суждений в самостоятельную группу не выделяются. По своей логической характеристике с точки зрения количества все единичные суждения относятся к общим суждениям: либо к общеотрицательным. Например: «У. Шекспир не был великим путешественником» относится к общеотрицательным суждениям (Е), так как предикат («великий путешественник») полностью исключает из всего объёма субъекта («У. Шекспир»).
Логические задачи:
1. Определите структуру (субъект, предикат, связка) и вид по качеству и количеству (A, E, I, O) следующих суждений: 1.1 Эрмитаж является одним из лучших музеев мира (Эрмитаж – субъект, лучший музей мира – предикат, является – связка; общеутвердительное суждение (А)). 1.2 Некоторые сообщения средств массовой информации не соответствуют действи-тельности (Сообщения СМИ – субъект, не соответствуют действительности – преди-кат; частноотрицательное суждение (О)). 1.3 Все компьютеры IBM отличаются высокой надежностью (Компьютеры IBM – субъект, отличаются высокой скоростью – предикат; общеутвердительное суждение (А)). 1.4 Данная задача не решена (Задача – субъект, не решена – предикат; частноотрица-тельное суждение (О)). 1.5 Всяк кулик свое болото хвалит (Кулик – субъект, хвалит – предикат; (общеутвер-дительное суждение (А)). 1.6 Никто не любит проигрывать (Никто – субъект, не любит проигрывать – преди-кат; общеотрицательное (Е)). 1.7 Христианство не является язычеством (Христианство – субъект, язычество - пре-дикат, не является – связка; общеотрицательное суждение (Е)). 1.8 Не все то золото, что блестит (Золото – субъект, блестит – предикат; общеотри-цательное суждение (Е)). 1.9 Любая мировая религия является феноменом культуры (Мировая религия – субъ-ект, феномен культуры – предикат, является – связка; частноутвердительное сужде-ние (I)). 1.10 Некоторые насекомые очень ядовиты (Насекомые – субъект, очень ядовиты – предикат; частноутвердительное суждение (I)). 1.11 Беларусь является республикой (Беларусь – субъект, республика – предикат, яв-ляется – связка; общеутвердительное суждение (А)). 1.12 Прометей – образ героя-мученика (Прометей – субъект, образ героя-мученика – предикат, тире – связка; общеутвердительное суждение (А)).
2. Определите распределенность терминов в этих суждениях.
2.1 Эрмитаж является одним из лучших музеев мира (Эрмитаж – субъект распреде-лен, лучший музей мира – предикат не распределён). 2.2 Некоторые сообщения средств массовой информации не соответствуют действи-тельности (Сообщения СМИ – субъект не распределен, не соответствуют действи-тельности – предикат распределен). 2.3 Все компьютеры IBM отличаются высокой надежностью (Компьютеры IBM – субъект распределен, отличаются высокой скоростью – предикат не распределен) 2.4 Данная задача не решена (Задача – субъект не распределен, не решена – предикат распределен). 2.5 Всяк кулик свое болото хвалит (Кулик – субъект распределен, хвалит – предикат не распределен). 2.6 Никто не любит проигрывать (Никто – субъект распределен, не любит проигры-вать – предикат распределен). 2.7 Христианство не является язычеством (Христианство – субъект распределен, язычество – предикат распределен) 2.8 Не все то золото, что блестит (Золото – субъект распределен, блестит – предикат распределен). 2.9 Любая мировая религия является феноменом культуры (Мировая религия – субъ-ект не распределен, феномен культуры – предикат не распределен). 2.10 Некоторые насекомые очень ядовиты (Насекомые – субъект не распределен, очень ядовиты – предикат не распределен). 2.11 Беларусь является республикой (Беларусь – субъект распределен, республика – предикат не распределен). 2.12 Прометей – образ героя-мученика (Прометей – субъект распределен, образ ге-роя-мученика – предикат не распределен).
Список использованных источников
1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Л. Логика. - М.: Владос, 1998.- 482 с. 2. Иванов Е.А. Логика. – М.: БЕК, 1996. – 203 с. 3. Малыхина Г.И. Логика. – Мн.: Выш. Шк., 2002. – 124 с. 4. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М.: ЧеРо, 1996. 233 с.