СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………... 2 Диалектико-материалистическая философия К.Маркса и Ф.Энгельса ………………………………………………………..4 1. Марксизм о функциях и предмете философии……………………….4 2. Материалистическая диалектика………………………………………9 3. Материалистическое понимание истории…………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….16 Список использованных источников…………………………………………...17
Введение
Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй поло-вины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее созда-телей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специа-лизацию", особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связы-вали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политиче-ские интересы, но и личная дружба. Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса "Тезисы о Фейербахе", "Нищета философии", а также совместные с Энгельсом работы "Святое семейство" и "Немецкая идеоло-гия". К зрелым марксистским философским работам можно отнести "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Энгельса. В развитии марксисткой философии можно выделить несколько этапов. Первый характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и рево-люционного демократизма к диалектическому и историческому материализ-му (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На втором этапе осуществляет-ся дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассмат-риваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для третьего этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различ-ных национальных культурах. В Германии она представлена творчеством Ф.Меринга и К. Каутского, в Италии - А. Лабриолой и А. Грамши, в России - Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер. Пятый этап разви-тия марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей. В настоящее время существуют различные варианты диалектико-материалистической философии, из которых мы рассмотрим прежде всего философию, созданную Марксом и Энгельсом. При этом формирование мар-ксисткой философии понимается не как процесс чисто логический. Здесь учитывается, что с самого начала деятельности этих мыслителей решение философских проблем осуществлялось ими в непосредственной связи с ре-шением насущных практических задач политической борьбы и в ходе поле-мики с идеалистическими теориями. Решающий вклад в создание диалектико-материалистической филосо-фии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс опре-делял философию как "духовную квинтэссенцию своего времени". Маркси-стская философия формировалась путем критического усвоения прежде все-го лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.
4. Марксизм о функциях и предмете философии.
Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса. Диалектико-материалистическая философия возникла в середине XIXв. Предпосылками возникновения марксистской философии были: промышленная революция в Европе (XVIII–XIX вв.), означавшая пере-ход от ручного к машинному труду; появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными политическими требованиями; идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха); открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; учение о клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии. Характерные черты марксистской философии: 1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с мате-риалистическим принципом; 2. Исторический процесс истолковывается с материалистических пози-ций как естественный, закономерный процесс; 3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологи-ческие основы его преобразования. Как следствие, центр философских ис-следований переносится из области отвлеченных рассуждений на область ма-териально-практической деятельности людей; 4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями обществен-ного развития. Наиболее важным вкладом К. Маркса в философию и социальную нау-ку считают созданную им теорию прибавочной стоимости и открытие мате-риалистического понимания истории. По Марксу, общество развивается ес-тественным путем от одной общественной формации к другой. Характерные особенности каждой из этих формаций (ступеней развития) определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производст-венные отношения. Общество, где властвует товарное производство, порож-дает эксплуатацию и насилие. Преобразование общества с целью уничтоже-ния эксплуатации возможно с помощью пролетарской революции и установ-ления диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к коммунистической. Коммунизм, по Марксу, – это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где мерилом свободы человека будет его свободное время и где будет осуществлен принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Соратником К.Маркса был Ф.Энгельс. Вместе они разрабатывали ос-новные идеи материалистической диалектики. Ф.Энгельс много внимания уделял сущности материи, формам ее движения и атрибутам. Наибольший его вклад в философию марксизма – диалектика природы. Марксистская философия представляет собой систему взглядов на раз-витие природы, общества и человека, сформировавшуюся во второй полови-не XIX века под влиянием глобальных процессов, протекавших в мировой экономике, политике, науке. Условно можно выделить три основных этапа ее развития: Первый этап - связывается с именами К.Маркса, Ф.Энгельса и их по-следователей в Германии (Бернштейн, Каутский), в других европейских го-сударствах, в том числе и в России (Плеханов Г.В.). Используя достижения французского утопического социализма, английской политэкономии и клас-сической немецкой философии, а также анализируя протекавшие в развитых капиталистических государствах того времени социально-экономические процессы, К.Маркс и Ф.Энгельс создали экономическую теорию капитализ-ма, разработали такие направления в философии, как диалектический и исто-рический материализм, применив их основные идеи к природе, обществу, че-ловеку. К их числу можно отнести теорию "отчуждения", теорию классовой борьбы, учение об исторической роли пролетариата в общественном разви-тии, формационную теорию общественного развития, исследование проблем познания, а также – основных свойств, условий и форм существования мате-рии. На этом этапе идеи марксизма получают признание среди европейских экономистов и обретают популярность среди творческой II научной интелли-генции европейских государств, постепенно проникая в профсоюзное рабо-чее движение и первые социал-демократические организации. Второй этап - связывается с именем В.И.Ульянова (Ленина), предпри-нявшего попытку: философского осмысления особенностей экономическою, политиче-ского развития капитализма на империалистической стадии; подвести теоретическую базу под практику построения коммунистиче-ского общества в России. Помимо этих проблем, он исследовал вопросы места философии в об-ществе в условиях научно-технической революции, современные проблемы познания. Сделал он также и попытку прогноза развития системы общест-венных отношений, человеческой личности при социализме. На втором этапе политические идеи философии марксизма приобрета-ют широкую популярность в мире, становясь элементом политических про-грамм коммунистических, социалистических, социал-демократических пар-тий. Но уже в конце XIX века в марксистской философии намечаются два направления в развитии: одно из них ориентируется на традиции гуманизма и принцип эволю-ционности в развитии; другое – экстремистски-радикальное, ориентированное на принцип це-лесообразности и подчинение человеческой индивидуальности идеям миро-вого коммунистического господства. На третьем этапе разрыв между гуманистическим и радикальным на-правлениями в марксистской философии возрастает. Радикальное направле-ние, ставшее идеологией государств социалистической ориентации, подчи-нило марксизм задачам коммунистической идеологии, что предопределило кризисный характер ее развития на многие десятилетия. Можно назвать не-сколько вариантов интерпретаций радикального марксизма: сталинский, маоистский, кимирсеновский, африканский и другие. С учетом националь-ной, региональной или рассовой специфики – все они были ориентированы на подавление человеческой индивидуальности, политических, экономиче-ских и личных свобод человека в угоду сохранения коммунистической сис-темы. А так как оно получило распространение, в первую очередь, в странах со средним и низким уровнями развития , то характерным для него стало и обоснование идеи ускоренного развития, преодоления за короткий период одного, а то и нескольких этапов исторического развития. Гуманистическое направление в марксизме, сориентированное на об-щечеловеческие ценности, гуманизм, взятое на вооружение социал-демократическим и социалистическим движением, получило широкое рас-пространение в государствах с развитой экономикой, став элементом эконо-мического, политического мышления общества, было направлено на решение глобальных проблем современности, определение перспектив развития со-временной науки, научно-технического прогресса; на исследование взаимо-отношений в системах человек-человек, человек-общество и т.д. На третьем этапе развития марксистской философии широкое распро-странение получил неомарксизм и, в частности, такие его школы как социо-лого-технологический материализм, историзм, структуризм, гуманистическая антропология. В основе его идей заложено стремление переосмысления мес-та многих марксистских постулатов в условиях современного постиндустри-ального общества, отказ от его наиболее радикальных идей. Основные прин-ципы марксистской идеологии. К таковым относят: диалектический материализм, принципы которого были распростране-ны философами-марксистами на все стороны жизни общества, природы, че-ловека, сознания и т.д. В основе – - идея о примате социального над биологи-ческим; идея об основополагающей роли практики в развитии общества, в ма-териальных и духовных процессах в человеческой культуре, в процессе по-знания; в философии истории основополагающими принципами в развитии общества философами-марксистами провозглашены: теория классовой борь-бы; идея исторической миссии рабочего класса; концепция роли народных масс и личности в истории. В современном марксизме сформировалась теоретическая ориентация на понятие целостности как одной из ее особенностей. В рамках ее внимание исследователей акцентируется на выявлении целостных структур во всех сферах человеческого знания. К основным принципам марксистской методологии относят: восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к сложному; принцип историзма.
5. Материалистическая диалектика.
Диалектика глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма. Соз-дание материалистической диалектики означало возникновение теоретиче-ской системы, принципы, законы и категории которой непрерывно развива-ются и обогащаются новыми результатами познания и общественно-исторической практики. Материалистическая диалектика опирается на предшествующее духов-ное развитие человечества. Ее непосредственными теоретическими источни-ками были: разработка диалектического метода немецкими идеалистами, фейербаховский материализм и великие естественнонаучные открытия, об-наружившие, что «в природе все происходит диалектически». Среди принципов материалистической диалектики Энгельс выделяет такие как принцип материального единства мира, принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным законам он относит закон взаимопроникно-вения противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно и закон отрицания отрицания. Теория познания была разработана с диалектико-материалистических позиций Марксом и Энгельсом. Как и все материалисты он признавали пер-вичность и несотворимость материального мира. Решая вторую сторону основного вопроса философии, т.е. как относят-ся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, в состоянии ли на-ше мышление верно отражать действительность, Энгельс раскрывает диалек-тико-материалистические взгляды на познаваемость мира. Исходя из принципа познаваемости мира, он рассматривает наши зна-ния как отражение внешнего мира в сознании человека. При этом процесс отражения объективного мира рассматривается как сложный, противоречи-вый процесс, пронизанный диалектикой: «точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого раз-вития в головах людей, может быть получено только диалектическим путем». При этом вещи и процессы отражаются в чувственных представлениях и по-нятиях. Более содержательным, полным оказывается отражение в форме су-ждений, умозаключений, в виде научных законов и развитых теоретических систем, выработка и принятие которых подготавливаются гипотезами. Энгельс подчеркивал, что сам принцип отражения следует понимать не натуралистически, не просто как естественную способность человеческой го-ловы, а как способность, сформированную исторически, в процессе матери-альной деятельности людей, общественной практики. Если же принимать сознание, мышление «вполне натуралистически», просто как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе, как это было свойственно до-марксовскому материализму, то «в таком случае должно показаться чрезвы-чайно удивительным то обстоятельство, что сознание и природа, мышление и бытие, законы мышления и законы природы до такой степени согласуются между собой». Конечно, отмечал Энгельс, нельзя забывать, что сознание и мышление являются продуктами «человеческого мозга и что сам человек - продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней». Но главную роль в установлении диалектического единства мышления и бытия играет предметная материальная деятельность человека, практика. Диалектико-материалистическая теория познания рассматривалась в марксизме как теория отражения. При этом отражение понималось как ак-тивный, а не пассивный процесс взаимодействия субъекта с объектом. Здесь преодолевается основной недостаток домарксистского материализма, кото-рый состоял в игнорировании роли практики, а тем самым и активности субъекта познания. Введя в теорию познания принцип практики, Маркс диалектически связал воедино признание объективности познания с активностью субъекта. Объект включался в сферу познания не сам по себе, а будучи опосредован-ным практической деятельностью. Такой подход позволил преодолеть не только созерцательность домарксистского материализма, но и идеалистиче-ское понимание активности субъекта. Отношения между субъектом и объектом понимались диалектически. Признавалось, что объективный мир детерминирует деятельность людей, их сознание, а также, что субъект активен. Опираясь на законы объективного мира, он познает его и целесообразно преобразует. При этом под субъектом познания понималась не только отдельная личность, но и группа людей и все человечество. Под объектом же понимался материальный мир, включенный в определенную человеческую практическую деятельность. Проводя последовательно принцип единства диалектики и теории по-знания, Энгельс отмечал, что диалектика понятий является сознательным от-ражением диалектики движения действительного мира. Создавая диалектико-материалистическую теорию познания, Маркс прежде всего устанавливает ее исходный пункт - понятие общественной практики, составляющей основу познания. Прослеживая развитие основных категорий политической экономии, он показывает, что эти категории, напри-мер понятие абстрактного труда, исторически связаны с определенным уров-нем развития общественной практики. Это положение относится к категори-ям любой науки, к историческому развитию научного познания вообще. Познавательный процесс определялся Марксом как процесс восхожде-ния от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и далее как воссоздание конкретного в познании. Методу восхождения от абстракт-ного к конкретному Маркс придавал большое значение, считая, что он лежит в основе политической экономии XIX в., тогда как метод восхождения от конкретного в действительности к абстрактному мышлению характерен для XVIII в. Эти проблемы специфики форм и суждений познания рассмотрены Марксом в «Капитале» в контексте конкретного политэкономического ис-следования. Диалектика дает возможность правильно решить сложные вопросы теории познания и избежать заблуждений как догматизма, преувеличиваю-щего момент абсолютности в знаниях, так и релятивизм, который абсолюти-зирует момент относительности знаний и в результате приходит к агности-цизму. Введение принципа практики позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия с диалектико-материалистических по-зиций. Практика рассматривалась ими как основа, средство, цель познания, а также в качестве критерии истины.
6. Материалистическое понимание истории.
Термин «исторический материализм» Энгельс применил для «обозна-чения того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменении способа производства и об-мена, в вытекающих отсюда разделений общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой». В дальнейшем материалистическое по-нимание истории стало рассматриваться в качестве основополагающего принципа исторического материализма как науки об обществе. Открыв материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс вне-сли существенный вклад в научное понимание общества, создали образцы диалектико-материалистического объяснения социальной жизни. Их первое научное видение человеческого общества было научным в классическом ньютоновском понимании мира, где закон тождественен необходимости, по-вторяемости. На этой основе формировалась марксова идея о сознательном планомерном переустройстве мира на основе знания его законов. Создание материалистического понимания истории, раскрытие роли материального производства как решающего условия исторического разви-тия означало принципиально новое решение проблемы возникновения чело-века и общества. Так, Энгельс в отличие от биологического подхода к реше-нию проблемы человека разработал социальный аспект антропогенеза. Он показал, что становление человека и общества - это единый процесс, полу-чивший позднее название антропосоциогенеза. Связующим звеном между антропогенезом и социогенезом выступил труд в диалектическом единстве его материального и духовного моментов. Таким образом, был объяснен ска-чок от животного мира к общественному миру, доказано, что наряду с при-родной существует общественная реальность. Согласно историко-материалистическому учению Маркса развитие общества следует рассматривать как объективный, естественно-исторический процесс. Благодаря материалистическому пониманию истории стало возможным перейти к конкретному изучению общественно-экономических формаций. Создание формационного учения позволило рас-сматривать историю как поступательный процесс, в основе которого лежат объективно существующие законы. Учение об общественно-экономических формациях показало историческую неизбежность перехода от капитализма к коммунизму, что «буржуазной общественной формацией завершается пре-дыстория человеческого общества». В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс заложили методологические основы научной периодизации всемирной истории. Базой этой периодизации послужило учение о прогрессивной смене общественных формаций. Ступенями исторического прогресса явились: 1. Первобытная стадия развития общества, отличавшаяся общей («пле-менной») собственностью и отсутствием классового деления. 2. Рабовладельческая стадия. 3. Феодализм. 4. Капитализм. 5. Высшей стадией развития человеческого общества они считали ком-мунизм. Каждой стадии соответствовал определенный уровень развития разде-ления труда и определенная форма собственности, обусловливающая господ-ствующий тип общественный отношений. Позднее место такого материаль-ного фактора как форма собственности занял способ производства. Однако эта периодизация не была для Маркса и Энгельса некой жест-кой схемой, шаблоном, который учитывается всеми народами. Эволюция многих народов, по Энгельсу, происходит не в строгом соответствии с об-щими периодами всемирной истории. Формации рассматриваются как саморазвивающиеся социальные орга-низмы. Анализ капиталистического общества, проведенный К. Марксом, по-казывает, что капиталистическую формацию, как и любую другую следует понимать не только как качественно-определенный, но вместе с тем и как идеализированный тип общества. Причем абстрактно-теоретическая модель капитализма никогда не сможет абсолютно совпадать с конкретно-историческим ее воплощением. Как показывает историческая практика, ни в одной стране, даже в Англии, где капиталистические порядки получили наи-большее развитие, не были достигнуты идеально завершенные формы бур-жуазных отношений, свойственные домонополистической фазе развития ка-питализма. Идеально завершенный империализм также остается абстрактно-теоретической моделью, а конкретно-историческое воплощение этой модели является не более как предельной возможностью. Учение о прогрессивной смене общественно-экономической формы яв-ляется краеугольным камнем марксизма. На него самым непосредственным образом опирается идея коммунизма, который рассматривался как будущее бесклассовое общество. Это общество, по Марксу должно придти на смену капитализму в ходе социального переворота, который снимет существующий антагонизм между производительными силами и производственными отношениями, и откроет дорогу развитию производительных сил. У власти будет поставлен пролета-риат, то есть тот класс, который способен овладеть развитием производи-тельных сил. По Марксу, коммунизм должен прийти на смену капитализму, по-скольку он представит значительно большие возможности для всестороннего развития человека.
Заключение Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хроноло-гически этот способ прослеживается от античности до современности и на-блюдается практически во все философские эпохи. Его основные постулаты: мир материален; мир объективен и не зависит от сознания; материя первична, вечна, несотворенна; сознание — свойство материи; мир познаваем. Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи — мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика — это отражение — верное или неверное — в го-ловах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материа-листической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма — в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысле-ние мира, а на его преобразование, причем революционным путем. Слабости марксизма достаточно известны и доказаны, особенно прак-тикой его воплощения в нашей стране. Тезис «практика — критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости — в преувеличении ро-ли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революцион-ное изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития ми-ра), игнорировании человека как личности и индивидуальности.
Список используемой литературы
1. Аналитическая философия ХХ в. Материалы круглого стола // Во-просы философии. 1988. № 8.
2. Всемирная философия: Энциклопедия. Мн., 2001.
3. История философии / Под ред. Ч.С.Кирвеля. Мн., 2001.
7. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.