Тема 26: «Познавательные процессы личности» Содержание
1ᅠКак возникло мышление, и какие основные стадии оно прошло в своем развитии? 3 2ᅠНарисуйте схему классификации видов памяти и проиллюстрируйте ее собственными примерами. 5 3ᅠОпишите и проиллюстрируйте примерами основные виды «психологических барьеров» в мышлении. 7 4ᅠЧто такое творческие способности и как их можно у себя развить? 9 Список использованных источников 11
1ᅠКак возникло мышление, и какие основные стадии оно прошло в своем развитии?
В окружающем человека мире существует много объектов и явлений, которые недоступны непосредственному чувственному познанию, то есть их нельзя обнаружить с помощью органов чувств, так как возможности последних ограничены. Однако для успешной жизнедеятельности человеку исключительно важно познавать все, что реально существует, и такую возможность дает человеку его мышление. Мышление – психический, познавательный процесс, заключающийся в установлении связей и отношений между объектами. Происхождение мышления – это сложная проблема в истории развития общества, трудность решения которой основана наличием только косвенных данных, отображающих основные этапы этого процесса. Предполагают, что мышление возникло вместе с речью. Появле¬ние простейших сознательно изготовленных орудий тру¬да, защиты или нападения уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они, в свою очередь, должны были передаваться либо от одного члена к друго¬му, либо должны были переходить к следующему поколению в виде приобретенного опыта. Поэтому, наряду с возникновением простейших представлений воз¬никла и простейшая форма передачи информации – зву¬ковые символы для их обозначения и передачи. Базой для возникновения таких звуковых сигналов стали сигналы обезьян – непосредственных предков человека. Дальнейшее развитие мышления и речи шло по вос¬ходящей кривой параллельно развитию орудийного арсенала. Любая познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и только затем может произойти переход к мышлению. Мышление не может быть без чувственного познания, через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность такого отражения всегда проверяется практикой. Задачей мышления является выявление существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений в той или иной частной ситуации. В ходе эволюционного развития психики мышление прошло следующие основные стадии: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление. 1ᅠНаглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. 2ᅠНаглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Оно опирается на образы, то есть зрительные представления и их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с различных (нескольких) точек зрения. 3ᅠСловесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово. Мышление человека последовательно проходит этапы наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. У современного взрослого человека одновременно сосуществуют и дополняют друг друга все три названные вида мышления. При этом, однако, абсолютно преобладает словесно-логическое мышление.
2ᅠНарисуйте схему классификации видов памяти и проиллюстрируйте ее собственными примерами
Для того, чтобы успешно ориентироваться в окружающем мире, человеку недостаточно получать с помощью органов чувств информацию о его состоянии. Чтобы окружающий, быстро изменяющийся мир не воспринимался человеком каждый раз как что новое и незнакомое, он (человек) должен обладать способностью сохранять и накапливать информацию. Такую способность человеку обеспечивает его память. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его индивидуального опыта. Виды памяти По характеру целей деятельности. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности. По продолжительности хранения информации. 1 Непроизвольная 2 Произвольная 3 Двигательная 4 Эмоциональная 5 Словесно- логическая 6 Образная 7 Кратковременная 8 Оперативная 9 Долговременная Зрительная Слуховая Вкусовая Обонятельная Осязательная
1ᅠНепроизвольной памятью называется процесс запоминания, сохранения и воспроизведения, в котором отсутствует сознательная цель что-либо запомнить или вспомнить. Пример: вам всегда подавали ужин в 7 часов вечера. Вы привыкли к этому, и, хотя вы никогда не стремились запомнить это, ваша память безошибочно подскажет вам время, в которое стоит идти к обеденному столу. 2ᅠПроизвольная память – это процесс целенаправленного запоминания или припоминания информации. Пример: вам задали наизусть выучить стихотворение. Вы путем постоянных повторений данного стихотворения заучиваете его, а потом на уроке воспроизводите данное стихотворение. 3ᅠДвигательная память – это память на движения. Люди, обладающие хорошей двигательной памятью, характеризуются физической ловкостью, сноровкой в труде, они легко и быстро усваивают новые виды деятельности, требующие хорошей координации движений. В том, что мы умеем ходить, писать, управлять автомобилями, играть на гитаре, и т.д., основную роль играет двигательная память. Пример: машинальная ходьба по изученному маршруту. 4ᅠЭмоциональная память – это память на эмоциональные состояния, возникающие в тех или иных ситуациях. Это очень важный вид памяти, так как он дополняет другие виды памяти. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Пережитые и сохранённые в памяти эмоции выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо как удерживающие от неё. Пример: вы испытываете определенные эмоции при виде человека. 5ᅠСловесно-логическая память – это память на мысли, которые у человека оформлены средствами языка – словами. Пример: преподаватели излагая новый лекционный материал периодически напоминают студентах о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме. 6ᅠОбразная память – это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и другие образы. Это профессиональный вид памяти, его развитие определяется условиями деятельности. Он хорошо развит у людей художественных профессий. Пример: образ лица близкого человека, звучание любимой песни, вкус любимого напитка. 7ᅠВ кратковременной памяти в течение долей секунд сохраняется вся поступившая информация. 8ᅠОперативная память обеспечивает хранение промежуточных результатов, необходимых до конца решения текущей задачи. 9ᅠВ долговременной памяти информация накапливается как бы впрок и сохраняется длительное время.
3ᅠОпишите и проиллюстрируйте примерами основные виды «психологических барьеров» в мышлении.
Вопросы дают толчок мышлению, ограничивая разнообразие непроизвольных ассоциаций, и поле осознанного перебора гипотез. Поскольку ассоциации очень подвержены индивидуальным и социальным штампам и стереотипам, необходимо осознано освобождаться от жесткого влияния шаблонного мышления, добиваясь снятия так называемых психологических барьеров. Сущность психологического барьера состоит в том, что человек начинает использовать штампы, незаметно для себя он попадает на – традиционный путь мышления, начинает думать в общепринятом, обычном направлении и, естественно, ничего нового, оригинального придумать не может. Барьер не только сужает зону поиска гипотез, но и задает направление этого сужения. Существует несколько видов барьеров или своеобразных табу в мышлении, к ним относятся: 1 Самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления; 2 Преклонение перед авторитетами («еще Ньютон говорил, что эта задача не имеет решения»); 3 Запреты, основанные на ложных аналогиях («это похоже на создание вечного двигателя»); 4 Представление о том, что никто не имеет права сомневаться в каком-либо решении, если сам не предполагает лучшего или более доказательного. Люди всегда были заинтересованы в повышении продуктивности своего мышления, поэтому в разное время были разработаны специальные способы его активизации. К наиболее известным из них относятся: 1 Метод каталога, когда варианты идей получают, выбирая сочетания случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из каталога (словаря, книги, журнала и т.п.). Затем полученное сочетание развивают, используя ассоциация; 2 Метод фокальных объектов, когда на объект – прототип, подлежащий усовершенствованию (фокальный объект), переносятся свойства выбранных наугад нескольких случайных объектов. Полученные сочетания развивают, опираясь на ассоциации; 3 Метод мозгового штурма, при котором процесс генерации идей и их обсуждения разнесены во времени. Это позволяет снять с участников страх выглядеть глупее других, подвергнуться насмешкам и т.д., и они высказывают смелые, неожиданные идеи; 4 Синектика, представляющая собой попытку научного усовершенствования метода мозгового штурма. Отличия состоят в том, что здесь состав групп постоянный, члены проходят специальную подготовку и при выдвижении идей можно использовать определенные виды аналогий; 5 Метод контрольных вопросов, когда при исследовании проблемы используется специально заранее составленный перечень контрольных вопросов, задающий направлении мыслительному процессу; 6 Морфологический анализ, когда задача расчленяется на функциональные элементы с последующим исследованием всех возможных композиций этих элементов во всем разнообразии их параметров.
4ᅠЧто такое творческие способности и как их можно у себя развить?
Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание)? Аме¬риканский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестан¬дартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию свое¬го опыта». Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, ори¬гинальность, любознательность, точность и сме¬лость. Беглость мысли – количество идеи, возникающих в единицу времени. Гибкость мысли – способность быстро и без внут¬ренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечи-вает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлении к другому, преодолевать фиксированность мето¬дов решения, своевременно отказываться от скомпроме¬тированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам. Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным виде¬нием всех связей и зависимостей, незаметных при по¬следовательном логическом анализе. Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому. Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту. Смелость – способность принимать решение в си¬туации неопределенности, не пугаться собственных вы¬водов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способ¬ностей – Торренс – говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потен¬циал ребенка еще в дошкольном возрасте. Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значи¬тельной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собствен¬ные замыслы, так и предложения других детей. Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравит¬ся сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для по¬степенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии твор¬ческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретно¬го результата игры.
Список использованных источников
1 Шупейко И.Г. «Основы психологии и педагогики: Курс лекций.» - Мн.: Бестпринт, 2003. – 247 с. 2 Философия в современном мире. Метод. пособие для семинарских занятий студ. дневного отделения всех спец. БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.], под ред. зав. кафедрой философии Г. И. Малыхиной. – Минск: БГУИР, 2010. – 138 с. 3 Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю. А. Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002.