Древневосточная философия 1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии. 1.1 Специфика философии древнего Китая. История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть периодов: • Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.); • Чжоу – Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.); • Чжоу – Восточное Чжоу – Лего (т.е. “отдельные государства”); • Чжоу – Восточное Чжоу – Чжаньго (т.е. “сражающиеся государства”); • империя Цинь (221-206 гг. до н.э.); • Хань (конец III в. до н.э. – II в. н.э.). В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми. Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период “борющихся государств, царств” был также тем, что часто называют “золотым веком китайской философии”. Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ: • конфуцианство; • моизм; • школа закона (“фа-цзя”), по-европейски – легизм; • даосизм; • школа “инь-ян” (натурфилософы); • школа имен (“мин-цзя”). При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма – наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и рацианализованность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком. [1]