bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [247]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [247]
Культурология [42]
Логика [258]
НГиИГ [116]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [82]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [169]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Философия

ЭиОП (з.), Философия, Контрольная работа, вар.6, 2014
Подробности о скачивании 15.01.2015, 12:50
План:
1. Введение.
2. Основные характеристики классического периода античной философии.
3. Диалектический метод Сократа: новое понимание предмета и задач философии.
4. Объективно-идеалистическая модель мира Платона.
5. Метафизика Аристотеля: поиск истины и критика Платона.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.

1.Введение.

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.
В ее истории выделяются следующие этапы: 1) становление древнегреческой философии (VII - V в. до н. э.; философы — Фалес, Гераклит, Парменид, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ и др.); 2) классическая греческая философия (V - IV вв. до н. э.) — учения Демокрита, Платона, Аристотеля; 3) эллинистически-римская философия (с конца IV в. до н.э. до VI в. н. э.) — концепции эпикуреизма, стоицизма, скептицизма.
Несмотря на длительность и разнообразие воззрений мыслителей этого периода, рассматривать античную философию нужно как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Античная философия черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока - Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.
Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека. Разумеется, античная философия в целом представляет собой необъятный объект исследования.
В своей контрольной работе я рассмотрю второй этап развития античной философии, а именно основные характеристики классического периода и проведу исследование учений наиболее известных философов (Сократа, Платона, Аристотеля).

2.Основные характеристики классического периода античной философии.

Классический период (сократический) - (середина V – конец IV вв. до н. э.) - время расцвета древнегреческой философии.
Классическая философия в представлении древних греков охватывала основные жизненные процессы, окружавшие людей. Тогда их цивилизация находилась в самом начале развития, и они представляли мир как огромное скопление различных процессов, жизненных и природных. Фактически греческая классическая философия того времени - это попытка систематизировать знания, упорядочить их и проследить различные закономерности. Огромное значение уделялось мифологии, чувственным образам, метафорам, но при этом делались попытки связать всё это с получаемыми знаниями о бесконечном космосе и Вселенной. В то время главенствовала нерефлексивная форма сознания, т.е. человек не уделял такого пристального внимания самому себе, поэтому образ мира в то время и действительный мир не различались, но и не совмещались.
Предпосылки классического этапа развития философии античности заложили своей деятельностью софисты. Софисты обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор (эристике). Искусство слова и искусство мысли высоко ценилось в городах Афинского союза, образовавшегося после победы афинян в греко-персидских войнах: в судах и народных собраниях умение говорить, убеждать и переубеждать было жизненно важным. Софисты как раз и обучали искусству защищать любую точку зрения, не интересуясь, какова же истина. Поэтому слово «софист» с самого начала приобрело осуждающий оттенок, ведь софисты умели доказать тезис, а затем не менее успешно антитезис. Но именно это и сыграло главную роль в окончательном разрушении догматизма традиций в мировоззрении древних греков. Догматизм держался на авторитете, софисты же требовали доказательства, что пробуждало от догматической дремоты. Положительная роль софистов в духовном развитии Эллады состоит также в том, что они создали науку о слове и заложили основы логики: нарушая еще не сформулированные, не открытые законы логического мышления, они способствовали тем самым их открытию. Главное отличие мировидения софистов от взглядов предшествующих в четком разделении того, что существует по природе, и того, что существует по человеческому установлению, по закону, то есть разделение законов Макрокосма; внимание софистов перенесено с проблем Космоса, природы на проблемы человека, общества, знания. Софистика — это мнимая мудрость, а не действительная, и софист тот, кто ищет корысти от мнимой, а не от действительной мудрости. Но, пожалуй, самым страстным критиком софистов и софистики стал Сократ — первый философ-афинянин.
Следовательно, именно Сократ связан с первыми шагами развития классической античной философии. Он завершает натурфилософию и открывает первые страницы философии человека. Сократ полагает, что объектом пристального внимания должны быть человек и его деяния, а потом все остальное. Исходный тезис его философии: «Познай самого себя». Это учение можно квалифицировать как этический антропологизм, ориентированный на познание человека как общественного, так и нравственного существа.
Отличительные черты классической античной философии:
• философы сократического периода меньше внимания уделяли поиску первоначала;
• допускали участие богов и идей в создании природы и космоса;
• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о “чистых идеях”, предшествовавших реальному миру);
• положили начало спору между материализмом и идеализмом;
• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
• от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательному;
• внесли вклад в развитие логики;
• вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ);
• философско-просветительская деятельность софистов;
• философия Сократа и зарождение сократических школ;
• философия Платона;
• философия Аристотеля.

3.Диалектический метод Сократа: новое понимание предмета и задач философии.

Распространение софистических учений в греческих демократиях, в том числе в Афинах, вызвало отпор со стороны не только материалистов, но и со стороны объективных идеалистов. Первым крупным мыслителем, способствовавшим возникновению учений объективного идеализма, был афинянин Сократ. Скульптор по профессии, Сократ выступил около начала Пелопоннесской войны в Афинах с устным изложением философского учения и вскоре собрал вокруг себя многочисленный круг учеников, большая часть которых (хотя не все) оказались врагами общественно-политического строя афинской рабовладельческой демократии. Это обстоятельство, а также критические высказывания, направленные против демократического строя, восстановили против Сократа демократических правителей Афин, которые во главе с Анитом привлекли Сократа к суду. Однако мотивом для обвинения, по существу политического, послужило религиозное вольномыслие Сократа: отрицание им староотеческих богов и почитание нового божества. По приговору суда Сократ в мае 399 г. до н. э. выпил кубок яда.
Сократ (ок. 469 г. до н. э.— 399 г. до н.э.) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Человек - это связанная с космосом высшая ступень живых организмов на земле; субъект социальных действий и культуры; космобиопсихосоциодуховное существо Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
Жил в Афинах, активно участвовал в делах города. Он полагал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т. е. свою душу. Душа – это нравственно-психологическая структура сознания человека, выступающая как сопереживание им межличностных отношений и действий людей. Отсюда принятие Сократом требования «Познай самого себя». В философии центральными для него стали не онтологические проблемы, а этические и гносеологические, причем последние — как дополняющие этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения, на роль индукции в их формировании (все это — преимущественно в применении к этике). Хотя он и получил разностороннее образование, но впоследствии книг не читал и ничего не писал. Главным средством общения считал живую беседу и спор. В книгах, по его мнению, заключено мертвое знание; книгам нельзя задавать вопросы; живой разговорный диалог, считал он, превыше того, что написано.
Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное — отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.
Для достижения истины имеются разные способы. Главным из них Сократ считал майевтику. Ее сущность заключалась в том, чтобы путем следующих друг за другом вопросов заставить собеседника - сначала испытать чувство замешательства (ощутить проблемность), отойди от первоначального неверного или одностороннего понимания и прийти затем к истине. Иначе говоря, майевтика — это диалогический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по-гречески называлось «мэевтика»). Это был поиск истины через противоречия; противоречия и их преодоление в познании становились источником развития знания. Нередко при этом использовалась ирония. Сократ спрашивал: «Да?», что звучало как «Разве?», и это побуждало собеседника продолжать беседу, искать нужный ответ. Сократ часто имел представление, чем завершится беседа, но нередко беседа была способом совместного нахождения ответа. Нередко прямого ответа и истины не требовалось: Нужно было, прежде всего, посеять в душе сомнение, вызвать недоумение, побудить к дальнейшим размышлениям. В любом случае Сократ держался не высокомерно, а скромно, убежденный в верности положения «Я знаю, что ничего не знаю». Назидание было ему чуждо.
Для Сократа важным являлось формирование общего понятия. Общие понятия нужны, как считал Сократ, каждому человеку. На основе общего понятия могут быть предприняты действия. Знание общего — основа конкретного действия. Непрерывные беседы Сократа с самыми разными представителями афинского общества вели к формированию повышенного интереса к общим понятиям.
Помимо философского своего значения, деятельность Сократа имела и политическое содержание. Он не был апологетом существующего строя и высказывал суждения, касающиеся справедливости, законности, добра, зла и т.п. применительно к существующим тогда общественному строю и отношениям между людьми.
Сократ занимает важное место в истории античной философии. "Диалектика, и притом диалектика в ее положительном смысле, в ее постоянном искании объективной истины, - вот то новое, чем Сократ резко отличается и от старой натурфилософии, и от софистики" – так писал о нём Платон.
Диалектика – (искусство спорить, вести рассуждение) – философское учение, содержащее принцип рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении и развитии; единство противоположностей. Исходно в античности - искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений.

Воспринимая мир в масштабах таких понятий как благо, добродетель и судьба, Сократ главной своей задачей полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Для Сократа человек в его социальном и политическом поведении, прежде всего нравственное существо, а в нравственном поведении – существо разумное. И его философия может быть определена как этический и антропологический рационализм. На фоне интереса к человеческой жизни все остальные предметы мысли меркнут в своем значении. Излишним и принципиально несовершенным является изучение природы, способное породить недопустимый скептизм.

4.Объективно-идеалистическая модель мира Платона.

Особое место в античной философии классического периода занимает Платон (427–347 до н. э.) - ученик Сократа. Основатель собственной философской школы Академии. Его принято считать основоположником объективного идеализма.
Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности духа, мышления, сознания. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.
Платон стремился развить сократовские представления об общем и отдельном. Сократ уловил, что отдельным объектам данного класса присуще общее. Рассуждая о том, что есть прекрасное, Сократ отмечает, что есть много прекрасных вещей: и. кувшин, и девушка, и меч, и лошадь прекрасны по-своему. Но прекрасное нельзя связать ни с одной из вещей. Все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл. В своей главной концепции - концепции об идеях, Платон доказывает, что все вещи данного класса имеют один смысл, общую идею. Есть множество лошадей, пегих и вороных, карликовых и нормальных, но у всех у них имеется один и тот же смысл - лошадность.
Центральная для Платона идея - идея блага. Идеи блага, добра, справедливости не могут быть порождениями мира, “который осудил на смерть достойнейшего из людей. Поправ тем самым идеи справедливости и истины”. Значит, кроме чувственного мира существует другой мир - мир чистых сущностей, мир идей. Причем, мир идей - это не просто мир сущностей, а мир благих сущностей. То есть идеальный мир противостоит чувственному не только как сущность - явлению, но и как благо - злу.
Мир идей - это мир подлинного, неизменного и вечного бытия. Антиподом бытия у Платона является мир небытия, где господствует не идея, а материя. У Платона такого понятия “материя” нет. Платон употреблял термин “хора” - вещество, материал. Мир чувственных вещей, природы образуется в результате соприкосновения идеи с материей – философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку непосредственно или опосредованно (с помощью приборов) в его ощущениях.
Главный для Платона - это мир идей. Мир вещей - это мир возникновения и постоянной гибели. В природе все изменчиво, непрочно, преходяще, смертно, несовершенно.
Что такое платоновская идея, существующая сама по себе, независимо от человеческого сознания, от отдельной вещи?
По-гречески слово идея, или эйдос, означает “внешний вид”, “образ”, качество, форму; мысль, стремящаяся к реализации в социальных дейстиях. То есть у Платона под идеей понимается не мысль, а общее данного класса вещей, некий эталон, образец, модель, идеальный предмет, облик которой “копируют” вещи. Это первообраз вещи.
Идея одна - вещей, воплощающих идею, много. Вещь существует в течение ограниченного времени, идея - вечна, неизменна.
Душа, по Платону, бессмертна. Бессмертие души Платон доказывает следующим образом. Душа привносит жизнь в то, во что входит. То, что приносит жизнь другому, само не может быть смертно. Если душа бессмертна, то она и неуничтожима, а таковое подобно Богу. Поэтому, будучи подобной Богу, душа неуничтожима и нетленна. Она вечна, поскольку невозможно помыслить ничего способного разрушить ее.
Тело - полная тому противоположность. Телесное начало - не только низшее по сравнению с духовным, но само по себе злое, отрицательное.
Платон является сторонником теории переселения душ. Этим объясняется процесс познания. Познание Платон представляет как анамнезис - припоминание душой того, что она когда-то созерцала, находясь в мире идей.
Отсюда ставка на интуицию. Но последняя обеспечивается искусством диалектики как «определенной способности задавать вопросы для разрешения соответствующей проблемы». Платон широко использует понятие «диалектика», вкладывая в него содержание термина «логика». Диалектику противопоставляет эристике — искусству спора ради спора. Метод диалектики ориентирован на восхождение и нисхождение. «Первый — это способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрознено». Пределом восхождения является идея блага как высшая идея. Нисхождение предполагает способность разделять все на виды, и пределом в этом случае служит логически неделимое.
Логическим завершением философии объективного идеализма Платона является учение о нравственности (этика) и о государстве (политика). Государство подобно человеку, а человек — государству. Нравственно совершенным человек может быть только в совершенном государстве.
Метафизика, гносеология, логика, риторика, этика и эстетика тесно переплелись в философии Платона. Метафизика – абсолютизация какого-либо момента познания; противоположность диалектике; учение о сверхчувственных принципах и начала бытия. Для понимания идей Платона необходимо специальное прочтение его диалогов под определенным углом зрения, и с учетом самых общих идей его философии. Аристокл из Афин по прозвищу Платон первоначально был поэтом. И только встреча с Сократом сделала его истинным философом. Казнь Сократа тяжело подействовала на Платона. Идея совершенного, справедливого общества завладела его умом. Если лучших людей, таких как Сократ, казнят, значит, государство устроено неправильно.

5.Метафизика Аристотеля: поиск истины и критика Платона.

Классический период философии античности продолжает Аристотель (384–322 до н.э.). Ученик Платона и учитель А. Македонского, синтезировавший достижения предшественников и оставивший потомкам многочисленные труды по различным дисциплинам: логике, физике, психологии, этике, политологии эстетике, риторике, поэтике и, конечно, философии.
Основной философский труд Аристотеля - первая философия (через триста лет названный «Метафизикой») - есть умозрительная наука «о причинах и началах». Причина - основание, предлог для каких-нибудь действий; явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.
По оценке философских взглядов Аристотеля, можно обобщить основные идеи классического периода античной философии:
а). Учение о сущности. Предмет философии - исследовать общую природу сущего как такового. Вся философия Аристотеля - попытка разобраться в сущем.
Аристотель критиковал теории идей Платона. Он решительно отвергал теорию идей, не допускал их объективного существования, считая идеи продуктом разума. Его возражения Платону таковы:
- «приписывая всем вещам одноименные идеи, Платон удваивает мир. И здесь, в мире чувственно воспринимаемого, и там, в мире идей, сущность означает одно и то же» (сущность – категория диалектики, обозначающая общее и необходимое начало в явлениях, их устойчивую основу);
- «все доказательства существования идей не достигают своей цели»;
- «идеи провозглашаются причинами, но не могут ими быть, так как неподвижные идеи не могут быть причиною движения»;
- «Платон толком не разъяснил, что же означает «причастность» вещей идеям, - это «пустые слова и поэтические метафоры»;
- «евозможно, «чтобы врозь находились сущность и то, сущностью чего она является»;
- «итак, сущность - это не вещество (возражение натурфилософам), сущность - это не идея (возражение Платону), сущность - это не число (возражение Пифагору)»;
Решая проблему бытия, Аристотель анализирует высказывания о бытии. Высказывание - по-гречески категория. Аристотель излагает систему десяти категорий. Основная категория «сущность» - отождествляется с бытием.
Категория сущность отвечает на вопрос: «ЧТО есть вещь?».
Остальные девять категорий - качества, количества, места, отношения, времени, действия, страдания, состояния, обладания - отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» Сущность умопостигаема. Она лишь делает предмет «вот этим». Чувствами воспринимаются лишь свойства той или иной вещи (предмета).
Согласно Аристотелю, существуют только единичные и конкретно определенные вещи (индивидуумы). Существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», конкретный дом находится в конкретном месте, а не «идея дома», и т.д. Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) - вторичной.
б). Учение о четырех причинах. Что же делает возможным существование отдельной вещи?
Аристотель задается вопросом о причинах: «Почему это происходит и что причина этого? Ведь как бы то ни было, не сам же субстрат вызывает собственную перемену; я понимаю, что, например, не дерево и не медь - причина изменения самих себя, и не дерево делает ложе, и не медь - изваяние, а нечто другое есть причина изменения. А искать эту причину - значит искать то, откуда начало».
Аристотель высказывается о четырех причинах:
Материальная (Из чего? - например: Медь)
Формальная (В чем сущность? – Шарообразность)
Производящая (Что есть источник движения? – Мастер)
Целевая (Зачем, для чего? - Медный шар)
в). Форма и материя. Аристотель считает, что по сути дела все причины могут быть сведены к двум: материи и форме, ибо действующая и целевая причины могут быть подведены под понятие «форма». Материя пассивна, инертна, бесформенна. Форма первична - она и есть сущность и суть бытия (архе) в собственном смысле. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность», - пишет Аристотель. Форма – категория диалектики, обозначающая способ существования и выражения содержания; внутренняя структура вещи.
Так как же возникает вещь? Аристотель вводит два новых важных понятия «возможность» и «действительность». Материя - это возможность. Форма - это действительность. Возможность материи становится действительностью вещи. (Кузнец превращает возможность меди в шар, скульптор превращает возможность мрамора в действительность статуи).
Иерархия форм венчается высшей Формой - это Бог, он состоит из формы без материи. Это форма всех форм.
Изучение бытия возможно с помощью логики. Аристотель разработал основные законы и принципы формальной логики.
г). Учение о душе. Душа есть начало жизни.
Уровни души:
Высший - Разумная душа (человеческая) - ведает рассуждением и мышлением, включает и ниже перечисленные функции;
Средний - Животная душа - функции ощущения и желания; включает функции и низшего уровня;
Низший - Растительная душа - функции роста, питания и размножения.
Разум вечен, неизменен, бессмертен, способен к постижению бытия. Аристотель разделяет:
- деятельный разум - свободный от материи, чистое мышление;
- пассивный - способный только к восприятию.
С учением о душе связана этика Аристотеля. Добродетельная жизнь включает деятельность, хотя она должна быть бескорыстной. Тот, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, тот раб по природе.
д). Учение о государстве.
Человек по природе - существо государственное. Совершенным человеком предполагается совершенный гражданин. Аристотель убежден, что есть правильные формы правления, имеющие в виду общую пользу. Но при известных условиях они могут вырождаться в неправильные.
Правильные - неправильные:
монархия – тирания;
аристократия – олигархия;
полития – демократия.
Идеальной формой правления Аристотель считал политию - государство «среднего класса», особую комбинацию умеренной олигархии и умеренной демократии, где нет резкой поляризации бедных и богатых. Чем больше людей среднего достатка в обществе, тем оно стабильнее развивается. Среднего класса должно быть более 50%. А политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы.
Перводвигатель - центральное понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом (в ряду четырех причин вообще - «Метафизика»). С помощью понятия перводвигателя Аристотель стремился объяснить целесообразность природы и обосновать вечность мира.
Движе́ние — способ существования материи, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.


6.Заключение.

Конечно же, античная философия в лице многих выдающихся представителей, в особенности Сократа, Платона и Аристотеля впервые выдвинула и профессионально обсуждала проблемы онтологии, гносеологии, логики, антропологии и др. Философия Древней Греции оказала определяющее влияние на развитие всей последующей философии вплоть до современности. Возникшие в философии два направления — материалистическое и диалектическое — античность впервые попыталась примерить их в пределах единой философской системы. Выдающимся достижением философской мысли Древней Греции стала философия Платона, Аристотеля, которая энциклопедически вобрала достижения античной философии и науки, содержала глубокие материалистические и диалектические идеи. Античная философия, содержавшая прототипы всех основных видов мировоззрения, стала прологом для торжества человеческого духа. 
7.Список используемой литературы.

1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1999.
2. Алексеев, И. В. Философия : учеб. / И. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1996.
3. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. М., 1995.
4. Философия: Учебник 2-е изд. /под ред. В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П. Филатов. М. 2001.
Категория: Философия | Добавил: Мария
Просмотров: 1201 | Загрузок: 13
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]