bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [247]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [247]
Культурология [42]
Логика [258]
НГиИГ [116]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [82]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [169]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Философия

ЭиОП (з.), Философия, Контрольная работа, вар.30, 2014
Подробности о скачивании 30.11.2014, 12:12
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Контрольная работа по философии
Тема контрольной работы №30
«ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА»

Выполнил:

Проверил:
И.М. Ратникова

Минск 2014
Содержание
Введение 3
1 Общество как синергийно развивающаяся система. Эвристический потенциал синергетической методологии в анализе социальной реальности 4
2 Проблема источников и движущих сил социальной динамики 8
3 Проблема направленности истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса 12
Заключение 16
Литература 17


Введение
Общество с точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Таким образом, существует иерархия социальных систем.
Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, — как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у ее элементов, взятых в отдельности.
Общество обладает самоорганизационным потенциалом, что позволяет рассматривать механизм его развития, особенно в ситуации трансформации, с позиций синергетического подхода. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.
Синергетика как научное течение возникло во второй половине XX в. в естественных науках, однако постепенно принципы синергетики распространились и в гуманитарных науках, став настолько популярными и востребованными, что на настоящий момент синергетические принципы находятся в центре научного дискурса в системе социально-гуманитарного знания.
Синергетика в философии, социальных и естественных науках занимается системным подходом и утверждает, что помимо пространства и времени объекты постоянно находятся в некой определенной взаимосвязи, что вызывает появление новых свойств, которыми объекты сами по себе не обладают.


1 Общество как синергийно развивающаяся система.
Эвристический потенциал синергетической методологии в анализе социальной реальности
Обсуждаемая тема требует прояснения содержания некоторых терминов, употребляемых в исследованиях объективных социальных процессов при их синергетическом осмыслении. Прежде всего это касается различия в понятиях "социальная синергетика", и "социальная синергия". Синергетика - это учение о самоорганизации, о возникновении "порядка из хаоса". Предикат "социальная" лишь указывает на пространство проявления всеобщих синергетических эффектов (флуктуации, бифуркации, аттракторы, диссипативность, нелинейность и др.) - человеческая история в ее политических, экономических, cоциокультурных, технологических и иных аспектах. Есть ли основания для подобного рассмотрения социума? Конечно. Синергетика как научная дисциплина вполне компетентна и в анализе общественных событий.
Синергетические идеи о неравновесности, нелинейности, открытости сложных самоорганизующихся систем, о взаимопереходах порядка и хаоса, сопряженные с социальным познанием, трансформируют и обогащают наши представления о соотношении случайности (свободы воли) и детерминации в истории, о роли многофакторности и проблеме альтернативности в историческом развитии, об особом значении переходных эпох в общественной эволюции.
В то же время, осознавая большую эвристическую значимость синергетики в понимании исторических явлений, надо видеть и ее объективную ограниченность. На самом деле, в выражении "социальная синергетика" его прилагательное функционально, а не просто демонстративно в обозначении сферы использования модных ныне представлений. Здесь положение аналогично соотношению философских универсалий и категорий социальной диалектики.
Социальная диалектика - это теория функционирования всеобщих законов диалектики в условиях опосредования их деятельностью людей. Содержание философских универсалий (противоречие, материя, отрицание, закон, возможность, сущность и др.) обогащается и конкретизируется при их "социальном" прочтении.
Поэтому, возвращаясь к "социальной синергетике", уясним, что в познании человеческих процессов явно недостаточно описывать только общесинергетические эффекты, но надо еще особо заниматься раскрытием их общественных модификаций, обусловленных спецификой социума (многообразие кругов человеческого бытия; диалектика субъективного-объективного; идеального-материального; социальные действия; цели и идеалы; общественная психология; идеология; наука и т.п.).
В отличие от двузначности (теория и реальность) социальной синергетики выражение "социальная синергия" однозначно. Оно фиксирует объективную (объектно-субъектную) социальную действительность в ее статике и динамике. Если под "синергией" понимать "содействие", "соработничество", то рассматриваемое выражение обозначает важный аспект диалектики социума в ее разнообразных оппозициях: социальный хаос - развитие, спонтанность - целерациональность, деструкция - творчество, случайность - закономерность, порядок - хаос, стабильность - цвишенизм, объективное - субъективное, целеполагание - архетипы, идеология - общественная психология, индивид - массы, институализация - спорадичность и т.п. В отличие от известных выражений "социальная инженерия" и "социальное проектирование", а также "социальное управление", схватывающих момент регулируемости в явлениях социума, понятие социальной синергии выражает общественные процессы в единстве их целеполатающих и спонтанных характеристик.
Из этих кратко изложенных соображений вырисовывается позиция авторов в рассмотрении проблем общественного процесса в его синергетическом аспекте. Под социальной синергией будет подразумеваться общественная реальность, возникающая как суммарный результат объективного хода событий и сознательно-субъективной деятельности людей. В рассмотрении вопросов этой темы станем придерживаться теоретических ориентиров социальной диалектики.
Будет правильным также саму социальную синергию дифференцировать на ее составляющие: политическую, экономическую, духовную, образовательную, нравственную и иные виды.
Дальнейшее продвижение в анализе темы обеспечивается рассмотрением диалектики спонтанности и целеполагания в общественных процессах. Спонтанность - это стихийность, самопроизвольность, "хаотичность", анархичность, нерегулируемость, непредсказуемость, иррациональность. Такие черты приобретают социальные действия людей в ситуациях резких кризисов и конфликтов, при социальном цвишенизме в силу незнания объективных законов, в информационном вакууме, в массовых акциях толпы и т.д.
Напротив, целеполагание в социуме - это интенционально упорядоченный разум и рассудок индивида, выстроенная в интересах господствующего субъекта (носителя власти) идеология, информационные ресурсы, план, организация, управление.
Сопряженность различных структур социальной синергии придает общественному процессу состояние нелинейности, бифуркационности, неоднозначности и относительной субъективной неопределённости.
Если же теперь отвлечься от частных модификаций социальной синергии (образовательной, духовной, политической и т.п.) и попытаться зафиксировать общие характеристики, то по выделенным выше составляющим линиям ее содержание наполняется следующим образом:
Факторы спонтанности Факторы целерегуляции
- Природные и социотехнические катаклизмы и катастрофы - целерациональные и ценностно-ориентированные социальные действия
- стихийные массовые действия - управление, власть
- суммарный результат целенаправленных индивидуальных действий - правовая, религиозная, нравственная и др. регламентация
- преступность - традиции, нормы
- личностные свойства лидеров - социальные институты
- дефицит информации - планирование, социальные технологии
- социальный цвишенизм - социальное управление
- социальная случайность - необходимость, социальные законы
Здесь отмечены лишь некоторые основные факторы социальной спонтанности и сознательного регулирования.
Тем самым и в объяснении обстоятельств с помощью действий, что является одной из главных задач современной науки, необходимо "объемное" многоуровневое мышление в сопряжении человеческих диалектических противоположностей, определенности и неопределенности, информации и дезинформации, целеполагания и сомнения, страха и решительности, духовности и практики. Именно человек в своей социоантропной тотальности оказывается подлинным субъектом и самообъектом социальной синергии. В нашем анализе темы мы поэтому вполне логично теперь должны перейти к рассмотрению вопроса о человеке как феномене действительности.

2 Проблема источников и движущих сил социальной динамики
Общество является не просто сложной, а сложной развивающейся системой. В таком качестве оно является объектом изучения не столько социальной философии, сколько философии истории. Философия истории рассматривает общество в процессе его непрерывного изменения, развития.
Развитие общества называется социодинамикой, или историческим процессом. Социодинамика (историческое развитие) изучается, однако, не только философией, но и конкретными науками – экономической теорией, историей, социологией, этнографией, антропологией и др. Философия истории существенно отличается от них по своему предмету.
Предметом философии истории является изучение предельных оснований, наиболее общих закономерностей социодинамики.
Согласно диалектическому мировоззрению, причиной и источником социодинамики являются, в конечном итоге, противоречия – внутренние, между различными элементами социального организма и внешние, между социумом и природой.
Источники и факторы социодинамики:
Источники
• противоречие между природой и обществом (в т.ч. природной и культурной организацией жизни человека и его сообществ);
• противоречие между производством и потреблением (в т.ч. между людьми в результате противоположной направленности их потребностей и интересов);
• противоречие между духовным потенциалом общества и особенностями его реализации (в т.ч. между представлениями людей о справедливости и их реализацией в жизни)
Факторы
• природная (географическая) среда;
• народонаселение;
• способ и уровень развития общественного производства;
• особенности национальной психологии;
• уровень развития духовной культуры;
• интеграционные связи и место определенного социума в системе глобализации
Механизмом реализации социодинамики является переход количественных изменений различных элементов социального организма по отдельности и данного организма в целом в качественные; единство эволюционных, по преимуществу, количественных изменений и революций в общественной жизни, т.е. коренных качественных изменений характера социальной системы. Направление социодинамики определяется преемственностью исторического процесса, его новациями, по необходимости, однако, связанными с возвратами якобы к старому.
Исторический процесс представляет собой сложное сочетание объективных условий деятельности людей и субъективных факторов. Каждое последующее поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что уже сделано их предшественниками. В этом смысле история уже как бы задана объективными условиями, не зависящими от сознания и воли людей, которые обусловливают способы деятельности людей, направление и формы их социальной активности.
Каждое новое поколение людей, однако, не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализуя собственные потребности и интересы, преследует свои цели. Разнообразная деятельность людей, прежде всего, их общественное производство характеризует содержание субъективного фактора истории. Понятие «субъективный фактор» предназначено для характеристики деятельности субъекта истории. В философии истории субъектом исторического процесса считались и Космос, и Бог, и народные массы, и социальные группы, и элиты, и личности.
Согласно современному российскому ученому С.Э. Крапивенскому, народ как субъект исторического процесса нельзя редуцировать только к той части населения, которая сама непосредственно занята в материальном производстве. Понятие «народ» как категория социальной философии и философии истории обычно также отличается от таких этносоциальных общностей людей, как народность и нация, оно при этом не тождественно какому-либо классу, поскольку народ может включать в себя представителей различных социальных классов. Сам по себе какой-либо конкретный народ как субъект социодинамики обычно характеризуется общей исторической судьбой, общей верой (общенародной идеей), исторической перспективой и памятью. Если лидер – индивид, оказавший значительное влияние на социодинамику, то народ ее – условие и решающая движущая сила.
В неклассической философии истории наряду с понятиями лидера и народа для характеристики субъективного фактора исторического процесса используются понятия элиты и массы (толпы).
Понятие элиты (от фр. elite – лучшее, отборное) появилось в Англии в начале ХVIII в. и обозначало высшую знать. Из обыденного языка в политическую философию и социологию данное понятие перенес итальянский ученый В. Парето (1848–1923).
Исходя из того, что человеческое общество неоднородно в физическом, интеллектуальном и моральном отношении, что границы между различными социальными классами являются размытыми, он предложил использовать понятие «избранный класс», которое позже, во французских переводах его работ, было трансформировано в понятие элиты.
В наши дни, в условиях возрастающей взаимосвязи современного мира, субъектом социодинамики может быть также и единое человечество, успешное разрешающее, например, противоречия современного социума и природной среды.

Субъекты социодинамики (истории)

СУБЪЕКТЫ
СОЦИОДИНАМИКИ • личность (лидер);
• элита;
• народ (массы);
• масса;
• толпа;
• человечество;
• Бог;
• космос (природа).

Подводя итоги рассмотрения вопроса о субъекте исторического процесса, уместно заметить, что какой бы конкретно субъект исторического процесса не определял содержание субъективного фактора, последний всегда, в конечном итоге, раскрывает механизм воздействий людей на объективные условия их жизни, выявляет сущность движущих сил истории. В философии марксизма специально подчеркивалась относительная самостоятельность субъективного фактора, его активное воздействие на ход истории, особенно в периоды ее крутых поворотов, таких, как, например, социально-политические революции. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора в вызревании революции В.И. Ленин называл революционной ситуацией.

3 Проблема направленности истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса
Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, т. е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается общество. В решении вопроса о направленности выделяют линейные и нелинейные (циклические) интерпретации истории (приведенная ниже типология концепций предложена В. Т. Новиковым).
Нелинейные интерпретации истории выступают как генетически первичные и восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени», воспроизводящем одни и те же сюжеты в повторяющихся космических циклах. Первая концептуализации данной идеи осуществляется в XVIII в, одним из основоположников философии истории Дж. Вико. Согласно его теории, исторический круговорот складывается из трех стадий: божественной (власть жрецов и безгосударственность), героической (аристократическое государство), человеческой (демократия). Кризис одной эпохи знаменует начало новой, «век человеческий» приближает нацию к первобытному состоянию и исторический цикл начинается сначала.
В неклассической философии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизационно-циклических моделях, наиболее авторитетными из которых являются концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, «морфология культуры» О. Шпенглера, теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Понятие «цивилизация» здесь используется для обозначения устойчивого этнокультурного образования, сохраняющего свою специфику и целостность на протяжении длительного исторического промежутка времени (исключение составляет О. Шпенглер, для которого цивилизация — это стадия стагнации и деградации культуры, связанная с исчерпанием ее творческого потенциала). Общими для цивилизационно-циклических моделей являются следующие моменты: а) отказ от идеи единого общечеловеческого прогресса и акцент на множественности типов исторического развития (Данилевский выделял 10 цивилизаций, Шпенглер — 8, Тойнби — 37); б) приоритет духовно-мировоззренческих факторов над материально-производственными (у Данилевского специфика цивилизации определяется ее ценностными ориентациями, у Шпенглера-«душой культуры», у Тойнби — диалогом с Божественным Логосом в форме «Вызова — Ответа»; в) подчинение развития цивилизации «жизненным циклам» (у Данилевского — рождение, развитие, старость, смерть; у Шпенглера — весна, лето, осень, зима; у Тойнби-возникновение, рост, надлом, распад).
Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и о единстве исторической судьбы человечества. Линейные интерпретации истории существуют в двух основных видах: прогрессиям и регрессиям.
Регрессизм идеализирует прошлое, в котором усматривается «золотой век» цивилизации, в то время как настоящее и, в особенности, будущее представляются в образах грядущих катастроф (религиозный эсхатологизм, экологический пессимизм, технократический антиутопиям).
Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рамках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человечества о справедливости, благополучии и свободе. Оформляется он в философии Просвещения (Ж. Кондорсе, А. Тюрго, Д. Дидро и др.), связывавшей прогресс с развитием научных знаний и рациональной реорганизацией общества. В немецкой классике прогресс также определяется через развитие духовных факторов (нравственности у Канта, свободы у Гегеля).
Для неклассических концепций прогрессизма характерно: а) выделение материально-производственных факторов в качестве критериев и гарантов прогресса; б) подчинение истории человечества единым универсальным законам; в) абсолютизация прогресса как направленного качественного развития общества от его низших стадий к высшим. В зависимости от выбранной единицы периодизации истории выделяют формационный и цивилизационно-стадиальные подходы.
Формационная концепция прогресса развивается в марксизме, согласно которому история — это закономерная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической). Формация — это исторически конкретный тип общества, характеризующийся определенным единством базиса и надстройки. При этом именно базис (совокупность производственных отношений, среди которых центральное место занимают отношения собственности) является определяющим по отношению к надстроечным институтам, обуславливая одновременно специфику формации в целом.
Цивилизационно-стадиальные модели представлены в концепциях постиндустриального (Д. Белл, А. Турен и др.) и информационного (Е. Масуда, А. Тоффлер) общества. Понятие цивилизации здесь выступает в двух основных аспектах: 1) как противопоставление доцивилизационным (первобытным) обществам (признаками перехода к цивилизации являются возникновение городов, государства, письменности); 2) как длительная стадия в развитии общества, основанная на определенном типе технико-технологических факторов, определяющих историческую специфику природно-преобразовательной и социокультурной практики. Соответственно, выделяется три типа цивилизаций: 1) доиндустриальная (аграрная, традиционная), основанная на доминировании сельского хозяйства в экономике, традиции в социальной сфере, религии — в духовной; 2) индустриальная, связанная с приоритетами промышленного производства, установками на модернизацию и прогресс, властью капитала; 3) постиндустриальная, в рамках которой акцент переносится из сферы производства в сферу услуг и потребления, создаются новые наукоемкие технологии, а на смену собственников к власти приходят профессионалы. Конкретизацией теорий постиндустриального общества в современной философии стала концепция информационного общества, сделавшая акцент на приоритете именно информационных технологий в производстве и социальном управлении, превращении информации в основной ресурс и капитал общества.

Заключение
Человеческое общество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляетс как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействи характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым.
Движущей силой общества в широком смысле является интерес, стремление людей находить лучшие формы жизни. В узком смысле пружиной развития общества является противоречия, борьба противоборствующих сил в обществе. На современном этапе люди осознают глобальные проблемы, стоящие перед обществом.

Литература
1. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. – М., 1990. – Т. 13.
2. Сергейчик, М. Е. Философия истории / М. Е. Сергейчик. – СПб., 2002.
3. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М., 1992.
4. Структура общества и массовое сознание. – М., 1999.
5. Философия истории: антология. – М., 1995.
6. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенлер. – М., 1993. – Т. 1.
7. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1992.
Категория: Философия | Добавил: Daniil
Просмотров: 1442 | Загрузок: 11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]