План работы: 1. Введение 2. Периодизация средневековой философии, трансформация ее основных проблем и задач. 3. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии. 4. Проблема личности в психологии.
1. Введение Средневековая философия – исторически достаточно своеобразный тип теоретизирования, решающая особенность которого состояла во взаимоотношениях с религиозно – монотеистическим мировоззрением, в своей христианской форме зародившимся в поздней античности. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада в V веке Римской Империи до эпохи Возрождения(6-12в.в). Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, впоследствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и разгадала законы природы. Но все же после того, как на территории Римской империи стало очень распространяться христианство, античная философия подверглась очень серьезных перемен. Осуществляя большую работу по осмыслению христианства, в первую очередь Нового и Ветхого завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение тысячелетия. Её основой послужила античная философия с её системой неоплатонизма. Но на средневековую философию повлияла не только теология, но и сама философия, в свою очередь, определила религиозное освоение действительности, художественное творчество, школы и научные дисциплины, университеты. Очень часто возникновение средневековой философии связывают с распадом Западной Римской империи, но это не очень справедливо. Все же в данное время преобладает греческая философия, и с ее мировоззрения началом всего является мать - природа. В средневековой же философии, наоборот, реальностью, что все создал бог. Поэтому переход от одного мышления к другому, формирование нового типа общества длится достаточно продолжительно. Философия, сформированная в данный промежуток времени имела два истока своего формирования. Первый из них– древнегреческая философия (платоновский и аристотелевский традиции), второй – священное писание, которое и повернуло философию в христианство. Корни философии средневековья уходят в религии единобожия. К данным религиям относятся христианство, мусульманство и иудаизм, и именно с ними связано развитие арабской и европейской философий. Периодизация средневековой философии, трансформация ее основных проблем и задач. В 4-5вв. сложилась ранняя философия христианства, которую принято называть патристикой (от лат. patres — отцы, подразумевается «церкви») Средневековую философию можно разделить на следующие три периода: 1. Введение или патристика (2-4вв.) 2. Анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (7-10вв.) 3. Схоластика (11-14вв.) В каждом из этих периодов обычно различают рационалистическую и мистическую линии. Обеим этим линиям свойственно то, что называлось схождением ума в сердце - это в свою очередь требовало новых способов бытования души. Ими были молитва, умозрение, исповедь, наставление. Периоды патристики: 2-3 вв. — полемически фрагментарное философствование апологетов (от греч. Apologeomai – защищаюсь, оправдываюсь). Они стали первыми литературными защитниками христианства от нападок его многочисленных врагов: имперских властей, сторонников языческих религий, философов, которые, выражая умонастроения тех или иных кругов римского общества, выступали с критикой христианства. Апологеты яростно защищали христианское вероучение. Крупнейший из первых апологетов – Юстин Мученик. Также Ориген, Климент, Тертулиан и др. 4-5 вв. — установление официальной догматики, систематизация доктрины. Установление официальной догматики ставило перед философствующими идеологами христианства более ограниченные, чем прежде, задачи: теперь они должны были оправдывать и по возможности разъяснять верующим, установленные или установившиеся догматы, привлекая необходимые элементы античной идеалистической философской мысли. Систематизация христианского вероучения была еще более необходима в связи с многочисленными еретическими отклонениями от официальной догматики, которые нередко становились знаменем различных социальных и локальны движений. Наиболее выдающиеся из такого рода идеологов веры впоследствии провозглашались святыми и были названы отцами христианской церкви. Отец церкви – почетный титул, используемый к группе выдающихся деятелей и писателей, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики. Знаменитые отцы церкви это – Григорий Назианзин, Амвросий, епископ Миланский, Аврелий Августин, Григорий Нисский, . 5-6вв. - когда Западная Римская империя прекратила свое политическое существование, стали периодом нараставшего экономического упадка, натурализации хозяйства, варваризации духовной жизни. Но этот процесс не был безостановочно – регрессивным. В конце 5в. начале 6в. Наступила довольно устойчивая политическая стабилизация, которой сопутствовало известное оживление торговли, ремесла, и городской жизни, а вместе с ними и весьма значительным философом поздней античности стал Аниций Манилий Северин Боэций. Именно Боэций поставил другую философско-гносеологическую проблему. Это онтологическая проблема различения в каждой вещи ее, так сказать, индивидуального существования во всей его конкретности и ее более глубокой сущности или бытия. Именно сущность как общее начало для познания и истолкования бытия более важна, чем конкретное существование любой индивидуальной вещи. Но только по отношению к ним и может быть произведено различие двух этих слоев бытия – непосредственного и глубинного. В боге же такое раздвоение невозможно, его сущность совпадает с его сверхъестественной личностью. В эпоху раннего средневековья был период, связанный со схоластическим методом исследования, который можно разделить надвое: ранний(11-12вв.) и поздний (XIII - XIV вв.). Схоластика – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Представителями ранней схоластической философии являются: Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Бернард Клервоский и другие. Поздний схоластический период представляют Фома Аквинский, Раймонд Лул-Лий, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн Скот, Уильям Оккам. Поздний схоластический период характерен влиянием арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей Аристотеля. Это привело к формированию двух истин: разума и веры.
Проблема личности в психологии. Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии. Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек — есть принципиальная новизна в природе. Тело человека — культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека». Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются». Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. • Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет. • Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям. Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность — это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей. Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты: • личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; • личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; • сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору; • личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека. Литература 1. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии: Хрестомантия/ сост. Г.Я. Миненков. - Минск 2002. 2. Соколов, В.В. Средневековая философия: учебное пособие для философских факультетов и отделений университетов/ В.В. Соколов. – Минск 1979. 3. Августин, А. Исповедь/ А. Августин. – Минск 1992. 4. Аквинский, Ф. Сумма теологии/ Ф. Аквинский// Антология мировой философии, - Минск 1969.