Введение. 1. Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека. 2. Круги человеческого бытия. 3. Понятие личности. Человек как личность. 4. Личность в историческом процессе. 5. Гуманизм и его формы. Заключение. Список литературы.
Введение
Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания, особый вид духовной жизни человека. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире, позволяет выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче. Философия учит нас мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека, позволяет выработать культуру разумного мышления. Одной из центральных проблем философии является проблема личности. Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании.
1. Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека.
Проблема человека–центральная проблема философии.В первую очередь она связана с выяснением его происхождения и сущности. На протяжении всей истории философии, да и сегодня, эта проблема по-прежнему является актуальной. С одной стороны, человек –существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека. Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т. д. Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет. Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Существуют пять основных концепций происхождения человека: 1. Креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом; 2. Биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений; 3. Трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей; 4. Мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе; 5. Космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю. Подтверждением родства человека и животных являются следующие факты: 1. Для человека и животных характерны одинаковые вещественный состав, строение и поведение. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Сравнительный анализ показал, что белки человека и шимпанзе сходны на 99%; 2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция живого, поэтому на разных стадиях эмбриогенеза у него появляются жабры, хвост и т.д. Это так называемый биогенетический закон; 3. О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов и рудиментарных органов; 4. Данные генетики также подтверждают преемственность между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95% генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60—70% генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека также есть гены, унаследованные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков, и т.п. Отличия человека от животных : 1. Способность к понятийному мышлению. В отличие от человека, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей; 2. Речь. У животных может быть очень развитой система общения с помощью сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов). Тем не менее общение между ними идет на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. Таким образом, слово становится видовым признаком человека; 3. Способность к труду. Третье важнейшее отличие человека от животных —способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные, кроме того, способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудия для доставания плодов. Но только человек способен создавать орудия труда. Именно это отличие позволяет утверждать, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, что труд создал человека. Объективный поход к решению вопроса о соотношении биологического и социального, вероятно, заключается в необходимости взглянуть на человека с трех позиций: биологической, психологической и социальной. Человека можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее биологическому миру и подчиняющееся его законам. Такой взгляд выражается в понятии «индивид», обозначающий конкретного представителя человеческого рода как носителя психофизиологических качеств. В этом понятии собственные индивидуальные особенности человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах, т.е. человек рассматривается как один из многих представителей вида Homo sapiens. Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность», которое означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии. Индивид становится личностью в процессе социализации и инкультурации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества и его родной культуры, поэтому личность иногда определяется как социальная индивидуальность. Таким образом, личность — это субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность, играя разнообразные социальные роли. Именно через деятельность осуществляются процессы социализации и инкультурации, в ходе которых человек становится личностью.
2. Круги человеческого бытия.
Философия, включая в круг своего анализа проблему бытия, опирается на практическую, познавательную, духовно нравственную деятельность человека. Эта проблема осмысливается с помощью категории бытия, а также таких тесно связанных с нею категорий, как небытие, существование, сущность, сущее, субстанция, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера, конечность, бесконечность, реальность, граница и т.д. Человек как личность многолик в своих проявлениях.Это не только Homo sapiens - человек разумный. Вместе с тем он - существо познающее, волевое, сомневающееся, культурное, хозяйственное, политическое, потребляющее,любящее, с половыми инстинктами, играющее, нравствен- ное, общественное, свободное, религиозное, философствующее, говорящее, надеющееся, вопрошающее, смеющееся, отрицающее, прекрасное, творческое, действующее, ошибающееся. Любой предмет, который мы наблюдаем и можем взять в руки – существует. Точнее мы определяем для себя, что он существует. А как человек может осознавать своё существования? Через какие способы или механизмы? Человек отличается от животных способностью мыслить, то есть воспринимать, передавать, хранить и главное, воспроизводить знания. При этом следует задаться вопросом, при каких условиях это возможно. Ответ довольно прост, человек способен производить эти действия только при условии существования в обществе. Наличие языка, математических знаков и правил, способность обрабатывать и формировать речь и многое другое является главным фактором и стимулом для применения человеком мышления. В отличие от животных, человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и сознания. Он удваивает бытие на жизнь в духовном мире, сознании и жизнь в реальных отношениях, в каких она выступает. Если жизнь в реальных свершениях, в делах и заботах является жизнью непосредственного действия, то в сознании охватывается прошлое, настоящее и будущее в единое целое, где прошлое не забыто. Поэтому духовность и сознание есть связь времен в нашей жизни. На основе интеллекта и разума человек анализирует свое бытие и выявляет ряд существующих противоречий. Одно из них - противоречие между его биологической смертью и социальной приобщенностью к нетленным достижениям человеческой культуры. Именно поэтому способность мыслить является только частью, первым из инструментов, с помощью которых человек начинает осознавать своё существование, и итогом осознания является ощущение человеком эмоций. «Я мыслю, следовательно, я существую»(с) Декарт. Еще в XIII веке известный теолог Фома Аквинский мудро признал: "Человек есть некоторым образом все". "Все" в данном случае трактуется не просто в смысле популярной в эпоху позднего средневековья и в Новое время мысли о человеке как "микрокосме", а именно как о носителе многослойной реальности. "В человеке, -писал Н. Бердяев, - пересекаются все круги бытия". Что это за круги? В соответствии с современной наукой антропный принцип возводит человека в ранг вселенского начала. В космосе зарождается жизнь, люди - продукт ее эволюции. Развивающийся человеческий разум создает ноосферу, а с нею - поразительные возможности все расширяющегося освоения людьми неземного пространства. Все это позволяет и рассматривать человека как особое космическое существо. Но человек не просто феномен космоса, он и венец земной Жизни. Что порождено в психике животных природой, можно найти и у человека. Функциональное предназначение психики животных - приспособление к окружающей природной среде. У человека сознание как социальный и психологический процесс выражается в его личностных действиях. Изготовляя и используя орудия труда, трансформируя научные знания во все более усложняющуюся технику, в разнообразном взаимодействии люди совершенствуют способность к воспроизведению действительности посредством понятийно-образного мышления. Все переживаемое и творимое людьми содержит идеальную компоненту – будь то замысел, цель, мотив, интерес или какое-либо другое побуждение человеческого действия.Все это приводит к высшему кругу человеческого бытия – духовности. Под духовностью мы понимаем индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познавать, изобретать, творить, мечтать и социальной потребности жить и действовать "для других. Духовность ориентирует человека как жить по-человечески, какие цели в жизни ставить, где и в чем искать смысл жизни. Правильно выбрать смысл жизни - это значит найти самого себя. Но очень трудно найти себя в обществе, где постоянно преобладает неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде, расплывчатость моральных и социальных норм. Для личности утрата или отсутствие подобных ка- честв Возвышенной экзистенции означает духовную смерть. Можно с уверенностью сказать, что из всех компонентов, космобиопсихосоциодуховной сущности человечества именно духовная ее составляющая воплощает собственно Идею Человека.