План 1. Философия. Круг еёпроблем и рольв обществе. 2. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения мифологическое, религиозное, философское.
1. Философия. Круг еёпроблем и рольв обществе. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, на себя и свое место в мире. Философия как особая форма культуры открывает каждому человеку возможность организовать свою жизнь, гармоничное сочетание с окружающим миром и помогает ему постичь свои внутренние возможности и меру их реализации в жизни. Кант свел содержание философии к следующим вопросам: 1) что я могу знать? (он направлен на определение источников возможностей и пределов знаний); 2) что я должен делать? (ставится для определения практической реализации знаний); 3) на что я смею надеяться? (проясняет стремление и цель жизни); 4) что такое человек? (общий итог и определяет предназначение и высший смысл человеческих знаний). Философия – (греч) любовь к мудрости. Philos Sophia. 1-м употребил Пифагор Мудрость – представляет собой высшую человеческую способность всемерного использования в повседневной жизни тех возможностей, которые существуют в мире для сохранения и развития всего человечества. Более узкое понимание сводится к возможностям целенаправленного практического использования таких позитивных ценностей, как истина, добро, красота человеческой жизни, необходима мудрость, которая имеет своим предметом не только определение меры соотношения между добром и злом, истиной и ложью, но и многие другие типы отношений. Требующих философского осмысления. Основное предназначение философии состоит в том, чтобы научить человека быть человеком с больной буквы. В философии не существует готовых, вечно истинных знаний. Философские знания являются результатом особого духовного состояния человека, результатом его самостоятельного философствования, но соизмеримое с философским наследием и требующие творческих знаний. Философия – это особый тип мировоззрения, представляющий собой систему наиболее общих идей и взглядов на мир, реализуемых убеждением и практическим действием. Исторически философии предшествовали 2 других типа мировоззрения: мифология и религия. Мифология – исторически одна универсальная и единая форма общественного сознания, состоящая из совокупности мифов, легенд и сказаний о наиболее значимых фактах, событиях и явлениях в человеческой жизни. В мифах нет деления на мир и потусторонний мир. Боги могли жениться на людях, их дети были героями. Сыграла важную роль в формировании человека: преодолела страхи перед природой, объяснила нравственные и общественные устройства. В современном мире мифология не исчезла. МИФЫ: 1) естественные, которые возникли на основе народного творчества и фольклора; 2) искусственные, которые возникли в системе особых информационно-интеллектуальных технологий, функционально направленных на решение политических, экономических. Идеологических и других задач. Религия в отличии от мифологии представляет собой систематизированную форму понимания мира с опорой на веру в идеальный сверхъестественный мир. Религиозное мировоззрение изначально опирается на психологические механизмы внушения и самовнушения, которое формируется на уровне убежденности представления о том, что истинным, реальным и вечным существованием обладает лишь сверхъестественный мир, вне которого существует мнимый, приходящий, меняющийся естественный мир. Религия действует лишь на убежденности. Сверхъестественный мир недоступен для чувственного познания, в него можно верить в форме убеждения и надежды, можно мыслить в форме умозрительных понятий и суждений, его можно понимать иррациональным мистическим путем. Религиозное мировоззрение играла противоречивую и негативную роль (объединяет людей перед бедой, религиозные войны, торможение науки). Философия сформировалась на основе мифологии и религии.
ПРИЗНАКИ ФИЛОСОФИИ: 1) Теоретичность – это основное отличие от других. Философия всегда опирается на строгие и точные абстрактно-логические рассуждения, требующие аргументирования и доказательства. Философия стремиться опереться на науку. 2) Всеобщность, т.е. нацеленность на решение проблем, затрагивающих не отдельные личности, а человека, как представителя человеческого рода. 3) Вечность, т.е. проблемы, оказавшиеся в центре философского рассуждения, действительны и актуальны для всех народов и во все времена. 4) Предельность, т.е. исключительная широта и первичность рассматриваемых ею вопросов. 5) Универсализм, т.е. стремление к обнаружению наиболее общих закономерностей в природе, обществе, человеческом мышлении. 6) Критичность, т.е. способность сомневаться прежде всего в том, что кажется понятным и само собой разумеющимся. Предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире независимо от того, где они реализуются в природе, в обществе или в мышлении.
СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ: Онтология (ontos – сущее бытие, logos - учение, знание), т.е. учение об общих законах бытия или учение о бытие. Гносеология (gnosis - познание), т.е. учение об общих законах и формах познания. Социальная философия Философская антропология, о человеке Логика, учение о нормах и законах мышления Этика, о нравственности Эстетика, о красоте и гармонии мира Философия истории, о законах исторического процесса История философии, как самопостижение философии. Большую роль в последнее время стали играть философские науки.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ: Философия функционирует в 2-х фундаментальных измерениях: - созерцательное, как мировоззрение - созидательно, как методологическая деятельность человека. По своему назначению функции философии можно свести в 2 большие группы.
2. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения мифологическое, религиозное, философское. Предназначена для формирования всеобщего системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие. Среди мировоззренческих функций выделяют следующее: - гуманистическая - информационно-отражательная - идеологическая - социально-нравственная - художественно-эстетическая Методологические Предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности Выделяют функции: - логическую - эвристическую (нахождение) - селективная (выбор) - интеграционная (совмещение) Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения мифологическое, религиозное, философское. Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь - это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. 4. Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов? Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно не зависимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности. Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос - разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости. Термин "философия" в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости. Слово "философ" впервые употребил греческий математики мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона. Первоначально понятие "философия" употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия - это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия - мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения. История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. После того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания - математика, физика, биология, химия и т. д., философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия - это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы. Итак, универсализм - характерный признак философского способа освоения действительности. Важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм (от латинского слова "субстанция", то есть сущность, лежащая в основе). Субстанция - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Следует подчеркнуть, что универсализм и субстанционализм - это не два разных, а единый характерный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции всех вещей. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности. Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны определённые человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Основные проблемы, исследуемые философией. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; иные вопросы. Структура философии. Любая деятельность системна. Система деятельности состоит из трех компонентов: цели, средства и результаты деятельности. В полной мере это относится и к философской деятельности. В системе философской деятельности могут быть выделены ее цели, средства и результаты. Цели философской деятельности определяются, прежде всего, предметом и функциями философии, а также ее ролью в обществе, ее взаимосвязями с другими формами общественного сознания. Типология и основное содержание целей философской деятельности во многом задается структурой мировоззренческого отношения, т.е. наиболее общих связей системы "человек-мир". На базе типологии основных целей философской деятельности может быть осуществлена классификация отраслей философии, философских дисциплин. Основные отрасли философии (соответствуют структуре мировоззренческого отношения) следующие: учение об общих законах бытия (онтология); включая учение об обществе (социология) и человеке (философская антропология); учение об общих законах познания (гносеология); учение о формах и законах мышления (логика); учение об эстетическом отношении человека к миру (эстетика); учение о нравственном отношении человека к миру (этика). На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще и свои более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин - философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др. Средства деятельности - это то, чем реализуются цели деятельности. Основные средства философской деятельности следующие: 1) философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.; 2) фундаментальные философские идеи. Например, идея развития. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы; 3) философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единства мира; принцип детерминизма (причинности); 4) философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни. 5) философские теории. Например, теория отражения, теория классовой борьбы, теория развития и др.; философские теории представляют собой высшую форму теоретической деятельности человека. Философские теории являются также средством обоснования философских методов. Результатами философской деятельности выступают философские идеи, принципы, концепции, теории, методы (познания и практической деятельности), проясняющие содержание наиболее общих связей человека с миром. Главным результатом философской деятельности является обогащение сознания человека, рост его самосознания, укрепление целостности духовной культуры, внутреннего мира человека. В ходе развития философии результаты философской деятельности обогащают средства этой деятельности.
Литература 1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989. 2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТ-ДАНА, 2004. 3. Философия. Историко-философское введение. Ч.1 / Под ред. Л.Я. Курочкиной. – Воронеж, 2002. 4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2001.