Тема №1 Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Вопросы: 1.Предмет и определение философии. 2. Круг философских проблем, основные вопросы философского познания. 3.Струтура философского знания и основные функции философии. 4.Философия в системе культуры.
"Философия - это исскуство разумно говорить о том предмете, в котором ничего не смыслишь." Шри Ауробиндо.
1. Предмет и определение философия
“Философия” (φιλοσοφια) – это прежде всего слово, происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, “фило”, происходит от “филео”, “люблю”, и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. “София” – слово, обозначающее мудрость, знание, понимание. “Философос”, соответственно, – это человек, стремящийся к мудрости, к знанию, к пониманию сути вещей. Профессиональные философы нередко высказывают мнение о несуществовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. Искомое определение философии может быть таким: философия – это система теоретически связанных и принявших форму убеждения преставлений о сущности и общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления, об отношениях человека к окружающему его миру, к людям к самому себе. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, как одна из форм человеческой деятельности. Особый способ познания, теория или наука. Впервые термин "философ" употребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине. Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. В общекультурном смысле, исторически философии предшествует мифология с ее эмоционально-чувственным, наглядно-образным и антропоморфным (уподобляемым человеку и тем социальным структурам, в которые он включен) постижением мира. В отличие от мифологии, философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований. Зарождение философии - это движение, переход от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума, т. е. логического и аргументированного рассуждения, веры человека в самого себя, в Человека с большой буквы. Иначе говоря, философия возникла из мифологии, как результат борьбы между мифологической, стихийно и коллективно фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности. В следствии этого возникновения развитие философии означало отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания. Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Их коренное отличие состоит в том, что религия в решение мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. Философское знание - знание целостное, знание целостности или целого. "Мир как целое", - так можно было бы обозначить в данном плане предмет философии. Не стоит только путать его с "миром в целом". В последнем случае под целым имеется в виду нечто составное, включающее все и вся, целое вместе с его относительно самостоятельными частями. Мир в целом изучают все науки - каждая со своей особой стороны. В предмете же философии - мире как целом - целое берется как бы в отличие от своих частей, как то дополнительное и новое, что появляется в результате их взаимодействия - ведь целое никогда не сумма его частей. Поясним сказанное на примерах. Складываем камешки или зернышки и получаем кучу. "Кучности" нет ни в одном камешке, ни в одном зернышке - она именно результат их сложения. Это как раз то новое-целое, которым, по определению, и занимается философия. И еще. Врач лечит больного, спасает человеку жизнь, но он не отвечает на вопрос, а стоит ли вообще жить. Последнее - то же целое по сравнению с частью, т. е. болезнью-выздоровлением. Возникновению философии способствовало дальнейшее совершенствование человеческого разума и условий жизни людей, а это также привело к замене миросозерцания на мировоззрение. В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в её осмыслении с помощью понятий, в отличие от наглядно-образного миросозерцания. Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Вслед за изменением всех составляющих общественно-исторического процесса изменяется мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей. Мировоззрение - это сложное, интегральное образование, в котором принципиально важны связь его компонентов. Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом. Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов. Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире. Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное. Черты философского мировоззрения: 1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиция активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. 2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппарат : логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д. Язык философии - не образы, не картинки, а категории. 3. Философия логична и доказательна. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме. 4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями. 5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты. Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о взаимоотношении этих двух основных форм рациональности. Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: 1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания; 2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте) неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа); 3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую систему. Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии. Эти претензии к философии имеют место в силу того, что философия непротивоположна науке, но и полностью не сводима к ней. Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает науку и философию.
2. Круг философских проблем, основные вопросы философского познания.
Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка зрения философского сознания. "Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?", - именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого разума. Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества. Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам характер философских проблем таков, что простой, однозначный, окончательный результат их разрешения невозможен, их теоретическое решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как решения призванные: -резюмировать прошлое; -определить конкретный облик проблемы в современных условиях; -прагматически осмыслить будущее. Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях. Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения "мир - человек". У неё много обличий: "субъект - объект", "материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д. Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос философии. В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию". Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни: -существуют материальные явления и духовные (сознание, воля, мышление); -каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого; -он соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность. "Двойственный" характер человеческой, "удвоение" человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного вопроса об отношении материального и духовного. Основной вопрос философии имеет две стороны: Первая: что первично – сознание или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два главных направления. Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи. Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм. Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а материальный мир, вторичным. Идеализм существует в двух основных разновидностях: -субъективный идеализм - представители которого считают первичным сознание человека, субъекта; -объективный идеализм - сторонники которого считают первичным дух, существующий незавимо от человека. Материализм и идеализм - это монистические направления в философии (греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут какое-то одно начало. Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио - два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два параллельных начала. Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир? Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос. Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис - знание). Часть философов признавая познаваемость мира, выражала сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий). Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко не все философы с ним согласны. Более того, большинство философов, в прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение именно этого вопроса. На первый план в различных философских учениях выносятся проблемы путей достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и др.: -Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов"; -Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения; -Немецкий философ П.Рикерт - проблема зла и насилия. Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему, так или иначе рассматривает соотношение "мир - человек", а значит хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу философии. Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии. Метафизика, в буквальном смысле -“то, что после физики”; так были названы Андроником Родосским в изданном им сборнике сочинений Аристотеля статьи, не имеющие собственного заглавия и помещенные им после трактатов по физике. Впоследствии название метафизика стали прилагать к наиболее общей части философии, к учениям о высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность абсолютного познания. В этом смысле под метафизика ныне разумеют не критическую (по терминологии Канта) философию, решающую высшие вопросы познания, исходя из положения о тождестве познания и действительности. Позитивная философия Канта признает самую постановку метафизика вопросов выходящих за пределы возможного знания. Метафизика: 1) философская "наука" о сверхчувствительных принципах бытия. Термин «метафизика» имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил "Metà a tà physiká" ("после физики") его книгу о "первых родах сущего". Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то "первой философией", то "наукой о божестве", то просто "мудростью". В современной западной буржуазной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Оба указанных смысла понятия метафизика исторически преемственны: возникнув как основная философская "наука" о началах всего сущего, метафизика на определённом этапе, на базе механистического естествознания 17 в., была переосмыслена как общий антидиалектический метод. Это переосмысление сочеталось с отрицательным отношением к метафизика как философской спекулятивной науке, которой был противопоставлен метод точных наук - механики и математики - в качестве научного образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, метафизика впервые была истолкована в идеалистической форме Г. Гегелем. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали научную несостоятельность метафизического метода мышления. Именно в марксизме понятие «метафизика» приобрело указанный смысл и в терминологическом отношении. Диалектика (греч. dialektiké (téchnе) - искусство вести беседу, спор, от dialégomai - веду беседу, спор), учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, диалектика - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории диалектики выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная диалектика древних мыслителей; диалектика философов эпохи Возрождения; идеалистическая диалектика немецкой классической философии; диалектика русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая диалектика как высшая форма современной диалектики. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и диалектика.
3. Структура философского знания основные функции философии.
Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии — учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую — учение о человеческой деятельности; поэтическую — учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля образуют философию о человеческом. У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику. Учение Ибн Сины (Авиценны) состоит из физики, логики и метафизики. По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных предмета философии — Бог, природа и человек. Соответственно этому философия подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невмешательстве религии и философии. Естественную философию он поделил на физику, которая изучает все многообразие объектов природы, и метафизику, выявляющую причину всего сущего, нечто общее и неизменное для вещей. Т. Гоббс выделял философию природы и философию государства. Философия природы (естественная философия) разделялась в свою очередь на логику, изучавшую основные вопросы методологии познания; «первую философию», трактовавшую наиболее общие понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы движения и конкретные явления природы. В состав философии государства (гражданской философии) входят этика и политика. И. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души» — познавательной, практической и эстетической. Соответственно И. Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая просветительскую (позже — позитивистскую) узкорационалистическую трактовку философии. Г. Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и философию духа. В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в: 1) учение о бытии — онтологию; 2) учение о деятельности — праксеологию; 3) теорию познания — гносеологию; 4) теорию ценностей — аксиологию; 5) учение о человеке — философскую антропологию; 6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества — социальную философию (социологию). В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли теорию диалектики. Учение о способах познания философии — методология, а учение о путях творчества и их обосновании — эвристика. Отдельными областями философии являются философия науки и техники, религии, языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии. Философия не ограничивается научно-понятийным постижением мира и человека, а стремится к возвышенному (чувству), к постижению бытия человека в мире (к практике, к достижению добра). В целом философия изучает отношение «человек — мир», рассматриваемое под углом зрения природы и сущности мира и человека, места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира и состояния, в котором он находится. Исходя из рассмотренного подхода к философии как типу мировоззрения и науки, можно выделить функции философии. 1) Мировоззренческая функция Исследуя мир в целом и положение человека в нём, философия выполняет мировоззренческую функцию. Общество требует от философии ответа на вопросы: -Каким должен быть мир, чтобы соответствовать человеку? -Каким должен быть сам человек чтобы соответствовать миру? -Достоин ли мир того, чтобы в нём жить? -Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни? Отвечая на эти вопросы, философия выступает как основа мировоззрения. Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека. Мировоззренческие принципы различаются как: -идеалистические и материалистические (в зависимости от того что первично: либо материя, либо сознание); -диалектические и метафизические (в зависимости от того признаётся в них развитие или нет); -ноуменальные и феноменальные; -трансцендентные и имманентные; -конвенциональные и объективные; -атрибутивные и модусные; -экзестенциальные и эссенциальные; -аксиологические и антологические и т.д. Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными) установками познающего человека. 2) Аксиологическая функция. Эта функция заключается в определении: ценностей жизни; системы нравственных, гуманистических принципов и идеалов; смысла жизни человека. Об этой функции философии мы говорили ранее, но отметим, что ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху: -в античное время: - главное внимание уделялось полисным (т.е. общественным) ценностям. Но уже в эпоху эллинизма философ Протагор высказывает идею что индивидуум (человек) - есть мера всех вещей". -в Новом времени: Гегель - высшая ценность - государство. -Русские философы XIX-XX веков в качестве важнейшей ценности выдвигали соборность. Соборность - это органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания сообщества. Современная философия - выдвигает новые ценности: -общегуманистические, экологические ценности; -ценности качества жизни и конечно центральная ценность - это сам человек. Философия не может избавить общество от порождаемых социально- экономическими системами негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в неё всего того ложного и критически не проверенного, порочного и примитивного. 3) Методологическая функция. -философия через систему своих категорий, принципов и законов вооружает конкретные науки мыслительным орудием познания мира. Философия сама собой являет всеобщий метод, ибо её предметом исследования выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируется ими. -философия интегрирует всю совокупность знаний в современном мире. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами стол разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную научную картину мира. Т.о. философия образует методологическую основу для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосознания. 4) Гносеологическая функция -философия разрабатывает теорию познания, раскрывает закономерности возникновения, функционирования и развития познавательной деятельности человека, исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных. -философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, знание которых имеет важное значение при решении многообразных теоретических и практических задач.
4. Философия в системе культуры
Не будет преувеличением сказать, что философия занимает важное и почетное место в жизни человека. Хотя на первый взгляд и кажется, что философия, как предельно абстрактная, отрешена от волнений и тревог практической жизни. Философа часто изображают как человека не от мира сего, отшельника, затворника, обитателя башни из слоновой кости. Он взирает на все спокойно и безразлично. Философия и религия: Отношения философии и религии всегда были непростыми. На исторических развалинах мифологии, а это, по сути, религиозный тип мировоззрения, философия собственно и возникла. Слишком мощны и по-своему самостоятельны эти культурные системы. У них одинаковые претензии - на целостное видение реальности, на истину, на наставничество в делах жизни. Обе пытаются говорить от имени абсолютов, вещают, пророчествуют. Но... Но религия делает это от имени веры, а философия - разума. Разница - колоссальная. Впрочем, есть вера и на стороне разума. Мы принимаем результаты доказательства, потому что верим в само доказательство. Мы верим в аксиомы-постулаты, потому что других, более надежных оснований у исследовательской практики пока нет; мы опираемся на разум, потому что верим в его силу, возможности и перспективы; мы верим во многое другое. И мы имеем право верить в вещи, у которых нет рациональных, т.е. ясных и убедительных, оснований, но которые нам нужны и действительно полезны. Поверить - значит, впустить что-то не только в голову, но и в сердце, подкрепить его не только аргументами, но и чувствами, положительными эмоциями. Философская вера, однако, принципиально отличается от веры религиозной. Говоря от имени разума, философия говорит фактически от имени науки и потому верит в объективную реальность, в необходимость и законы, ею управляющие. Не отрицает она и субъективную реальность, но именно и поскольку она - реальность, в которой тоже есть свои объективные связи и зависимости. Философия и искусство: Только в искусстве эстетическое, или прекрасное, выступает, что называется, в чистом виде, становится определяющим, основным. Поэтому искусство и рассматривается в качестве высшей формы эстетического. Оно в прямом смысле создает, производит красоту. Это специализированное творчество по законам красоты. Таланты и способности, используемые средства, преследуемая цель - все здесь имеет свою специфику, все выделяет и утверждает особый род занятий в совокупной деятельности людей. Искусство не отражает (в буквальном смысле) действительность, оно создает новую действительность - мир художественных образов, мир красоты. Строительным материалом для этого мира служат те ощущения, впечатления, переживания, которые вызывает или пробуждает в художнике окружающая действительность. Добавьте к этому фантазию и воображение, художническую логику игры "а что, если..." и вы получите самые невероятные, ни на что не похожие, но как раз потому и художественные вещи. В искусстве нет истинностного соответствия образа его предмету, как в науке, например, но есть то, что можно было бы назвать художественной правдой. Художественная правда - правда психологическая. Она тоже содержит в себе соответствие, соответствие образа - но только не действительности, а каким-то устойчивым зависимостям и связям внутреннего мира человека, логике его эмоций и чувств. При соблюдении требований этого соответствия мы доверяем автору и готовы следовать за ним, какие бы немыслимые ситуации и характеры он ни предлагал. Путешествие носа коллежского асессора Ковалева по Петербургу художественно вполне достоверно, или правдиво, хотя Гоголь рассказывает нам совсем уж странную историю. Искусство не обязано соответствовать действительности. А действительность? Она, похоже, обязана. Но не вообще, а тому идеалу красоты, который вырабатывается искусством. Соответствие сущего должному (прекрасно-должному) благотворно и для искусства, и для жизни. Философия и наука: Проблема "философия и наука" - это, прежде всего, вопрос о научности или истинности самой философии. Надо сказать, что ответ на вопрос "наука ли философия?" зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию. Науку, как правило, отождествляют с системой истинного знания, но это явное преувеличение. Философия в наше время с определенностью институционализирована. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, - это доказательность. В философии, как считают некоторые авторы, можно лишь что-то опровергнуть, в частности посредством приведения к абсурду, но никогда - доказать. Можно согласиться в данной связи с У.Джемсом, видевшим в философии "коллективное имя для вопросов, на которые не получены ответы к удовлетворению тех, кто их поставил". Ядро научного знания составляет, несомненно, знание истинное, т.е. доказанное или принципиально доказуемое. Без доказательства, хотя бы принципиального, та или иная сумма знаний может быть названа наукой лишь "из чувства вежливости". Философия, разумеется, не беспочвенна - она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы. Нужно ли что-то доказывать в философии, если сама она никаких конкретных, частных или специальных проблем не решает? Задача у нее иная - предлагать самые общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска таких решений и доказательств.
Заключение:
Как продукт духовной деятельности людей, философия является неотъемлемой частью культуры человечества. Сама по себе культура (в широком смысле слова) является совокупностью материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством, а также деятельностью людей по воспроизведению и обновлению социального бытия. Отсюда, жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него - это ориентиры в выборе своей судьбы. Ориентация индивидов на систему ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработки у них гражданских качеств. Умение жить в обществе - это не дар природы, а культурное достояние. Философия имеет прямое отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. Само появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Отсюда, в целом философское знание есть сердцевина духовной культуры общества, и чем богаче та или иная философская концепция, тем более широкое поле структуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления.
Список литературы:
1.Ильенков, Э.В. Философия и культура/ Э.В. Ильенков. 1991 2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин 2009 3. Бессонов, Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для вузов/ Б.Н. Бессонов 2009 4. Бибихин, В.В. Язык философии/ В.В. Бибихин. 1993