Основные признаки белорусской нации, процесс их становления. Роль в этом научного белорусоведения, литературы, издательской деятельности.
После отмены крепостного права в 1861 г. начинается быстрое развитие капиталистических экономических отношений, а также происходят значительные изменения в социальном составе населения: состоят основные социальные группы буржуазного общества, расширяются и углубляются сложные события, свидетельствующие о преобразовании белорусского народности в белорусский нацию. Нация - исторически устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности иx территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры, быта, традиций, обычаев, самосознания.
Сложный и многогранный процесс формирования нации, выработки и закрепления национальной самостоятельности на Беларуси имел свои особенности. Они очень значительно отражались на развитии культуры. После разгрома восстания 1863-1864 гг. царизм повел идеологический давление через религию, просвещение, образование и др.. Сознание значительной части белорусского общества формировалась под воздействием этих идей. Поэтому в конце XIX в. культура Беларуси развивалась в довольно сложных обстоятельствах и имела ряд особенностей: довольно тесная связь культурной жизни с общедемократических подъемом, подъемом национальной самостоятельности белорусов, стремлением к свободе и равенства; тесная связь белорусского культуры с культурами русского, украинского, польского, литовского народов; жесткая политика русификации со стороны царских властей, которые считали, что белорусы являются простой этнографической отраслью pycскиx; отсутствие даже автономии, не говоря о собственной белорусском государстве. Одной из основных признаков нации является единство экономического положения соответствующей этнической территории. Экономическая жизнь определенной территории тесно зависит от тех классов общества, проживающих на этой территории. В конце XIX в. начинает формироваться класс буржуазного общества, на создание которого отрицательно сказывалась экономическая слабость городов, невозможность найти в иx работу для большого количества безземельных и малоземельных крестьян, сдерживание разложения помещичьего землевладения. Белорусская аграрная буржуазия, разделенная по вероисповеданию на православных и католиков, до конца не осознала своего национального единcтвa и часто индифферентно относилось к проявлениям белорусского национального движения. Происходило разложение классов - сословий феодального общества - дворян-помещиков, крестьян, ремесленников, торговцев, купцов и формирование основных классов капиталистического общества - пролетариата и буржуазии. Довольно медленно среди демократической интеллигенции в 60-е годы сформировалась относительно небольшая группа, для которой абсолютно понятным было представление, что Беларусь имеет все условия для самостоятельного развития. Лидером этой группы был К. Калиновский. Становление белорусского интеллигенции было связано с возникновением и развитием национального движения.
Чтобы осознать исторические условия формирования белорусского нации во второй половине XIX в., Нужно обратить внимание на национальный состав населения, без чего трудно понимать культурное наследие нашей Родины. В городах жили в основном не белорусы, а евреи (53,5%), русские (17,7%), поляки (11,6%). Доля тех белорусов-горожан, которые говорили на родном языке, составляла в среднем лишь 14,5%. Таким образом, город не смог сыграть ту роль в формировании белорусского нации, ее самосознания и культуры, которую сыграл город в годы формирования наций в других странах. Развитие образования, науки. Буржуазные реформы. В 70-80-е годы XИX в. на Беларуси начинают осуществляться буржуазные реформы: школьная, городская, судебная, школьная и др.. Они вообще способствовали избавлению от пережитков феодальной системы и преобразуют белорусское общество в буржуазное. В результате судебной реформы суды стали всесословные, когда в одной судебной учреждении рассматривались дела представителей всех сословий, открытыми, при которых заседании суда проходили публично, и независимыми от правительства. Рассмотрение уголовных дел проводился с участием присяжных заседателей, которые не являлись профессиональными юристами, принимали решения согласно данной присягой честно и были независимы от профессиональной юристов - судей. В помощь подсудимым вводилась должность адвоката - защитника их интересов, который осуществлял свои функции, как правило, за определенную плату. Согласно городской реформой в городах создавались выборные органы городского самоуправления на основе имущественного ценза. То есть, в выборах принимали участие только плательщики городских налогов, которые владели имуществом (землей, домами, предприятиями) на определенную сумму денег. Рабочие и ремесленники, мелкие служащие, интеллигенция отклонялись от участия в выборах, потому что не платили городских налогов. [4] Результаты школьной реформы на Беларуси были более скромными по сравнению с Россией. Дело в том, что ухудшились отношения царского правительства к участникам восстания 1863-1864 гг. Школьным уставом 1864 предусматривались гимназии трех типов с 8-летним курсом обучения: классические с греческого и латинском языками, классические с латинского языка, реальные без древних языков (в большем объеме преподавалась естествознания). Реакция в области образования усилилась после 1884, Kaли вышло положение о церковноприходских школах, согласно которому были закрыты многие народные училища, а на иx базе образованы церковноприходские школы и школы грамоты, подчиненные православному духовенству. Средняя школа вообще из-за высокой платы за обучение была мало доступной детям трудящихся. Начальные школы давали самые элементарные знания: изучали преимущественно русскую и церковнославянский грамматику, основы счета, мальвы, первоначальные понятия и догматы православной веры, учили также петь на клиросе. На рубеже XIX-XX вв. система образования все больше отставала от требований жизни. Понимая это, царизм как-то содействовал развитию просвещения и образования. Таким образом, значительные изменения произошли в средней школе. Также важную роль в расширении начального образования сыгpaли земские школы. В начале XX. в. в Беларуси увеличилась сеть школ и училищ профессионального обучения, где готовились специалисты для различных отраслей хозяйства. Открытие педагогических институтов стала значительным шагом в улучшении подготовки педагогических кадров, важным фактором в общественной жизни. Одновременно за непродолжительное время открыли свои двери 15 учительских семинарий. Учителей готовили открытые учительские институты в Витебске, Минске и Могилеве. Эти институты не имели прав высшего образования. Методы обучения в школах в начале XX в. стали более совершенными. В начальных школах шире применялись толковое чтение, наглядные пособия. Необходимо обратить внимание на то, что известные деятели белорусского национального возрождения В. Ивановский, К. Светильник, Я. Колас, Я. Купала, Богданович, А. Пашкевич, В. Ластовский, С. Полуян решительно выступали за создание белорусского национальной школы . Они многое делали для реализации cвaиx идей. Исследования истории Беларуси, культуры ее населения. Развитие национальной идеологии. Во второй половине XИX в. расширяется изучение прошлого белорусского народа, его языка, быта, фольклора. Cилами местных, а также русских и польских исследователей продолжается развщцё научного беларусазнауства. Белорусский наука была представлена именами И. Носовича, М. Довнар-Запольского, М. Никифоровский, А. Семянтовскага, А. Сапунова и др.. Исследования по белорусскому этнографии и фольклора, языке и литературы, устного творчества, экономике, истории имели важное значение для развития белорусского культуры в XX в. Они вызывали в культурном мире интерес к белорусскому народу и его духовного богатства, способствовали формированию национального самосознания. Характерным признаком начала XX в. в науке Беларуси стало создание культурно-просветительских научных учреждений, различных обществ. Местная демократическая интеллигенция часто выступала инициатором открытия общественных библиотек. Всего в Беларуси в 1914 году имелось 851 библиотека, а каждый фонд составлял 423 тыс. экз. Создавались также различные научные и культурно-просветительские общества. Всего в Беларуси в 1900-1914 гг. действовало 54 общества. Наиболее известным было «Минское общество любителей изящных искусств», которое существовало с 1898 по 1906 Насчитывала 650 членов (на 1906) и имело литературную, дра-матургичную, музыкальную и художественную секции. Начинают образовываться также различные кружки и товарищества, целью деятельности которых было изучение истории, языка, экономических условий, культуры и этнографии Беларуси. Taким образом, культурно-просветительская и научная деятельность ученых, различных обществ, кружков содействовало общему развитию культуры Беларуси, но состояние просвещения и науки Беларуси второй половины XИX - начала XX в., Несмотря на определенные изменения, почти полностью зависел от официальной идеологии того времени.
Особенности культурного развития Беларуси произошли на основе белорусской литературы. Оживление, начавшееся в белорусской литературе в 40-50-е годы, достигла своей кульминации в начале 60-х годов, накануне восстания 1863-1864 гг. Наиболее распространенным лигаратурным жанром стала публицистика разной идейной направленности, через которую проявлялась заинтересованность знати, русского правительства, чиновников. Например, взгляды представителей революционной демократии излагались на страницах первой белорусского нелегальной газеты «Мужицкая правда», которую издавали К. Калиновский, Ф. Рожанский, В. Врублевский. К. Калиновский известен не только как революционер-интернационалист, пламенный сторонник дореволюционного союза вcеx народов в борьбе с самодержавием, но и как отличный знаток белорусского народного языка. Широко и с большим мастерством он пользовался ею в своей публицистике, предпочтя ее литературному развитию. Калиновский оказал большое влияние на всю последующую белорусскую литературу и культуру, способствовал углублению в литературе и искусстве принципов реализма и народности, закреплению высоких идеалов в борьбе за свободу. В основе мировоззрения Калиновского лежала вера в могучие творческие сны народа, но пока народ не будет свободен, не будет ни справедливости, ни богатства, ни науки. Он считал необходимым развивать просвещение и науку на родном белорусском языке. На белорусском языке Калиновским написал материалы «Мужыцкай правды», «Письма из-под виселицы», несколько приказов-обращений к народу от имени повстанческого руководства. Калиновский поднял на новую высоту расширен в белорусском литературы XИX в. жанр беседы, наполнил его новым, революционно-демократическим содержанием Своей самоотверженной борьбой, передовыми идеями Калиновский оказал большое влияние на национальное самосознание белорусского народа. Это один из самых любимых белорусских национальных героев, который популярен в Литве и Польши. Одним из значимых фигур на пике белорусской духовности, художественной и политической культуры начала XX в. является Дмитрий Федорович Жилунович (псевдоним Тишка Гартны). Выдающийся деятель белорусского национально-освободительного движения, государственный и общественный деятель, историк, публицист, писатель. Родился в 1887 г. на Минщине, в семье безземельных крестьян. Окончил Копыльское двухклассное училище в 1905 г. На протяжении всей жизни занимался самообразованием. Жилунович - автор публкацый по политической истории Беларуси конца XIX - начала XX в. по вопросам деятельности различных партий и течений в рабочем окружении истории образования БССР и др.. Литературную деятельность начал в 1908 г. в газете «Наша нива». Издал сборник «Песен (1913). Новой для белорусского поэзии была рабочая тематика. В послеоктябрьский время вышли сборники стихов «Песни труда и борьбы» (1922), «Торжество» (1925), сборник рассказов «Щепки на волнах» (1924), «Дорога» (1927, 1930). В 1914-1929 гг. работал над романом «Соки целины» о жизни различных социальных слоев в городках и городах края накануне 1917 Написал пьесы «Волны жизни», «социалистка», «На стыке», «Две силы». Крах в белорусской литературе начала XX в. связан с именем Максима Ивановича Горецкого. Это классик белорусского литературы, прозаик, критик, литературовед, фольклорист, лексикограф, видный представитель белорусского мысли. М. И. Горецкий обосновал общественное назначение белорусского литературы, культуры, интеллегенции, сформулировал сверхзадачу культурных сил «поднять белоруса до идеального человека». Уже в Советское время, в 1920 г., в «Истории белорусского литературы» он дал систематизированный глубоко научный и одновременно широкодоступный анализ тысячелетнего пути белорусской изящной словесности - от дохристианской мифологии, древних литературных памятников, отдельных авторов (Евфросиния Полоцкая, Климент Смолятич, Кирилл Туровский , «Слово о полку Игореве») до творческих приобретений начале 1920-х годов. М. И. Горецкий разделил видных деятелей белорусского национального возрождения. Он активно поддержал культурное строительство в Советской Беларуси, однако видел формальное отношение властей к национальному вопросу, белорусского языка, а также пагубную для культуры партийно-большевистской монополии во всех сферах жизни общества. О литературном наследии начала XX в. написано много. Главная тема дооктябрьской литературе почти ycиx белорусских писателей - тема исторического леса белорусского народа, его борьбы за освобождение, его мечты. [3, c.203-240]]
Искусство и театр.
Во второй половине XIX - начале XX в. выдающихся успехов достигло белорусское изобразительное искусство. Расцвет нового архитектурного направления - "историзма" (электызму) приходится на вторую половину XIX в. Он определяется сочетанием различных так называемых неостывшего - романского, готики, барокко, классицизма, псевдовизантийского и др.. (Дворец в г. Коссово Ивацевичского района, костел св. Симона и Елены в Минске, мужская гимназия в Гомеле и др.).. Расширяется использование в строительстве новых материалов - чугуна, железобетона, цемента, фабричной черепицы. Появляются новые типы зданий - железнодорожные вокзалы, 3-4 этажные доходные дома. На рубеже XIX - ХХ вв. на почве историзма возникает новый художественный стиль - модерн. Ему свойственно применение новых материалов и принципов строительства, а также богатый лепной декор, асимметрия дверных и оконных проемов, орнаментика с применением элементов античного и народного искусства, готики (доходный дом в Минске, поземельно-крестьянский банк в Гродно). В этом стиле работали С. Шабуневский, В. Маркони, А. Краснопольский. [4] Также в это время широко распространяется пейзажная живопись. Значительной фигурой в белорусской пейзажной живописи является А.Горевский. Пейзажи А.Горевского "Липа", "На родине", "Вечер в Минской губернии" выделяются жизненной правдой и высоким техническим мастерством. Художник был известен не только в России, но и за рубежом, он получил звание академика живописи. Друг русского мецената П.Траццякова, А.Горевский помогал в собирании его известкой коллекции. Некоторые работы белорусского художника сейчас зна-ходяцца среди экспонатов Третьяковской галереи. Известным художником бытового жанра был Н.Силивонович. Получивший образование в Петербургской академии искусств, он ства-рыл ряд композиций: "Дети во дворе", "В школу", "Девочка". Настоящим реализмом выделяется картина "Пастух". Н.Силивоновича пригласили для участия в оформлении Исаакиевского собора в Петербурге. За мозаичное полотно "Тайная вечеря" художнику было присвоено Гана-рва звание академика. На рубеже XIX - XX вв. в белорусской живописи появился ряд талантливых художников. Ю.Пен работал в бытовом и портретном жанре, Я.Кручера - преимущественно в портретном жанре. Еще во время учебы в Академии искусств, куда он попал с помощью Репина, художник получил известность благодаря своей дипломной работе. После возвращения в Минск Крюгер открыл там в 1904 г. частную школу рисования. Белорусский живописец, график, театральный декоратор и педагог Ф.Рушчиц в ранний период творчества написал пейзажи, которые выделяются реалистическими показами родной природы ("Минск зимой", "Мельница", "У костела»), В некоторых произведениях автора чувствуется влияние импрессионизма и стиль модерн. Ф.Рушчиц оформил также ряд спектаклей в одном из виленских театров. В конце XIX в. началась творческая деятельность талантливого белорусского художника В. Беланицкого-Бирули. В своем творчестве он развивал традиции русской пейзажной живописи. Эмоциональные, лирические произведения художника выделяются мягким колоритом. В ранний период были написаны работы "3 околиц Пятигорска", которую Третьяков приобрел для своей коллекции, "Весна идет", которая принесла автору первую премию Московского общества художников. Дружеские отношения связывали художника с Репиным. Ряд значимых работ ства-рыл В. Беланицкого-Бирули написал в послеоктябрьский период. Развитие белорусского театра. Новые тенденции в истории белорусского театра прослеживаются в первой половине XIX в., Когда В. Дунин-Марцинкевич в своем имении Лютинка создает белорусский театр профессионального типа, который стал основой национального профессионального театра. Здесь была поставлена первая белорусская опера "Сельская идиллия" (музыка С. Монюшко и К. Кжыжановскага, либретто В. Дунина-Марцинкевича). Но после событий 1863 - 1864 гг. деятельность театра почти прекратилось. Несмотря на все это, белорусский песняр не сдавался. И в самых сложных условиях продолжал начать дело. В 1866 г. В. Дунин-Марцинкевич напиcaл "писк шляхту», сравнительно небольшое по размеру, одноактную пьесу, жанр которой он сам определил как «фарс-водевиль". Исследователи и критики этого произведения высказывали насчет жанра различные, порой противоположные мнения. Пьеса «Пинская шляхта» увидела свет только в послеоктябрьский время. Как раз тогда она была впервые напечатана и поставлена. Следующий и последний известный драматическое произведение В. Дунина-Марцинкевича - «Ухаживания», яга сам автор обозначил как «смехотворную штуку в 3-х действиях», относится к 1870 В этом комедийном произведении, где основным течением виpye сатира, в которую изредка врываются лирические сцены, водевильные эпизоды и ситуации, глубоко отражены процессы, происходившие в сельской местности в парэформенны период. В. Дунш-Марщнкевич в «залета», как и в своих предыдущих произведениях, настойчиво стремился создать образы положительных героев, который бы вовсю могли развернуть свои силы и способности, которые бы, по крайней мере, на равных начатки смогли вступить в борьбу с отрицательным персонажами, носителями зла. Однако, как и раньше, сама действительность давала очень небогатый материал, блеклые примеры, и такое обстоятельство нашло четкое отражение на многих тогдашних литературных произведениях. Сила пьесы В. Дунина-Марцинкевича - не в представлении идеала, а в острой критике пороков, которые рождала действительность, безжалостное иx высмеивание и моральное осуждение. В этом плане «Ухаживания» стоят в ряду лучших здабыткау литературы критического pэaлизму, по своему звучанию и направлении паближающа к произведениям М. Салтыкова-Щедрина. Особенно были подхвачены и широко использовались опыт, достижения В. Дунина-Марцинкевича в XX в. Например, под воздействием его литературных произведений начал писать по-белорусски Янка Купала. Позже, в 1910 г., в стихотворении «Памяти Винсента Марцинкевича» он с полным основанием заявлял: «Жыве между нами волынщик наш ...» И еще:
Як стораж, стау смела на варце Радзімых запушчаных гоняў, Стаў сеяць па свойму усё тое, Што мы далей сеем сягоння. А кемкую меў ён натуру,— Спанатрыў, дзе праўду шукаці, У тахт беларускай думцы Папрашу запеці, зайграці.
Основателем нового национального профессионального театра много позже стал Игнат Буйницкий. Созданная им «Первая белорусский трупа» в 1910 г. стала отличительным национальным коллективом, в котором выступали хор, драматические и танцевальные группы. В репертуаре Первой белорусского труппы были песни, танцы, постановки пьес "По ревизии", "Помылись в дураки" Н.Крапивницкого, "В зимний вечер" Э.Ожешки, "Михалка" Далецкий, "Сватовство" А.Чехова, " Модный шляхтич "А.Чехова, декламировались произведения белорусских поэтов и писателей. И.Буйницкий и его актеры занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси И.Буйницкий помогал местным любительским кружкам, что содействовало увеличению количества любителей театра. [2, c. 299-355] Деятельность Первой белорусского труппы и ее основателя, которого еще при жизни назвали отцом белорусского театра, вписала яркую лепту явлений в развитие белорусского театральной культуры, заложила прочный фундамент в развитии дела последователями И.Буйницкого на пути становления белорусского театра. [1, c.404-410] Любительский театр. Творческая деятельность в Беларуси русских, а в конце XИX в. украинских и еврейских театральных коллективов благотворно влияло на процессы развития любительского искусства. 3 течением времени театральное дилетантства становилось явлением все более распространенной, охватывала уездные и заштатного города, городки. В активном репертуаре любителей драматического искусства были «Pэвизор», «Тяжба», «Женитьба» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Завтрак у предводителя» И. Тургенева, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Доходная место», «Свои люди - сочтемся», «Волки и овцы», «Бешеные деньги» и другие пьесы. [2, c. 299-355] Достаточно разнообразной и богатой была музыкальная жизнь белорусских городов. 3 большим успехом гастролировали русские и украинские музыкально-драматические и хоровые коллективы, которые знакомили белорусский публику с лучшими произведениями отечественных и зарубежных композиторов. Беларусь посещали такие звезды русской музыкальной культуры, как композиторы и пианисты С.Рахманинов, А.Скрябин, знаменитые певцы Л.Сабинов, Ф.Шаляпин. Неизменным успехом пользовалась хоровая капелла собирателя народных песен Д.Агренева-Славянского, которая включала в свою программу и белорусские песни. В отмеченный период возрос интерес музыкантов к белорусскому народному песенному творчеству. Русские композиторы М.Римский-Корса-ков, С.Танеев и некоторые другие обрабатывали белорусские песни и использовали белорусский тематику в своих произведениях. Выступления хора В.Теравского в Минске содействовали популяризации белорусских народных песен. Нужда в национальной музыкальной литературе частично была удовлетворена выпуском "Белорусских песен с нотами" А.Граневича, "Белорусского песенника с нотами для народных и школьных хоров" А.Роговского, публикацией обработки белорусских песен для фортепиано М. Чуркина. Определенную роль в развитии белорусского профессиональной музыки сыграл А.Роговский - автор сюиты для симфонического оркестра. Это было, первое произведение белорусского музыки, исполнение которого пользовалось значительным успехом в Вильне и Варшаве. [1, c.404-410]
Выводы Культура Беларуси во второй половине XIX в - начале XX в. развивалась в условиях утверждения и господства капиталистического отношений. Несмотря на колониальную политику российского самодержавия, в это время начала формироваться белорусская национальная интеллигенция, которая вызывала и создавала национальную культуру. Представители белорусской интеллегенции теоретически уровняли существование самостоятельного белорусского этноса и объявили его право на равенство с другими народами. Белорусская литература этого времени развивалась подспудно, под запретом, в неблагоприятной атмосфере. Репрессии в отношении участников восстания 1963 г., фактический запрет белорусской печати, жесткий русификатарский курс привели к тому, что многое из творческого наследия выдающихся белорусских писателей погибло. Основой развития белорусской литературы этого периода был постепенный рост социальной и национального самосознания народа. Обострение социальных противоречий в стране накануне и в период реформы 1861 г. развитие капитализма и появление на арене политической борьбы пролетариата, влияние передавать общественного мнения создали почву для развития белорусской литературы демократического направления. Во второй половине XИX в. в Беларуси развивались различные формы народного театра (народная драма, вертеп). Начал формироваться белорусский профессиональный театр. Благоприятное влияние на развитие белорусского культуры и белорусского театрального искусства оказала культура русского, польского и украинского народов. В выявленом искусстве второй половины XIX в. основноя место занимает реализм. В белорусской живописи в это время на первый план выходит исторический жанр. До исторического жанра непосредственно примыкал бытовой. В этом жанре наиболее полно выявились социальные симпатии живописцев. В живописи, как и в произведениях литературы, является образ крестьянина-бедняка. Таким образом, несмотря на великадержавную политику царизма, развитие белорусской культуры во второй половине XIX в. характеризовалось значительными успехами и достижениями. В основном завершился процесс формирования белорусской нации как крестьянской в своей основе. Возросло самосознание белорусов, расширилось национальное движение за самоопределение, развивалась язык и культура. В области образования происходили положительные изменения: росло количество школ, средних учебных устоев, увеличивалось количество учащихся. Изменения происходили и в подготовке учительских кадров, организации женского обучения, расширения образования среди рабочей молодежи.
Список литературы 1 Гісторыя Беларусі: Падруч. У 2 ч. Ч. 1. – Мн., 2000. 2 Гісторыя беларускага тэатра: У 3т. – Мн., 1983. Т.1. 3 Парашкоў C. А. Гісторыя культуры Беларусі. Мінск: Беларуская навука, 2003. – 444 с. 4 Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т.1 – 6. Мн., 1991–2001.