bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [248]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [248]
Культурология [42]
Логика [259]
НГиИГ [120]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [85]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [170]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Культурология

Иудейская культура: истоки и традиции
Подробности о скачивании 19.03.2013, 10:32
Тема 21

Иудейская культура: истоки и традиции

Содержание:

1. План
2. Введение
3. Тема
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Дата окончания: 2008-12-10 Подпись:

1. План

1. Возникновение иудейской культуры. Эпоха «патриархов». Предпосылки монотеизма

2. Египетский и палестинский периоды. «Пятикнижие Моисея»: («Тора»). «Танах» («Ветхий Завет») и его роль в формировании христианства.

3. Иудейская культура периода диаспоры. Талмуд. Влияние на культуры других народов.

2. Введение
Говорят, что чужд вере тот, кто озабочен проблемой названия и определения религиозной системы. Тот же, для кого религия - часть личности, не интересуется систематизацией и не вводит каких-либо определений. Для иудейской религии такой подход как нельзя более верен. Поразительно, что в иврите - священном языке евреев - понятие "иудаизм" отсутствует. Действительно, в иврите вы не найдёте слова, которое означало бы религию. Поэтому нужно быть очень осторожным, давая определение иудаизму как религии, описывая его именно с этой точки зрения. Наиболее близкими по смыслу являются слова "даат" ("познание", "знание") и "эмуна" ("вера", "доверие"). В Ветхом завете присутствует такие имена как Авраам, Исаак и Иаков и т.д.
Меня заинтересовало, кто такие иудеи и какая религия ими проповедовалась, оказалось, что Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия, возникшая в начале II тысячелетия до н. э. среди древнесемитских племен Месопотамии и ставшая национальной религией евреев. Библейское предание связывает появление иудаизма с именем Авраама - вождя племенного объединения, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. В моей контрольной рассмотрим возникновение иудейской культуры, основные этапы её развития, а также влияние её на культуры других народов .

3. Тема

I Возникновение иудейской культуры. Эпоха «патриархов». Предпосылки монотеизма.

Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией.
Вообще-то нет ничего удивительного в том, что монотеистическая религия сложилась в ближневосточной зоне, где ранее всего появились древнейшие очаги цивилизации и где еще в III тысячелетии до н. э. сформировались достаточно развитые первые религиозные системы. Неудивительно и то, что именно здесь, где существовали древнейшие в истории централизованные деспотии, в первую очередь Египет, сама идея абсолютной власти и высшего суверенитета обожествленного правителя могла привести к монотеизму. Важно, однако, заметить, что эту связь не следует воспринимать упрощенно. Конечно, подданные египетского фараона вполне определенно видели в своем повелителе высший божественный символ, олицетворявший всю их разросшуюся этнокультурную и социально-политическую общность. Такая исключительная в своем роде концентрация земной власти могла привести к мысли, что и на небесах, т. е. в мире сверхъестественных сил, структура власти являла собой нечто подобное. Именно такие предположения должны были способствовать вызреванию идеи монотеизма.
Цит. Монотеистические религии — поклонение единому Богу (Христианство, Ислам, Иудаизм).- Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков, Ред.: О.Ю. Артемова, С.А. Арутюнов, А.Н. Кожановский и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
Три основоположника иудаизма - это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Иаков.
Бог является Аврааму и приказывает: "Уйди из страны твоей от родни твоей и от родного дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим..."(12:1 - 2). Тора нигде не объясняет, почему Бог избрал для этой миссии Авраама. Но еврейская традиция объясняет это тем, что он был первым монотеистом со времён Ноаха (Ноя). Бог ясно дал понять, что ожидает от Авраама и его потомков великих дел: "Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие" (18:18 - 19).
Наследием Авраама и стал монотеизм - вера в то, что для человечества существует единый Бог и, что его главная забота - чтобы люди вели себя нравственно.
Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как
родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаистического
монотеизма. Послебиблейская еврейская национально-религиозная традиция
приписывает ему открытие существования Единого Бога - творца неба и земли.
Авраам назвал этого Бога Элохим (буквально "Бог Высочайший", "Бог
Всемогущий").
Возникновение монотеистических представлений стало мощным фактором
этногенеза еврейского народа. Этноним "евреи", по одной из версий,
произошел от древнесемитского наименования "ибири" - так первоначально
назывались кочевые семьи, выделившиеся из крупных племенных объединений.
Переселение около 1900 г. до н. э. племени Авраама из окрестностей
города Ура Халдейского в Месопотамии за реку Евфрат положило начало
исторической жизни евреев - почитателей Единого Бога. Отсюда возникла
другая версия происхождения наименования "евреи" - от древнесемитского
слова "эвер" (другая сторона), что означает "живущие на другой стороне
реки".
Этноним "жид" ("жидовин") впервые фиксируется в русских письменных
источниках с XII века и представляет собой результат длительной
фонетической трансформации еврейского этнонима "йехуди". Долгое время
этноним "жид" считался нормативным, однако с XIX века стал приобретать
уничижительно-оскорбительный оттенок, постепенно перейдя в лексикон
антисемитизма. Древние евреи явились первой этнической общностью, в судьбе
которой генезис монотеизма сыграл особую роль. Понятие единого всемогущего
Бога пробудило сознание народа, дремавшее под наслоениями варварского
политеизма, постепенно внося в него такие прежде неизвестные элементы, как
моральный кодекс личного, общественного и государственного поведения,
представления о грехе, смысле жизни и воздаянии, отсутствовавшие у других
народов древности. Приоритетная историко-цивилизационная заслуга иудаизма -
принцип единобожия, ставший одним из кристаллизационных моментов
формирования мощной цивилизационной общности - иудео-христианской
цивилизации.
Монотеистические представления древних евреев складывались в течение
достаточно продолжительного исторического периода (XIX - II века до н. э.),
получившего наименование библейского и включившего в себя так называемую
эпоху патриархов (праотцев) еврейского народа - Авраама, Исаака и Иакова
(Израиля).
Религиозные воззрения патриархов основывались на идее, согласно
которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов -
покровителем рода (генотеизм). Уникальными в подобных воззрениях были
понимание особой близости между Богом и человеком и требование исполнять
все заповеди, данные Богом отцов. На этой религиозной основе сложился союз
родственных племен, именуемый "Вене Исраэль" ("Сыны Израиля").
Согласно Библии первоначально в данный союз входило 12 колен
(родоплеменных групп, связанных кровным родством, происходящих от 12
сыновей Иакова (Израиля), сына Исаака, внука Авраама; Рувима (Реувена),
Симеона (Шимона), Левия, Иуды (Йехуды), Иссахара, Завулона, Гада, Асира
(Аше-ра), Иосифа, Вениамина (Беньямина), Дана и Неффалима (Нафгали).
Позднее колено Иосифа разделилось на колена Манассии (Менаше) и Ефрема
(Эфраима) - сыновей Иосифа.
Позднее, уже после покорения Кнаана, земля Израиля делится между 12 коленами - племенами, родоначальниками которых стали сыновья Иакова.
В глазах евреев патриархи - не отдалённые и смутные исторические фигуры, а часть их повседневной религиозной жизни.

II Египетский и палестинский периоды. «Пятикнижие Моисея»: («Тора»). «Танах» («Ветхий Завет») и его роль в формировании христианства.

Около 1700 г. до н. э. израильский союз
переселился в Египет, где древние евреи прожили около 400 лет в области
Гесем в дельте Нила. Резкое ухудшение их положения в результате попадания в
рабство к египетским фараонам привело около 1230 г. до н.э. к исходу
еврейского народа из Египта под руководством религиозно-политического вождя
Моисея (Моше) из колена Левия.

Сделаем отступление и обратимся к Библии - еврейский народ, часто преследуемый могущественными соседями, жил в ожидании Спасителя. Этот человек должен был стать Мессией (по-греч. «Христос», т. е. «указанным Богом»), «помазанником Божьим». Библия (точнее, Ветхий Завет) излагает историю еврейского народа и его долгое ожидание Мессии, который, по преданию, должен был родиться от девственницы.
Христиане считают, что Иисус был Богом, зачатым Богом и выношенным Марией. Его рождение уникально и сверхъестественно. В этом нет ничего нелогичного: коль скоро Иисус был единственным Богочеловеком, когда-либо жившим на Земле, то и Его рождение было единственным, не потребовавшим наличия человека-отца. Он был призван принести искупление не только за евреев, но за все народы.
В это время генотеизм религии патриархов получил форму бескомпромиссного монотеизма в виде Синайского завета- союза
еврейского народа с Богом Праотцев, названным именем Яхве - ("Сущий", из
бытия которого проистекает все).
Результатом этого завета стали Десять Заповедей, записанные на
скрижалях (каменных досках), которые согласно Библии были переданы Моисею
Богом на горе Синай после выхода из Египта. Это событие положило начало
формированию этического монотеизма - качественно нового уровня религиозных
представлений, следование моральным заповедям стало главным условием
исполнения Божьей воли. Впоследствии Десять Заповедей легли в основу
"Синайского кодекса" - древнейшей части Библии (книга "Исход").
Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - “Закон”). Термин “тора” имеет в иудаизме несколько значений. Когда мы говорим, что Тора это первая священная книга иудаизма, то используем это слово в первом и основном значении. О других значениях этого слова мы скажем позже. Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. Это аббревиатура, о содержании которой мы скажем тоже позже. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).

Теперь о значениях слова “Тора”. Первое (самое узкое): это первые пять книг Танаха. Второе: это Танах в целом (иудейские богословы называют его “письменной Торой”). Третье: это Талмуд и некоторые другие религиозные произведения (всё это вместе богословы называют “устной Торой”; считается, что содержание устной Торы Бог тоже изложил Моисею, а Моисей в устной форме передал людям). Четвёртое (самое широкое): всё знание, которое Бог передал людям как в письменной, так и в устной форме.

Цит. “Письменная Тора. Письменная Тора включает Пятикнижие, Книги Пророков и Писания. В узком смысле - только Пятикнижие.

Танах (аббревиатура слов Тора, Невиим, Ктувим - Пятикнижие, Пророки, Писания). Письменная Тора, состоящая из Пятикнижия, книг Пророков и Писаний.

Адин Штейнзальц. Мудрецы Талмуда. М., Институт изучения иудаизма в СНГ. 1996.

Цит. Устная Тора. Еврейская традиция, основы которой были получены на Синае. Устная Тора, представляющая собой главным образом развёрнутое толкование Письменной Торы, передавалась из поколения в поколение без записи вплоть до периода Мишны. Устная Тора состоит из следующих частей: Мишна, Вавилонский и Иерусалимский Талмуд, Тосефта, Брайты, Галаха и Агада.”

Архив... Фонд "Иудаизм". Дело 1.

Осмелюсь предположить: Тора вошла в Библию в качестве первых ее пяти книг (книг-произведений). Другое дело, что внутри Библии Тору называют не Торой, а Пятикнижием Моисеевым. К тому же всем пяти книгам Торы христиане дали другие названия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Общепринятым же понятием считается :
Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе - “В начале”). Вторая: Веэлле Шемот (“И вот имена”). Третья: Вайикра (“И воззвал”). Четвертая: Бемидбар (“В пустыне”). Пятая: Элле-гадебарим (“И вот слова”). Все части Торы, взаимодействуя, служат одной всеобъемлющей цели — созданию справедливого общества, воодушевляемого пониманием того, что человек сотворен по подобию Бога. Но Тора на этом не останавливается. Ее цель — создать идеальное общество, по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все человечество обретет благословение Торы.
Тора, которую евреи получили на горе Синай, состоит из Письменной и Устной Торы. Письменная Тора — это то, что обычно называют Пятикнижием, а также Книги пророков и Писания. В Торе рассказано, как народ Израиля вступил в завет с Богом; там же излагается основной смысл законов — мицвот, которые евреи обязались соблюдать. Эти законы во всей их полноте, а также практика их применения передавались устно из поколения в поколение на протяжении веков. В течение почти полутора тысяч лет после дарования Торы традиции, составляющие Устный закон, не записывались. Их можно было изучать только в устной форме, непосредственно общаясь с учителем Торы. Еврейские мудрецы умели применять, с присущим им мастерством, эти законы к новым ситуациям в постоянно меняющейся жизни. Этот процесс идет и в наши дни. Свод правил, касающихся практических предписаний Торы, называется Талахой.
Книги пророков (Невиим) и Святые Писания (Ктувим), занимая подчиненное положение по отношению к Пятикнижию, тем не менее составляют вместе с ним единую книгу Танах.
В христианстве Письменная Тора (Пятикнижие) называется Ветхим заветом, что лишний раз доказывает происхождение христианства из иудаизма. Создание Торы было длительным процессом. Пятикнижие начало создаваться в эпоху Первого храма. Это произведение является результатом объединения трех параллельных древних исторических трудов, следствием чего является широкий круг освещенных событий и жанровая неоднородность текста Торы: в ней представлены элементы мифа, волшебной сказки, саги, легенды, новеллы. Пятикнижие провозглашено законом, регулирующим всю жизнь иудейского общества в 621 году до н.э., хотя отдельные его части датируются 13 веком до н.э.
Евреи убеждены, что Тора, данная им более трех тысяч лет назад, актуальна и сегодня. Она, правда, предстает перед нами облаченной в одежды второго тысячелетия до новой эры. В ее рассказах на каждом шагу встречаются то корова, то осел, то мельничный жернов; ее быт наполнен привычками и обычаями, характерными для тех давних времен. Но тому, кто способен за внешним покровом увидеть и постичь внутренний смысл происходящего, Тора предстанет сегодня столь, же актуальной, какой она была тогда. Ее принципы и предписания, переведенные на язык представлений сегодняшнего дня, можно успешно применять при решении насущнейших проблем современного человеческого общества. Объясняется это тем, что Тора рассматривает вечные вопросы межчеловеческих отношений и отношений человека с Богом — как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Главное место она отводит осмыслению неуловимых звеньев, связывающих человеческое и Божественное, сознательное и подсознательное. Тора — это культура и цивилизация, которая, будучи прямо или косвенно источником всех либеральных идей, сформировавших современный мир, в то же время способна указать путь к несравненно более возвышенному и совершенному.
Танах тоже перешел в христианскую Библию. Библия делится на две основные части. Танах стал первой частью Библии с тремя изменениями (два из них внесли все христианские конфессии, третье - некоторые из них). Первое изменение: христиане назвали Танах Ветхим Заветом. Второе: из двадцати четырех книг Танаха христиане сделали тридцать девять. И третье: к тридцати девяти книгам современного Танаха некоторые конфессии (в частности православие) добавили ещё одиннадцать (они входили в состав некоторых древних вариантов Танаха).

Закончим отступление и вернемся к нашей хронологии.

Достигнутый уровень религиозно-этнического единства древних евреев
позволил им около 1200 г. до н. э. под руководством преемника Моисея -
Иисуса Навина - завоевать историческую область Ханаан (позже получившую
название Палестина), где около 1000 г. до н. э. было основано Израильско-
Иудейское царство. Оно стало первым на Ближнем Востоке национально-
религиозным государством, политический режим которого можно назвать
иудаистской (яхвистской) теократией. Религиозно-политическим центром
Израильско-Иудейского царства стал город Иерусалим (Ерушалаим) с
общееврейской святыней - Храмом Яхве на горе Сион, воздвигнутым в 958 г. до
н. э. при царе Соломоне.
Пережив внутренние смуты, приведшие около 928 г. до н. э. к распаду
древнееврейского государства на два самостоятельных царства - Израильское и
Иудейское, а также ассирийское (722.г. до н. э.) и нововавилонское (586 г.
до н. э.) нашествия, разрушение Иерусалима и первого Храма, почти
полувековое (586 - 539 гг. до н. э.) "вавилонское пленение" -
насильственное переселение большей части евреев в Вавилонию после взятия
Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II, последующее возвращение в
Палестину и воссоздание Иерусалимского Храма, древние евреи сделались как
бы новым этносом. В его среде сложилось прочное ядро ортодоксов (хасидим) -
сторонников Синайского завета.
Под влиянием учения и проповеди древнееврейских пророков - небиим
("вестников Божьей воли"), имевшей место в VIII - VI веках до н. э„
древнееврейская религии из культа еврейского племенного Бога Праотцев Яхве
(генотеизм) превратилась в абсолютный монотеизм, имеющий универсальный
характер. Одновременно сформировалось самосознание еврейского народа как
избранного "народа Божия" - носителя высокой нравственно-религиозной миссии
среди других народов.
Формирование иудаистического монотеизма происходило в условиях
непрекращающейся борьбы с языческими культами, получившими большое
распространение вследствие ассирийского и вавилонского культурного влияния
в Палестине.

III Иудейская культура периода диаспоры. Талмуд. Влияние на культуры других народов.

Немалое количество евреев проживало вне еврейских государств Палестины и до этого. Однако именно разгром храма (70-й год) и разрушение Иерусалима (133-й год) положили конец существованию древнееврейского государства и вместе с ним ~ древнему иудаизму. В диаспоре возникла иная религиозная организация - синагогальная. Синагога - это молитвенный дом, своего рода религиозный и общественный центр еврейской общины, где раввины и иные знатоки Торы толкуют священные тексты, молятся Яхве (но не приносят жертв!) и властью своего авторитета решают все споры и проблемы, возникающие у прихожан. Сформировавшийся к III-V вв. своего рода комментарий к Торе - Талмуд, стал основным сводом религиозных предписаний. Тексты Талмуда и Библии изучали мальчики в синагогальных школах под руководством специальных учителей - меламедов.
Синагогальная организация, авторитет раввинов - все было направлено на то, чтобы иудаизм в условиях отсутствия социального, политического, территориального, даже языкового единства рассеянных по всему свету евреев диаспоры служил интегрирующим моментом. Именно религия предков - иудаизм - должна была сохранять этнокультурную общность потомков древних иудеев. Кроме того, весьма насущные нужды повседневного быта, необходимость какого-то локального объединения в интересах защиты, с целью устройства, приспособления евреев в чуждых им этнокультурных и религиозно-политических обществах обусловливали тягу их к единению, находившую свое отражение в естественных для того времени религиозных организациях. Однако эта естественная тяга к единению на чужбине, в условиях подчас жестоких притеснений, даже погромов, эксплуатировалась синагогальной верхушкой еврейских общин, провозглашавшей религию, иудаизм - единственной связующей силой, соединяющей друг с другом рассеянных по всему миру евреев.
Все это способствовало тому, что в иудаизме евреев диаспоры большое внимание уделялось ритуалам обрезания, омовений, постов, а также строгому соблюдению обрядов и праздников. Правоверный еврей должен был потреблять только кошерное (т. е. разрешенное для пищи) мясо, но ни в коем случае, например, не свинину. Это мясо продавалось в специальных лавках мясников-резников, обучавшихся приемам резать животных по специальным правилам. В дни пасхальных праздников полагалось есть мацупресные лепешки, сделанные без дрожжей и соли. Считалось, что пасхальные праздники следует проводить дома, что пасха - древний праздник евреев, восходивший еще к воспоминаниям об их жизни скотоводов, когда приносили в жертву ягненка, чьей кровью мазали перекладины входа в шатер, - тесно связана с легендарным исходом из Египта под водительством Моисея. Кроме пасхи, евреи диаспоры отмечали праздник судного дня, иомкипур, приходившийся на осень (сентябрь - октябрь), вскоре после наступления еврейского лунного нового года. Считалось, что это день смирения и покаяния, очищения и молений за грехи: именно в этот день Бог должен был определять судьбу каждого человека на следующий год. К судному дню, как и к пасхе, полагалось особо готовиться, совершать посты, омовения и т. п. К числу священных дней евреев относится и суббота - день, когда не следовало заниматься какой-либо работой, вплоть до приготовления пищи, зажигания огня.
Иудаизм как монотеистическая религия, как развитая культурная традиция с мифопоэтическим и философским интеллектуальным потенциалом сыграл определенную роль в истории культуры, в частности в истории восточных культур. Наиболее заметна эта роль в том, что через христианство и, особенно через ислам религиозно-культурные принципы монотеизма стали широко распространяться на Востоке. Страны и народы Востока, и, прежде всего Ближнего Востока, тесно связанного с иудаизмом общими корнями и культурно-генетической близостью, вместе с идеей монотеизма восприняли и мифопоэтическую традицию библейских текстов с их легендарными героями и пророками, патриархами и царями. Это религиозно-культурное наследство иудаизма проникло к мусульманским народам Востока прежде всего через посредство ислама, через суры Корана, хотя многие правоверные мусульмане даже не подозревают о первоисточнике мудрости заповедей и предписаний, о реальных прототипах мудрецов и пророков Корана.
Кроме опосредованного религиозно-культурного воздействия иудаизма на страны и народы Ближнего Востока, в том числе на культуру средневекового исламского мира, иудаизм оказывал и более непосредственное влияние с помощью евреев диаспоры, рассеявшихся по всему свету, включая и многие страны Востока. Еврейские общины, концентрировавшиеся обычно в наиболее развитых и процветающих экономических и торговых центрах, бывали достаточно богатыми и влиятельными. Правда, это обстоятельство нередко способствовало недоброжелательству, а то и преследованиям, но оно же играло определенную роль, как в сохранении религиозной традиции иудаизма, так и в ее распространении вместе с перемещавшимися с места на место евреями. Влияние иудаизма на окружавшие еврейские поселения-общины народы бывало различным. Чаще всего оно ограничивалось лишь небольшим культурным воздействием. Иногда иудаизм пускал более глубокие корни, приобретая поддержку власть имущих и становясь влиятельным религиозным фактором в тех или иных странах, как, например, в южноаравийском государстве Химьяритов в IV-VI вв. Гораздо реже, лишь в исключительных случаях, дело доходило и до полного обращения того или иного народа Востока в иудаизм.
Первым из более или менее крупных государств, в которых иудаизм стал официальной идеологией, был Хазарский каганат. После гибели этого тюркского по своей этнической принадлежности государства остатки хазар рассеялись. Существует точка зрения, что часть их со временем получила наименование караимов, потомки которых живут, исповедуя иудаизм в видоизмененной форме, на территории Литвы, в Крыму, на Украине. Иудаизм получил распространение у части горцев Кавказа (горские евреи), в Средней Азии (бухарские евреи), в Эфиопии (фалаша, или «черные евреи»). Переход некоторых этнических общностей в иудаизм сопровождался проникновением в их среду определенного количества евреев, смешивавшихся с местным населением.
С течением времени иудаизм все более замыкался в рамках своих общин и обособлялся от окружавших его религий. Существуя главным образом в христианской или исламской среде (вне ее, в Индии, Китае и других регионах еврейских общин было очень мало), иудаизм не только не имел каких-либо интеллектуальных, культурных или доктринальных преимуществ, но практически оказывался лишь наиболее ранним вариантом господствующей религии. Более развитые монотеистические религии, возникшие на его основе и вобравшие в себя много нового, открывшие себя для мира несравненно шире, нежели иудаизм, по многим пунктам явно превосходили свою alma mater. Естественно, что в таких условиях иудейские общины евреев диаспоры, державшихся за иудаизм как за веру отцов, за важную этнически интегрирующую силу, сохраняли влияние только среди своих. И именно это обстоятельство, подогревавшееся погромами и гонениями, способствовало укреплению позиций иудаизма среди евреев.

4. Заключение
В истории развития иудейской культуры выделяют следующие этапы:

Эпоха «патриархов», формирование этнического и национального самосознания, закрепление древних племенных культов и мифологических представлений, согласно Ветхому Завету, старейшим из патриархов был Авраам.

Египетский период – время расселения в этой стране и «исхода». Главное действующее лицо – Моисей, которому приписывают первые пять книг «Библии». Это время формирования и закрепления основных вероучительных принципов иудаизма, его культа, запретов, религиозных ритуалов и предписаний.

Период Иудео- Израильского царства (1040 – 932 до н.э.), время правления Саула, Давида и Соломона, единой государственности и пика культурного развития.

Период диаспоры (расселения) – начиная с захвата Израиля Вавилоном, евреи расселяются по всем миру, но при этом сохраняют лингвистическую, религиозную и этническую общность. Наряду с иудаизмом в сохранении социокультурного единства значительную роль играет раввинат. (Во главе религиозной общины стоял раввин – священнослужитель, который регулировал все отношения между единоверцами).

Основу не только религии, но иудейской культуры в целом, составляет Ветхий Завет. Его книги вошли в состав Библии, одного из древнейших памятников культуры древневосточных цивилизаций.
С точки зрения культурологии Библия (и Ветхий Завет) рассматриваются не как совокупность религиозно-значимых текстов, а как письменное свидетельство социокультурных изменений всего региона на протяжении тысячелетия. Герменевтическая проблема (понимание и истолкование сакральных текстов) сопровождала как период создания, так и канонизации библейских книг. Несомненно, Библия оказала значимое влияние на культуру древности и современности.
Моё мнение заключается в том, что иудаизм как религия является
составной частью современной государственной политики, она не отделена от
государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от
рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в
самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе
верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства,
что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь,
означало смерть: наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства -
рассматривалось как самое страшное наказание.
Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем,
что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не
только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые
религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из
кокона иудаизма. Имею в виду истинно христианскую веру, веру
апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения,
сковывающие живую веру.

5. Список используемой литературы

.
1. Библейская энциклопедия. М.,1996.
2. Каутский К. Происхождение христианства. М.,1980.
3. Древний Восток и мировая культура. М.,1981.
4. Библия
5. Каутский К. Происхождение христианства. М.,1980.
6. Косидовский З. Библейские сказания. М.,1990.
7. Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М.,1987.
8.Токарев С. А. Религия в истории народов мира, М., 1986
9. http://www.heytshalom.dp.ua
Категория: Культурология | Добавил: sem7509
Просмотров: 4621 | Загрузок: 3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]