Тема контрольной работы Тема 5. Понятие «культура» в Античности и Средние века I. Рассмотрите эволюцию и определите специфику понятия «куль-тура» в Античности и Средневековье, ответив на следующие вопросы: 1. Становление понятия культуры. Трактовка культуры в период Античности. 2. Теоцентризм и понимание культуры в Средние века. 3. Сравните роль религии в культурах Античности и Средневековья. II. Составьте краткий конспект книги А. Боннара «Греческая циви-лизация» («От Илиады до Парфенона») [3, т. 1, гл. 1]. III. Выполните тестовые задания. 1. Приведите в соответствие понятия левого столбца и перечень имён правого столбца: a) драматургия; 1) Мирон, Поликлет, Фидий; b) скульптура; 2) Сапфо, Гесиод, Эзоп; c) литература; 3) Парменид, Левкипп, Анаксимен; d) философия. 4) Софокл, Эсхил, Еврипид, Аристофан. 2. Определите авторов следующих высказываний: а) «Платон мне друг, но истина дороже»; 1) Протагор; b) «Всё течёт», «Нельзя в одну реку войти дважды»; 2) Гиппократ; c) «Познай самого себя»; 3) Аристотель; d) «Человек есть мера всех вещей»; 4) Гераклит; e) «Не навреди». 5) Сократ. 3. Приведите в соответствие римский и греческий пантеоны богов. a) Юпитер; 1) Афродита; b) Юнона; 2) Афина; c) Венера; 3) Гера; d) Минерва; 4) Зевс; e) Марс; 5) Арес; f) Вулкан. 6) Гефест. 4. В средневековой эстетике и искусстве доминируют принципы: а) гармонии; b) символизма; c) аскетизма; d) мимезиса. 5. Какой из видов искусства появился первым: а) наскальная живопись; b) танец; c) декоративно-прикладное искусство; d) музыка. Контрольная работа I. Рассматриваем эволюцию и определите специфику понятия «культура» в Античности и Средневековье 1. Становление понятия культуры. Трактовка культуры в период античности. Слово «культура» происходит от лат. cultura – возделывание, уход, обработка земли. То есть использовалось значение земледельческого труда. Но уже в 45 г до н.э. у римского оратора Цицерона в его «Тускуланских беседах» употребляется такое выражение: «Культура ума есть философия». Слово культура впервые использовалось по отношению к человеку как синоним слов: образованность, просвещенность, воспитанность. Цицерон считал, что ум тоже нужно совершенствовать, «обрабатывать», как и землю. Только обработка земли – удел раба или крестьянина, а обработка ума – удел свободного человека. Таким образом, слово культура приобретает значение, близкое к современному. Новое значение понятия «культура» возникает в Новое Время, в связи с теми культурно-историческими процессами, которые получили назва-ние «открытие человека». Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древ-ний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их куль-турным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основан-ная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Глав-ными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их миро-воззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры. Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивили-зации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, ду-ховные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые яв-ляются одновременно и культурными эпохами: - эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.), - гомеровский (XI - IX вв. до н.э.), - архаический (VIII - VI вв. до н.э.), - классический (V - IV вв. до н.э.), - эллинистический ( вторая половина IV - середина I вв. до н.э.). Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классиче-ский период. Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испы-тала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность. Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрез-вычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пе-режил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии. Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омове-ние, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности.
Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культу-ры римской общины города-государства, впитав культурные тради-ции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Ев-ропы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое. Историю древнего Рима принято делить на три основных периода: - царский (VIII - начало VI вв. до н.э.), - республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.), - период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.). Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей - отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по прин-ципу "do, ut des" - "я даю, чтобы ты дал мне". Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда - развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд греческих коллегий, которые боролись за влияние в го-сударстве. Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и обрядовой стороне римской религии.
2. Теоцентризм и понимание культуры в Средние века. ТЕОЦЕНТРИЗМ Человек в представлении жителей средневековья представлялся как слабое, греховное существо. Вселенная мыслилась в абсолютном подчи-нении Богу, разум же, в свою очередь, был подчинён авторитету веры. Ввиду этого, эпоха Средневековья - эпоха веры и безраздельного господства религиозного авторитета. Согласно этой точке зрения, богослов или философ того времени был способен с наибольшими глубиной и полнотой выразить содержание умонастроений верующих. Разногласия и споры в среде средневековых мыслителей отражали, собственно, разные грани все того же господствующего миросозерцания. Лица, позволявшие себе высказывания противоположного толка и тем самым отходившие от ортодоксии, объявлялись еретиками и подвергались жесточайшим преследованиям. Могущество церкви и религии утверждалось в неустанной борьбе против еретиков, секты которых постоянно множи-лись и распространялись начиная с ХI-ХII веков и вплоть до Рефор-мации XVI века. Соответственно, теологическая мысль, с одной стороны, и ересь - с другой, были главным предметом изучения средневековой культуры.
В эпоху Средневековья были переосмыслены основополагающие прин-ципы культуры. Культура Запада этой эпохи выражала главную цен-ность – Бога. Все составные части культуры (искусство и наука, филосо-фия, этика, право, основные формы политической, социальной, эконо-мической организации, нравы и обычаи) выражали бесконечность и вездесущность Бога как создателя мира и человека. В эпоху средневеко-вья чаще употреблялось слово «культ», чем «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. «С непосредственной религиозной точки зрения совокуп-ный порядок бытия воссоздается в культе. Здесь в каждый данный ис-торический момент как бы заново совершаются в символической форме все вечно значимые события священной истории» (М.Хайдеггер). Рож-дается представление о рыцарстве как о своеобразном культе доблести, чести и достоинства. Средневековая культура представляла собой культуру, коренным образом отличающуюся от культуры античного мира. Это отличие проявлялось, прежде всего, в том, что культура Средневековья была культура подавления и принижения человеческой личности. Очевидно, что в лоне культуры подобного типа совсем по-иному, нежели в античности, развивалась и культурологическая мысль. Если судить по письменным источникам, дошедшим до нас, то средневековых философов практически не интересовали вопросы, что есть культура, как она соотносится с природой, чем цивилизация отличается от варварства и т.д. 3. Сравним роль религии в культурах Античности и Средневековья. В эпоху Античности большую роль в религии играли мифические боги у Греков (Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес и т.д.) Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. У Римлян были свои представления о богах , в представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей - отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. В средние века формируется новый, религиозный тип культуры, при-шедший на смену мифологическому. Религия стала одной из главных движущих сил этой эпохи, ей принадлежит роль фундаментальной ми-ровоззренческой основы духовной жизни Средневековья. Три мировые религии: христианство в Европе, буддизм и ислам на Востоке – на протяжении всего Средневековья определяли философию и художест-венную культуру. Главная цель мировых религий – познать самого себя, окружающий мир и Бога. II. Составьте краткий конспект книги А. Боннара «Греческая циви-лизация» («От Илиады до Парфенона») [3, т. 1, гл. 1]. ГЛАВА I. ГРЕЧЕСКИЙ НАРОД В ГРЕЧЕСКОЙ СТРАНЕ Было время, когда греческий народ ничем не отличался от любого другого народа. И он прошел через века медлительного топтания на месте в эпоху первобытной жизни, которое иногда приводит, а иногда и нет, к цивилизации. Более того, в течение всей своей истории, включая и период ослепительного, всестороннего расцвета и созданных им шедевров, век Софокла, Гиппократа и Парфенона, греческий народ, вместе с «Элладой Эллад» — Афинами, этим горячим и трепетным сердцем Греции, придерживался суеверий и нравов, то несколько странных, то прямо «полинезийских», порой просто забавных, а иногда таких чудовищно жестоких, что чувствуешь себя здесь за тысячи верст от всякой цивилизации. Античная Греция, словно живой парадокс, служит как бы наглядным примером того, насколько сложно познание цивилизации; ее история показывает вместе с тем, как неимоверно трудно было первобытным людям избавиться от слепоты животного состояния и взглянуть на мир глазами человека. Как известно, первобытные люди всегда боятся, что весна забудет прийти на смену зиме, и вот в Афинах, чтобы обеспечить ее возвращение, ежегодно, торжественно и пышно, праздновали бракосочетание Диониса, бога-козла или бога-быка, с «царицей» Афин, женой первого сановника города, архонта-царя. Для этой церемонии отворяли загородный аттический храм, остававшийся запертым все остальное время года. Народ, во главе со своими избранными на демократических началах властями, отправлялся процессией к этому храму, чтобы взять оттуда хранившуюся там древнюю деревянную статую бога и перенести ее с пением религиозных гимнов в дом «царя», где она и оставлялась на всю ночь в постели «царицы» (этой сановницей могла быть только урожден-ная гражданка Афин, выданная девственницей замуж за архонта). Это бракосочетание самой знатной дамы Афин с богом, отнюдь не символическое, а совершавшееся на деле — об этом ясно говорит греческий термин, — обеспечи-вало плодородие полей, садов и виноградников, способствовало рождению детей и размножению скота. Праздник Цветов (Антестерии) справлялся в Афинах в конце февраля. Он отмечался в каждой семье, причем было принято в этот день пробовать молодое вино, привозимое из деревни. На второй день праздника устраивалось публичное состязание, в котором выигрывал тот, кто по сигналу герольда успевал быстрее всех опорожнить свою кружку вина. Все это, конечно, прекрас-но, вино — принадлежность высокой цивилизации. Но на третий день пробуж-дались мертвые, томимые голодом и жаждой, и требовали своей доли в пирушке. Незримые тени мертвых — вот чудеса! — носились по улицам города — все могли их слышать! Жители покрепче запирались в домах, предваритель-но поставив у своего порога глиняный горшок, особо предназначенный для этой цели и наполненный «походной» похлебкой, сваренной из разных зерен. Живые не смели к ней прикасаться. В этот день людям приходилось не только самим защищаться от мертвых, но ограждать от них и богов — сами они укрывались в своих домах, а бессмертных накрепко запирали в храмах. Святилище обвязыва-лось толстыми веревками, для того чтобы предохранить бессмертных богов от заразы — соприкосновения со смертью. Дав мертвым до отвала наесться похлебкой, причем ее нисколько не убавлялось в горшках — естественно, что незримые и питались незримо, — с ними прощались до следующего года. Существовал также обычай прибегать к козлу отпущения — «фармаку», служившему средством избавления от великих несчастий, неожиданно свали-вающихся на город. Этот обычай соблюдали в Афинах и в крупных торговых портах Ионии в VI и V веках, в эпоху, которая — всем нам это сейчас ясно — была весной цивилизации, таившей так много обещаний, уже сбывшихся. Города украшались разрисованными статуями прекрасных девушек с приветливыми улыбками на ярко-красных устах, синими волосами, в пестрых платьях и с ожерельями цвета охры. Ионийские «мудрецы» уже пытались дать материали-стическое и рационалистическое объяснение вселенной. Между тем эти передовые города содержали на всякий случай некоторое количество человече-ского отребья, калек и идиотов, либо держали присужденных к смертной казни, чтобы при наступлении голода или эпидемии чумы иметь под рукой людей, которых можно было принести в жертву богам, побивая их камнями. Иногда такого козла отпущения, объявленного отныне неприкосновенным, изгоняли из города, вложив ему в руки сушеные винные ягоды, ячменную лепешку и сыр. Или, наконец, подвергнув его семи ритуальным ударам прутьями из морского лука по половым органам, сжигали и пепел развеивали над морем. Обычай «фармака» из Ионии проник и в Марсель. В утро битвы при Саламине, когда афиняне, по выражению Геродота, «прильнув к свободе», спасли независимость греческих племен, главнокомандующий Фемистокл, чтобы склонить на свою сторону успех в борьбе, принес в жертву богу Дионису-Пожирателю-Сырого-Мяса трех человек. Это были три пленника, юноши необыкновенной красоты, в великолепных одеждах, увешанных золотыми украшениями, родные племянники персидского царя. Главнокоман-дующий задушил их собственноручно на флагманском корабле, на виду всего флота. Это не было актом мести, но священной жертвой. Можно бы привести немало фактов подобного рода. Их не следует рассматри-вать как случайные пережитки предшествующего первобытного строя, сохранившиеся в античной цивилизации. Некоторые обычаи, которые нам кажутся странным отражением дикарских представлений, на самом деле органически связаны с основами общественного строя. На их первостепенное значение указывает их двухтысячелетняя давность, их бесспорность, полное соответствие писаным законам и обычному праву; об их важности свидетельствует и признание их философами.
III. Выполните тестовые задания. 1. Приведите в соответствие понятия левого столбца и перечень имён правого столбца: a) драматургия; 1) Мирон, Поликлет, Фидий; b) скульптура; 2) Сапфо, Гесиод, Эзоп; c) литература; 3) Парменид, Левкипп, Анаксимен; d) философия. 4) Софокл, Эсхил, Еврипид, Аристофан. Выполнение: a) драматургия; 4) Софокл, Эсхил, Еврипид, Аристофан. b) скульптура; 1) Мирон, Поликлет, Фидий; c) литература; 2) Сапфо, Гесиод, Эзоп; d) философия. 3) Парменид, Левкипп, Анаксимен; 2. Определите авторов следующих высказываний: а) «Платон мне друг, но истина дороже»; 1) Протагор; b) «Всё течёт», «Нельзя в одну реку войти дважды»; 2) Гиппократ; c) «Познай самого себя»; 3) Аристотель; d) «Человек есть мера всех вещей»; 4) Гераклит; e) «Не навреди». 5) Сократ. Выполнение: а) «Платон мне друг, но истина дороже»; 3) Аристотель; b) «Всё течёт», «Нельзя в одну реку войти 4) Гераклит; дважды»; c) «Познай самого себя»; 5) Сократ. d) «Человек есть мера всех вещей»; 1) Протагор; e) «Не навреди». 2) Гиппократ;
3. Приведите в соответствие римский и греческий пантеоны богов. a) Юпитер; 1) Афродита; b) Юнона; 2) Афина; c) Венера; 3) Гера; d) Минерва; 4) Зевс; e) Марс; 5) Арес; f) Вулкан. 6) Гефест. Выполнение: a) Юпитер; 4) Зевс; b) Юнона; 3) Гера; c) Венера; 1) Афродита; d) Минерва; 2) Афина; e) Марс; 5) Арес; f) Вулкан. 6) Гефест. 4. В средневековой эстетике и искусстве доминируют принципы: а) гармонии; b) символизма; c) аскетизма; d) мимезиса. Ответ: c) аскетизма; аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности.
5. Какой из видов искусства появился первым: а) наскальная живопись; b) танец; c) декоративно-прикладное искусство; d) музыка. Ответ: а) наскальная живопись; Согласно данным археологов в эпоху палео¬лита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. по¬явились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика и т.д.).
Литература: 1. Алпеева, Т. М. Введение в культурологию / Т. М. Алпеева. – Минск, 1997. 2. Алпеева, Т. М. Религия. Человек. Общество / Т. М. Алпеева. – Минск, 1998. 3. Боннар, А. Греческая цивилизация. В 3 т. / А. Боннар. – М., 1992. 4. Иконникова, С. Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. – Л., 1987. 5. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий. – СПб., 2005.