УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Факультет заочного и дистанционного обучения
Специальность: программное обеспечение информационных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТИКЕ № 1 Вариант № 15
Электронный адрес
1. Дать развернутое определение категории "совесть" и понятия "порок". Совесть – это способность к активному самосознанию, самооценке личного отноше¬ния к окру-жаю¬щему, к действующим в обществе нравственным нормам. Это чут¬кий индикатор, определяю¬щий соответствие индивидуального поведения личности каким-либо высшим моральным предписаниям – божественным и человеческим. Это сознание и чувство моральной ответственности человека за своё поведение, служащие ему руково¬дством в выборе поступков и источником такой линии жизненного по¬ведения, которая характеризуется определённой цельностью и устойчивостью. Именно поэтому совесть и выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом. В качестве такого регулятора она действует, во-первых, как побудитель, направляя нас на со-блюде¬ние нравственных требований, создавая некоторую положительную психо¬логическую уста¬новку; во-вторых, она может действовать как запрещающий, останавли¬вающий фактор, заранее осуж¬дая за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; в-третьих, совесть может говорить в нас во время действия, корректируя его; в-четвёртых, она всегда несёт в себе моральную оценку наших по¬ступков, вызывая соответствующие нравственные переживания. Совесть – феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные пережива¬ния, самоупрёки, укоры, через тревожность и озабоченность человека морально¬стью и гуманностью своего поведения. О ней говорят «муки совести», «угрызения со¬вести». Совесть формируется на основе моральных требований среды и отражает их объек¬тивный ха-рак¬тер. Но она, прежде всего, личностная оценка фактов, выражение нашего субъективного отноше¬ния к морально оцениваемому явлению. Современные исследователи разделяют зло на три вида: 1. физическое или природное зло; 2. зло в общественных процессах(классовая ненависть, противостояние интересов, борьба за земли, социальное отчуждение); 3. собственно нравственное зло; Нравственным злом, называется зло, которое совершается при непосредственном участии человече¬ского внутреннего мира – сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого че¬ловека, по его выбору. Нравственное зло выражается в виде пороков – нравственно осуждаемых качеств личности. Таким образом, пороки выступают как каче¬ства зла личности. Современные исследователи выделяют две основные группы человеческих поро¬ков: пороки враж¬дебности и пороки распущенности. К враждебности относятся агрессия, насилие, разрушитель¬ность, гнев, ненависть, желание гибели, стремление к подавлению других. Это зло активное, энергич¬ное, стремящееся к уничтожению чужого бытия и бла¬гополучия. Оно направлено во вне. Враждебный к другим человек сознательно стремиться нанести другим вред, ущерб, страдание, унизить их. Распущенность даёт общее название другой группе человеческих пороков: малоду¬шию, трусо¬сти, лени, холопству, неумению совладать со своими влечениями, желаниями и страстями. К распущен¬ности можно также отнести жадность, обжорство, похотливость, неуемную страсть к самым разным удовольствиям.
2. Написать свободную предметную рецензию на художественное произведение: В.Шекспир "Со¬неты". Вильям Шекспир, английский поэт и драматург, является одним из титанов той замечательной эпо-хи в истории человеческой культуры, которая получила название Возрождения (XIV-XVI вв.). В сред-ние века архитектура, живопись, музыка, литература испытывали сильное влияние идей христианского аскетизма. Так, например, живописцы отказывались изображать грешное человеческое тело, предпочи-тая писать изможденные лица святых, выражающие аскетический идеал. Музыка была связана с бого-служением, а все усилия архитекторов были направлены на постройку храмов. Теперь искусство, вдох-новляясь новым, жизнерадостным мироощущением и любовью к человеку, переживает невиданный расцвет. Развивается светская музыка, выражающая внутренний мир человека. Живописцы и скульпто-ры стремятся показать красоту человеческого тела и раскрыть его духовное богатство. Наиболее полно и широко отражает все веяния эпохи художественная литература. Писатели-гуманисты, создавая новую литературу, обращаются за помощью к античности. В античной культуре гуманистов привлекало жизнерадостное земное мироощущение и глубокая человечность. Гуманисты не повторяли античность, не копировали её, а лишь черпали в ней материал для выражения своих эстети-ческих идеалов. В 1609 году отдельной книгой вышли 154 знаменитых сонета, в которых Шекспир выразил свои мысли о цели жизни, о любви и дружбе, о царящей вокруг несправедливости. Две главные темы развиваются в сонетах – тема любви и тема времени. Теме любви как жизнеутверждающей силе посвящены все сонеты В.Шекспира. В эпоху Возрождения появлялись произведения, воспевающие чувственную любовь. У В.Шекспира (впервые после антично-сти) этот возврат к анализу человеческих страстей, низменных и высоких, приобретает ярко выражен-ный характер:
Мешать соединенью двух сердец Я не намерен. Может ли измена Любви безмерной положить конец? Любовь не знает убыли и тлена.
Любовь – над бурей поднятый маяк, Не меркнущий во мраке и тумане. Любовь – звезда, которою моряк Определяет место в океане… (Сонет 116)
На радость и печаль, по воле Рока, Два друга, две любви владеют мной: Мужчина светлокудрый, светлоокий И женщина, в чьих взорах мрак ночной… (Сонет 144)
Как видим, любовь приобретает у В.Шекспира драматический оттенок, который усиливается из-менами, невниманием со стороны любимых, разлуками с ними, социальным неравенством и т.д., но в то же время, автор указывает на жизненную силу любви, воспевает любовь-самопожертвование, любовь-страдание:
Особенной любви достоин тот, Кто недостойной душу отдаёт… (Сонет 150)
Таким образом, неправильно было бы считать, что любовь в трактовке Шекспира – это только торжество чувственного начала. Любовь раскрывается Шекспиром в её глубоко человечном содержа-нии. Истинная любовь заставляет быть добрым и самоотверженным. Раскрывая тему времени, В.Шекспир передаёт уничтожающую силу его быстротечности («Мы вянем быстро…» Сонет 11) и при этом использует яркие метафорические образы ночи, зимы, орудий смерти. Противостоять натиску времени может только любовь как жизнеутверждающее чувство. Поэт видит спасение в потомках:
…И если ты любви себя отдашь, Она тебя верней увековечит, Чем этот беглый, хрупкий карандаш.
Отдав себя, ты сохранишь навеки Себя в созданье новом – в человеке. (Сонет 16)
Как истинный гуманист, поэт говорит о неподкупности человека, его индивидуальности и непо-вторимости, над которыми не властно даже время:
Не хвастай, время, властью надо мной. Те пирамиды, что возведены Тобою вновь, не блещут новизной. Они – перелицовка старины.
Наш век недолог. Нас не мудрено Прельстить перелицованным старьём. Мы верим, будто нами рождено Всё то, что мы от предков узнаём.
Цена тебе с твоим архивом грош. Во мне и тени удивленья нет Пред тем, что есть и было. Эту ложь Плетёшь ты в спешке суетливых лет.
И если был я верен до сих пор, Не изменюсь тебе наперекор. (Сонет 123)
В этом философском сонете воплотился и мужественный оптимизм поэта, и любовь к жизни, и страстная жажда счастья на земле, и непримиримая ненависть ко всему, что мешает его осуществлению. Произведения В.Шекспира внесли новую, свежую струю в историю морали. Его сонеты основаны на принципе гуманизма, который проявляется прежде всего в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности. Смысл жизни В.Шекспир видит в духовном становлении человека:
Расти, душа, и насыщайся вволю, Копи свой клад за счёт бегущих дней И, лучшую приобретая долю, Живи богаче, внешне победней. (Сонет 146)
Сонеты В.Шекспира – это вызов религиозному аскетизму и ханженской строгости, которые цари-ли в средневековье. Поэт видел также несовершенство современного ему мира и с болью писал об этом:
Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывёт, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока… (Сонет 66)
В этом сонете ясно выражено жизненное кредо Шекспира, гневно обличающего общественные по-роки. Болью поэта проникнута каждая строфа, но мы не находим в нем рабской покорности, наоборот, автор не может примирится со злом. Восстановление справедливости во всем мире, обличение пороков – вот главная его задача как гуманиста. Итак, по сравнению с религиозной моралью средневековья, моральные нормы и ценности Возро-ждения были иными: место религиозного аскетизма занимает жизнелюбие, на смену ханженской стро-гости приходит откровенная свобода нравов, самоотречение отступает перед интересом к человеческой индивидуальности. Этот интерес выражается у В.Шекспира в двух аспектах: с одной стороны, это культ художника-творца («Моя немая муза так скромна…» Сонет 85 и др.), с другой стороны, это об-ращение к жизни конкретного рядового человека, любование и восхищение им («Я думал, что у красо-ты твоей…» Сонет 83 и др.). Двум темам ( любви и времени как жизнеутверждающему и разрушитель-ному началам) посвящены все сонеты Шекспира. Гуманизм великого английского поэта привнес но-вый антропоцентрический оттенок в систему нравственных ценностей и стал основополагающим кри-терием и принципом морали для современников.
3. Выполнить задание и рассмотреть несколько путей совершенствования природы мо¬рального сознания. Американский исследователь Л.Колберг подверг экспери¬мен¬тальной проверке когни¬тивно-генетическую теорию морального развития лич¬ности и выделил ряд фаз и стадий такого развития. "Доморальной" фазе соответствуют стадия-0, когда хорошо то, чего я хочу и что мне нра¬вится; стадия-1, когда послушание вытекает из страха наказания, и стадия-2, ко¬гда чело¬век ру¬ководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (по¬слушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения). Фазе "конвенциональной морали" соответствуют стадия-3, когда "хорошее поведе¬ние" движимо желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осужде¬нием, и ста¬дия-4, когда важна установка на поддержание установленного по¬рядка и фик¬сированных правил (хорошо то, что соответствует правилам). И, наконец, фазе "автономной морали", которая переносит моральное решение внутрь личности, соответствует стадия-5А, когда человек осознает относительность и условность нрав¬ственных правил и понимает их как продукт общественного дого¬вора. На стадии-5В релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, выражаю¬щего интересы большинства. Лишь после этого (стадия-6) формируются устойчивые мо¬ральные принципы, со¬блюдение которых обеспечива¬ется собственной совестью, безотно¬сительно к внешним обстоя¬тельствам и рассу¬дочным соображениям. На какой стадии морального развития и почему, по Вашему мнению, находится ти¬пичный представитель современной молодежи? Предложите рассуждения (исполь¬зуя примеры из личного жизненного опыта) о путях совершенствования моральной природы современ¬ного молодого че¬ловека на разных стадиях его морального разви¬тия.
В начале, я хотел бы немного уточнить данный вопрос: думаю, что рассматривая теорию Л.Колберга нельзя говорить о типичном представителе современной молодежи вообще. Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гонду¬расе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относи¬тельно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последователь¬ности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индиви¬дуального развития человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он живет. Усложнение и дифференциация общественных отношений является предпосылкой автономиза¬ции моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от то-го, в чем данное общество видит источник нравственных предписаний — будет ли то Божья воля, об-щинное установление или просто логическое правило. Центр тяжести проблемы переносится, таким об-разом, с умственного развития индивида на социально-структурные характеристики общества, макро- и микросоциальной среды, от которой непосредственно зависит степень его личной автономии. Поэтому, я буду рассуждать о типичном представителе белорусской молодёжи 18-25 лет. Без-ус¬ловно, подавляющее большинство, будет находиться на фазе "конвенциональной морали" к 18 годам (Многие дети уже к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща кон¬венциональная мораль). Однако, так как низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей позже — у 30% в 10 лет и 10% в 13—16 лет, то отдельные представители молодёжи будут находиться на «доморальной» фазе. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений (фаза "автономной морали"), редко встречается даже у взрослых лю¬дей. Его достижение возможно с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления (высшая стадия развития интеллекта, по Ж.Пиаже). Это уровень развития личных нравст¬венных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют обще¬человеческую широту и универсальность. Что касается конкретной стадии, то я думаю к 18 годам им будет соответствовать стадия-4, с последующим развитием вплоть до стадии 5-А у большого процента молодёжи. Таким образом, я не могу дать однозначного ответа на вопрос: «На какой стадии морального развития находится ти¬пичный представитель современной молодежи?» Это и 4-я и 5А стадии (посте¬пенно молодой человек развивается и совершенствуется его моральное сознание). Почему именно 4-я стадия? Логическое мышление ещё не сформировано, поэтому молодой че-ло¬век подходит к источнику моральных предписаний не критически. Основную роль в моральных предписаний играет ориентация в своем поведении на авторитет, что связано как я думаю, с выбором будущей профессии. В дальнейшем при изучении развития морального сознания следует учитывать ведущую дея-тель¬ность. Если ранее у всех детей ведущая деятельность совпадала, то после 18 лет часть молодых лю-дей идёт работать, часть служить, часть учится в высших учебных заведениях. Общим видом веду¬щей деятельностью остаются межличностные отношения. В дальнейшем молодой человек постепенно отходит от ориентации в своём поведении на авто-ритет. Развивая свой интеллект, он подходит к источнику моральных предписаний, опираясь уже на не-го. Впоследствии, отбрасывает авторитет и начинает судить сам.
Литература
1. Этика: Учеб. Пособие/ Т.В.Мишаткина, З.В.Бражникова, Н.И.Мушинский и др.; Под ред. Т.В.Мишаткина, Я.С.Яскевич. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2004. – 509 с.
2. Основы этики: Учебное пособие / И.Л.Зеленкова. – Издание 2-е, стереотип. – Мн.: «ТетраСи-стемс», 2001. – 496 с.