bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [245]
ВОВ [89]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [628]
История Беларуси [240]
Культурология [42]
Логика [255]
НГиИГ [116]
Основы права [7]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [174]
Социология [117]
Статистика [31]
ТВиМС [79]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [81]
Физика [145]
Философия [165]
Химия [75]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [167]
Электротехника [35]
ЭПиУ [43]
Этика [5]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Идеология

ИТиУвТС (з.), Идеология, Контрольная работа, вар.4, 2017
Подробности о скачивании 08.01.2017, 03:38
Государственная идеология

План:
Введение………………………………………………………………………………...3
1.Государственная идеология………………………………………………………….4
2. Идеология белорусского государства………………………………………....……9
Заключение…………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………………………...14
Список терминов……………………………………………………………………...15

Введение.
Понятия «государство» (политически организованное сообщество людей) и «нация» (совокупность граждан одного государства) в сущности тождественны, поэтому национальную идеологию применительно к политически организованному сообществу с полным основанием можно называть также государственной идеологией. Государство, являясь формой самоорганизации в единое целое осознавшей себя особой нацией территориальной общности, то есть будучи способом бытия нации, с момента своего конституирования становится выразителем и основным инструментом реализации интересов создавшей его общности. Иными словами, с момента самоорганизации национальной общности в государство совокупность составляющих ее идеологию принципов, ценностей, целей и представлений становится государственной идеологией. При этом основным субъектом ее формирования и ее носителем продолжает оставаться народ.
С созданием (или воссозданием) собственного государства осознавшая себя нацией территориальная общность людей становится подлинным субъектом политики. Создаваемые ею государственные институты, которые также являются субъектами политических отношений, служат как целям выражения интересов народа как целого, так и целям их практической реализации.
Развитие государственной идеологии — необходимая часть успешного развития страны, гарантия консолидации общества, сохранения национального единства, национальной самоидентификации и самосознания, понимания места страны в социальных, экономических и политических мировых структурах.
При выполнении данной работы сначала изучим государственную идеологию в целом, а затем рассмотрим идеологию белорусского государства.

1. Государственная идеология.
В социальных науках понятие «идеология» является одним из наиболее многозначных и противоречивых. Оно может означать систему идей, лежащих в основе политической практики, набор политических лозунгов, философскую концепцию, систему идей, обслуживающую чьи-либо интересы и т.д. Существует три основных значения термина «идеология».
1. Специфическая система убеждений. Некая совокупность связанных друг с другом политических идей, сфокусированный вокруг нескольких основополагающих ценностей (например, коммунизм, либерализм, некоторые виды национализма). Это такие идеологии, которые могут находиться в оппозиции и объединять в партии своих приверженцев.
2. Искаженные или ложные идеи и убеждения. Данное понимание идеологии связано с марксистской традицией, в которой содержание сознания, во-первых, определяется экономическим устройством общества, во-вторых, искажается классовым интересом.
3. Любая совокупность идей и убеждений вне зависимости от того, истинны они или ложны. Здесь идеология рассматривается как один из видов знания, звено между мировоззрением и человеческим действием. Хотя идеология в таком ее понимании не может быть полностью выведена из экономических и классовых отношений, ее содержание все же зависит от того, какими группами и в каких условиях она вырабатывается.
Государственная идеология есть сложное многокомпонентное образование. Внешними формами выражения ее содержания, как и любого иного вида идеологии, выступают как единичные идеи, ценности, цели и представления, нормы и установки, так и сложносоставные построения — социально-политические учения, теории, концепции и доктрины. И каждую отдельно взятую идею, и любую социально-политическую доктрину можно рассматривать в качестве элементов государственной идеологии. Их совокупное содержание можно представить в виде логически и иерархически выстроенной системы. Государственная идеология всегда есть более высокоорганизованная по сравнению с частными идеологиями совокупность идей, поскольку практически каждое государство всеми имеющимися у него силами и средствами обеспечивает их систематизацию, литературное оформление и, главное, юридическое закрепление. Поэтому характеристика государственной идеологии как социально-политического феномена предполагает выяснение возможных подходов к систематизации ее содержания.
Общепринятым подходом к систематизации всей совокупности идей, ценностей и представлений, составляющих идеологию того или иного государства, является их группирование по основным сферам жизнедеятельности общества. Полученный таким образом ряд можно назвать составляющими элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать идеи, ценности, нормы и представления культурно-исторического, политического, экономического и социогуманитарного характера.
Культурно-историческая, или цивилизационная, составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации. В структуре данной составляющей ключевое значение принадлежит традиционным, вырабатывавшимся народом на протяжении всей истории его развития социокультурным идеалам и ценностям. Именно они составляют передающиеся из поколения в поколение духовно-культурные основы бытия нации. К данной составляющей государственной идеологии относятся также представления о месте и роли народа в мировом историческом процессе, становлении его этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития более широкой цивилизационной общности и мирового сообщества в целом.
Политическую составляющую государственной идеологии образует, прежде всего, комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Данная составляющая государственной идеологии включает представления о характере социально-политического строя страны в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности народа, а также совокупность идей, касающихся места и роли народа в мировом политическом процессе.
Экономическая составляющая государственной идеологии включает разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни. Данная составляющая содержит также идеи и представления, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве.
Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Речь идет, прежде всего, о подходе к человеку как к высшей цели общества и государства, об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Данная компонента государственной идеологии включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере науки, культуры и образования. Каждое государство вырабатывает и реализует определенные подходы к регулированию семейных отношений, к культивированию тех или иных нравственных норм жизни своих граждан.
Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный уровни ее функционирования.
Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.
Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это, прежде всего конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.
Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых, так или иначе, пропагандируется содержание государственной идеологии — политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.
Одной из самых эффективных форм выражения, воспроизводства и пропаганды содержания национально-государственной идеологии на обыденном уровне являются политические символы. Совокупность символов, в которой закрепляются и пропагандируются существенные смысловые аспекты национально-государственной жизни, называется государственной символикой.
К государственным символам обычно принято относить флаг, герб и гимн государства. Также исторические даты, национальные деятели, политические ритуалы, архитектурные комплексы и сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, места исторических событий, государственные награды и знаки отличия, банковские и казначейские билеты, политическая топонимика. Все эти знаковые по своей сути и форме явления широко используются каждым государством как средство закрепления и выражения национально-государственной идеологии во всех ее аспектах.
В современном обществе производством политических идей и их доведением до сознания людей заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения.
Механизм функционирования государственной идеологии составляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием, систематизацией, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством идеологии данного государства и ее распространением среди членов сообщества, а также все те материализованные средства, в которых эта идеология закрепляется и посредством которых она доводится до сознания граждан. К таким средствам относятся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной значимости, монографии, учебники, популярные книги и статьи ученых, символика государства, национальные праздники, исторические памятники, монументально-архитектурные сооружения и мемориальные комплексы, денежные знаки, произведения литературы и искусства и т.п.
Опыт XX в. показал: возможны два варианта механизма функционирования государственной идеологии — централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности. Первый складывался в Советском Союзе и других странах советского блока. Здесь, собственно, идеологические структуры создавались главным образом решениями высших органов правящих коммунистических партий. Формально они выступали как идеологический аппарат партий, хотя на деле обеспечивали идеологические потребности общества и государства. Управляющими идеологической сферой центрами являлись руководящие органы партий. Второй вариант — механизм государственной идеологии в западных странах. Он формировался, как правило, без специальных решений властей и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра. Здесь идеологический механизм выступал как составная функция определенных учреждений государства и институтов гражданского общества.
В чистом виде ни одного из вариантов рассматриваемого явления не существовало: в одной группе стран преобладали признаки первого, в другой — второго. В современных демократических странах в механизме функционирования государственной идеологии преобладают черты второго варианта. Его важнейшими составными элементами являются:
• выборы, референдумы и другие формы выражения интересов и волеизъявления граждан;
• высшие должностные лица государства как официальные выразители общенациональных интересов и разработчики стратегических целей и насущных задач развития общества;
• институты и органы государственной власти и управления — парламент, правительство, суды и другие правоохранительные органы, структуры местного управления и самоуправления, призванные выявлять существующие в обществе интересы, обеспечивать нормативно-правовое закрепление и приведение в действие общественно значимых идей, ценностей, принципов и целей;
• конституция, законы и другие нормативные акты как формы юридического закрепления идей, ценностей, принципов и представлений, положенных в основу организации и деятельности данного общества и государства;
• государственно-политические документы — манифесты, декларации, программы, концепции, доктрины, директивы и подобное, — в которых закрепляются те или иные положения идеологии данного государства;
• специализированные научно-исследовательские учреждения, важнейшей функцией которых является обеспечение теоретико-концептуального оформления идеологии государства и доведение ее содержания до сознания различных категорий граждан;
• учреждения национальной системы образования и культуры, призванные участвовать в распространении содержания государственной идеологии, передаче членам сообщества социокультурных идеалов и ценностей народа и формировании у них гражданских качеств;
• средства массовой информации — печать, радио, телевидение, — которые призваны отражать существующие в обществе интересы, пропагандировать идеалы и ценности народа и содействовать консолидации нации;
• материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества — монографии, учебники, популярные статьи и книги, произведения литературы, различных видов искусства, архитектуры, музейные экспозиции, памятники национальным деятелям, монументальные сооружения и мемориальные комплексы, государственные символы и ритуалы, денежные и памятные знаки, музеи и тому подобное, содержание которых отражает историю, идеалы, ценности, цели, интересы и устремления данного народа.
Создание эффективного механизма функционирования идеологии государства во все времена наряду с разработкой самой идеологии является важнейшей задачей политического сообщества.
Идеология, есть продукт мышления групп людей. Это означает, что всякая идеологическая конструкция выступает как результат умственного труда, в котором участвуют представители данной группы людей (в идеале — каждый ее член) или нанятые для этой цели специалисты. Внешним результатом такого вида труда являются определенные идеи, понятия, принципы, представления, учения, теории, концепции и доктрины. Посредством их выражаются интересы, ценности и устремления определенных групп людей. Это — главный продукт идеологической работы. Людей, которые выполняют такого рода умственную работу, принято называть идеологами. Наиболее видные из них становятся лидерами национальных движений, руководителями государств или авторитетными общественно-политическими деятелями.
Однако в механизме функционирования идеологии государства задействовано гораздо большее число людей, нежели круг лиц, занятых «производством» самих идей. Эти люди выполняют самые разнообразные функции по приведению в действие всех перечисленных выше элементов идеологического механизма государства. Результат их работы закрепляется в виде речей, политических документов, нормативных актов, книг, брошюр, картин, скульптур, афиш, рекламных роликов, фильмов, газетных и журнальных публикаций, радио, и телепередач, театральных спектаклей и массовых представлений, разного рода технических сооружений с идеологическим смыслом и т.д. Все они имеют своей целью определенное воздействие на сознание и поведение людей.
Таким образом, государственная идеология есть целостная, относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти.

2. Идеология белорусского государства.
В белорусских социальных науках идеологии в последние годы придается все большее внимание. Значение этого термина, связывается в отечественном обществоведении с некоторой, общезначимой системой ценностей, убеждений и принципов, признаваемых подавляющим, большинством граждан и обеспечивающих осознание ими своей принадлежности к единому национально-государственному сообществу. Такого рода идеология разрабатывается и. распространяется в Беларуси при активной организующей роли государства.
Весь конец прошлого столетия в Беларуси бытовало мнение, что идеология, какова бы она не была по своему характеру и содержанию, явление, несовместимое с современным развитием белорусского общества. Эти суждения появились после распада СССР и краха той единственной коммунистической идеологии, которая на протяжении 70 лет существования советского государства доминировала в сердцах, умах и душах большинства советских людей. Разочарование в идеологических постулатах марксизма-ленинизма привело в начале 90-х годов XX века к развитию деидеологических процессов в Беларуси, направленных на развенчание ценности социалистических идеалов и линчевание идеологии как пережитка прежнего режима. Большинство ученых, журналистов, политиков клеймили идеологию как реакционное, антидемократическое явление и старались придать такому отношению к идеологии агрессивно-массовый характер.
Подобное положение дел сохранялось недолго. В середине 90-х годов была начата реидеологизация белорусского общества, то есть, восстановление идеологии в ее прежних правах. Как показала практика, ни одна из сфер жизни общества не может функционировать в так называемом чистом виде, освобожденном от влияния групповых интересов, целей, идей, ценностей. Это и подтолкнуло политическую элиту Беларуси к пониманию того, что общество нуждается в некой объединяющей, скрепляющей его совокупности идей, ориентирующейся на достижение поставленных целей и воплощение определенных идеалов. Значимость подобной системы идей, составляющих идеологию, состоит в том, что она функционирует как важная сторона различных видов человеческой деятельности в сфере политики, экономики, культуры и активно привносится в общественное сознание государством, о чем свидетельствует опыт многих стран мира.
Идеология белорусского государства - это система взглядов, соответствующая целям и особенностям белорусского пути общественного развития.
Этапы идеологического процесса в Республике Беларусь:
1) первая половина 90-х гг. XX в. — деидеологизация: крах СССР привел к развенчиванию коммунистической идеологии и, как следствие, отрицанию идеологии вообще;
2) вторая половина 90-х гг. XX в. — реидеологизация: осознание руководящей элитой необходимости существования идеологии в государстве (проводится ряд конференций и совещаний);
3) начало XXI в. — создание собственной идеологии белорусского государства и распространение ее в обществе.
Идеология белорусского государства базируется на следующих основах:
1. Мировоззренческой основой идеологии белорусского государства является белорусская идеологическая доктрина, представленная в виде национальной идеи, которая включает в себя такие фундаментальные составляющие, как общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное сознание, гражданственность, патриотизм.
2. Правовой основой идеологии белорусского государства служит Конституция Республики Беларусь, которая, в свою очередь, является главным идеологическим документом, где основным ценностям государства придан статус закона.
3. Экономической основой идеологии белорусского государства является белорусская экономическая модель - социально ориентированная многоукладная рыночная экономика.
4. Политическая основа идеологии белорусского государства - политическая система Республики Беларусь, принципы и компоненты которой отражены в Конституции.
В структурно-функциональном измерении идеологию белорусского государства образуют четыре блока:
1) теоретико-методологический, определяющий основные компоненты и структуру идеологий белорусского государства;
2) процессуальный, представленный различными проявлениями политической культуры Беларуси и деятельностью ее носителей - аппаратом и членами профсоюзов, средствами массовой информации, участниками избирательных кампаний;
3) институциональный, включающий в себя центры принятия идеологических решений: президента, правительство, Парламент, органы местного управления и самоуправления;
4) инструментальный блок, проявляющийся в механизмах реализации принятых идеологических решений в различных сферах жизни общества.
Уровни идеологии:
— национально-государственная идея — «Построение сильной и процветающей Беларуси»;
— концепция идеологии белорусского государства — система основных ценностей и приоритетов культурно-исторического, политического, правового, экономического, социально-гуманистического и геополитического развития Республики Беларусь;
— программы по реализации концепции идеологии белорусского государства на уровне отраслей, ведомств и регионов, определяющие цель, задачи, приоритеты, сроки, ресурсы и механизмы реализации;
— пропаганда — распространение основ идеологии белорусского государства с целью формирования у белорусских граждан определенного мировоззрения, представлений, отражающих национально-государственные интересы.
Содержание идеологии белорусского государства по основным сферам жизнедеятельности общества выглядит следующим образом:
в культурно-исторической — развитие государственности, сохранение самобытности, духовное возрождение;
в политической — расширение демократии, формирование развитого гражданского общества, совершенствование системы государственного управления;
в правовой — отстаивание суверенитета, создание правового государства, защита прав и свобод граждан;
в экономической — повышение эффективности государственного управления экономикой, плюрализм форм собственности, труд как наиболее достойный способ самовыражения человека;
в социально-гуманистической — осуществление социального прогресса, обеспечение социального равенства и социальной справедливости, развитие человеческого потенциала;
в геополитической — обеспечение национальной безопасности, отстаивание национальных интересов, сохранение нейтралитета.
Важно подчеркнуть, что эти позиции прописаны в Конституции Республики Беларусь и находят свое отражение в политике, проводимой белорусским государством. Сегодня речь идет об их реализации на новом качественном уровне посредством эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества. Белорусская идеология стремится быть:
всеобщей — учитывать интересы не отдельных индивидов или социальных групп, а интересы белорусского народа в целом;
эффективной — выработанной в соответствии с насущными потребностями белорусского общества и государства;
актуальной — четко реагировать на изменяющиеся события и требования времени, в то же время оставаясь неподвластна конъюнктурности различных политических сил.
Основы идеологии белорусского государства были заложены референдумами 1995 и 1996 годов. Это касается государственного двуязычия, государственной символики, экономической интеграции с Россией, недопущения свободной купли-продажи земли и т.д. Воля народа, выраженная на данных референдумах, стала идейным основанием идеологии белорусского государства. Дальнейшее развитие идеологические процессы получили после разразившегося в республике политического кризиса 1996 года, когда началось противостояние двух властей — законодательной и исполнительной, разделившее белорусское общество на две части: сторонников Президента и сторонников Парламента (Верховного Совета 13-го созыва).
Эти события существенным образом повлияли на дальнейший ход истории Беларуси и показали руководству нашей страны целесообразность создания идеологии белорусского государства, которая должна была сплотить, консолидировать белорусское общество в достижении поставленных перед ним целей и в решении задач, стоящих перед государством; обосновать избранный республикой самостоятельный путь социально-экономического и политического развития; предложить гражданам Беларуси определенную систему идеалов и ценностей взамен тех, которые были утрачены в результате распада Советского Союза; дать веру в будущее, в возможность построить сильное, самостоятельное, процветающее государство, способное обеспечить каждому своему гражданину достойные условия жизни.
Более четкие идеологические ориентиры были обозначены в материалах научной конференции, состоявшейся 12 ноября 1998 года в Национальной академии наук Беларуси, в докладах Президента Беларуси А.Г. Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов (2003 г.) и «Государство для народа» на III Всебелорусском собрании (2006 г.), а также в послании Президента Национальному собранию Республики Беларусь (2006 г.). В октябре 2005 года сессия Национального собрания Республики Беларусь утвердила идеологию государства в качестве основы развития белорусского общества, обозначив фундаментальную цель — построение сильной и процветающей Беларуси.
Современный этап развития государственности Беларуси ознаменовался поисками дополнительного средства формирования национально-государственного самосознания граждан республики. Возникновение и развитие суверенного государства Республика Беларусь актуализировало вопрос о том, какой должна быть идеология, принятая в качестве основы для курса белорусского государства.
В демократическом обществе наличие консолидирующих ценностей не ликвидирует идеологического плюрализма, закрепленного в статье 4 Конституции Республики Беларусь. Общезначимые ценности призваны сплотить все идейно-политические течения вокруг национально-государственной идеи. Идеология государства должна отражать идеи всего народа и поэтому нести в себе центристскую программу.
В целом идеологию белорусского государства можно охарактеризовать как идеологию государственно-патриотическую. Будучи специфическим типом идеологии, она отражает не только самобытность белорусской политической культуры, но и широкое разнообразие воззрений современных, белорусских политических мыслителей.
Сегодня в Беларуси появляется все большее количество трудов учёных-гуманитариев по данной проблематике, проводится широкая пропагандистская работа среди населения. Идеология белорусского государства на современном этапе стала действенным инструментом государственного управления и диалога между обществом и государством.
Идеология белорусского государства призвана согласовать деятельность государственных институтов с интересами и ценностями белорусского общества. Идеалы и ценности, составляющие идеологическую доктрину белорусского государства, а также ее нормы и принципы должны дисциплинировать работников государственного аппарата и при этом стать концептуальной основой, общим знаменателем для плюрализма политических идеологий и мнений. Важный импульс идеологическая работа в Беларуси получила 27-28 марта 2003 г., когда Президентом А.Г. Лукашенко была инициирована активизация усилий ученых-гуманитариев по разработке белорусской идеологической доктрины. Суть ее уточняется и в ежегодных посланиях Президента народу и Национальному собранию.
Таким образом, особенностью белорусского пути общественного развития является разработка и проведение в жизнь идеологии белорусского государства, которая все в большей мере становится средством государственного управления, а также коммуникации между государством и обществом.

Заключение.
Любое государство, любая политическая система всегда ориентируются на достижение определенных целей, которые выражаются в соответствующих идеалах, смыслах, убеждениях. От этого напрямую зависит эффективность государственной деятельности. Государство, лишенное идеологии, беззащитно. Ему могут быть навязаны любые, даже губительные для него реформы. Стремление создать деидеологизированное государство неминуемо ведет к развалу механизма государственного управления, социально-экономической катастрофе, деградации духовно-нравственных отношений. Идеология помогает людям с разными интересами прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания. Благодаря идеологии государство может правильно определить свое место на международной арене, адекватно реагировать на глобальные вызовы современности.
Таким обратом, государственная идеология представляет собой совокупность взглядов и представлений об основах социально-политического устройства конкретного общества, и в частности белорусского, его исторических истоках и приоритетах развития, изучения механизмов функционирования национального самосознания, системы норм, идеалов и ценностей, социального поведения и действия различных субъектов политики, обеспечивающих сохранение традиций, а также динамику общественных преобразований, построение оптимальной модели государственного устройства и системы политических ценностей.

Список используемой литературы:
1. Вонсович Л.В. Основы идеологии белорусского государства: ответы на экзаменац. вопр. / Л.В. Вонсович. – Мн., 2006.
2.Екадумова И.И. Основы идеологии белорусского государства: конспект лекций / И.И. Екадумова, И.А. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн., 2010.
3. Идеология: учеб.-метод. комплекс для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников / Под общ. ред. Е.П. Сапелкина. – Мн., 2003.
4. Майхрович А.С. Идеология. Сущность, назначение, возможности. – Мн., 2001.
5. Мельник В.А. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие / В.А. Мельник. – 3-е изд., испр. – Мн., 2013.
6. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн., 2004.

Список терминов.
Государство — самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
Государственная идеология — целостная, относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти.
Государственные символы - установленные конституцией или специальным законом особые, исторически сложившиеся, отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет и самобытность.
Деидеологиза́ция — концепция, получившая распространение с 60-х гг. XX в., согласно которой в современном мире наступает «конец идеологии» как субъективного, искажающего действительность выражения интересов социальных групп (Д. Белл и др.). В более широком смысле — независимость от влияния определенных идеологических принципов.
Демократия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
Идеология (от греч. idea — мысль, образ и logos — слово, учение; букв.: учение об идеях) — 1) упорядоченная совокупность взаимосвязанных идей; 2) относительно целостная, внутренне взаимосвязанная совокупность идей, ценностей, принципом, целей и представлений, исходящая из интересов определенных групп людей и служащая в качестве инструмента их коллективных действий в общественной жизни и политике.
Народ — 1) в широком смысле — все население государства, страны. В данном смысле понятия «народ» и «нация» совпадают; 2) все слои населения, которые не отличаются какими-либо особыми качествами. В этом смысле понятие «народ» противоположно понятию «элита».
Национальная идея — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов.
Общество — надприродная реальность, включающая человека, целесообразную деятельность людей, ее результаты и складывающиеся между ними отношения.
Реилеологизация — социально-философская концепция, исходящая из противопоставления идеологии и науки и разрабатывающая новую идеологию на базе научно-обоснованных идей материализма.
Категория: Идеология | Добавил: Samsonich
Просмотров: 626 | Загрузок: 7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]