bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [224]
ВОВ [88]
Высшая математика [430]
Идеология [105]
Иностранный язык [596]
История Беларуси [210]
Культурология [41]
Логика [254]
НГиИГ [108]
Основы права [7]
Основы психологии и педагогики [6]
Охрана труда [7]
Политология [146]
Социология [94]
Статистика [30]
ТВиМС [78]
Техническая механика [41]
ТЭЦ [78]
Физика [143]
Философия [145]
Химия [72]
Экология [35]
Экономика предприятия [31]
Экономическая теория [152]
Электротехника [35]
ЭПиУ [39]
Этика [5]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Социология

ИСиТвЭ (з.), Социология, Контрольная работа, вар.2, 2015
Подробности о скачивании 05.06.2017, 14:24
Министерство образования республики Беларусь
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Институт информационных технологий

Специальность_Информационные системы и технологии (в экономике)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу_Интергрированный модуль экономика (социология)

Вариант №__2__

Минск, 2015 

ТЕМА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение - 4 -
Основные социологические идеи О. Конта - 5 -
Социологические воззрения основных представителей классической социологии - 8 -
Герберт Спенсер - 8 -
Эмиль Дюркгейм - 9 -
Вильфредо Парето - 11 -
Макс Вебер - 12 -
Питирим Сорокин - 14 -
Заключение - 17 -
Глоссарий - 19 -
Список использованных источников - 20 -


ВВЕДЕНИЕ

Сейчас довольно трудно найти человека, который никогда бы не слышал слово «социология». Однако для большинства людей, далёких от этой науки, данное слово, как правило, ассоциируется с опросами общественного мнения.
Именно об их результатах мы часто слышим в средствах массовой информации. Безусловно, опросы общественного мнения имеют непосредственное отношение к социологической науке, но это далеко не вся социология.
Можно перевести слово «социология» на русский язык: societas (лат.) – общество, logos (греч.) – учение, слово, т.е. наука об обществе. Такой перевод также мало что дает для понимания назначения этой науки. Для того чтобы разобраться в вопросе о том, что собой представляет социология как наука, чем она занимается и какая от неё может быть практическая польза, необходимо обратиться к истории её появления.
Период конца XIX — начала XX в. в истории социологии получил название «классического». В это время творили великие ученые, сформировавшие облик социологии как науки и во многом предопределившие ее дальнейшее развитие:
 Эмиль Дюркгейм;
 Герберт Спенсер;
 Макс Вебер;
 Огюст Конт;
 Вильфредо Парето;
 Питирим Сорокин.

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ О. КОНТА

Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798 - 1857). В третьем томе своей важнейшей работы «Курс позитивной философии», изданном в 1839 г. (все шесть томов работы были опубликованы с 1830 по 1842 г.), он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Ему удалось выявить и обосновать основные направления развития новой науки об обществе. В изучении общества он стремился отойти от абстрактных умозрительных методов, которые, как правило, использовали его предшественники-обществоведы. О. Конт разработал новую социальную теорию, основанную на социальных фактах, выявленных в результате эмпирических исследований. По его мнению, чтобы решать конкретные проблемы общественной жизни, социальная наука должна использовать методы естественных наук. Поэтому первоначально О. Конт назвал свою науку социальной физикой, а впоследствии (в 1839 г.) – социологией.
О. Конт считал, что человеческое познание в своем развитии проходит три сменяющие друг друга состояния: теологическое, метафизическое, позитивное. В первых двух стадиях познание носит спонтанный характер и не имеет достаточных научных обоснований. Третья позитивная стадия основывается на точной оценке существующей реальности.
По его утверждению, в своем историческом развитии человечество приводится в движение соответствующими импульсами согласно закону, столь же неотвратимому, как закон гравитации. Цель же социологии состоит в том, чтобы на основе познания социальных законов облегчить развитие человечества, просвещая его. А отсюда вытекает, что главным источником и движущей силой исторического процесса являются прогресс человеческого разума, научной мысли. Именно «идеи, – считал он, – управляют и переворачивают мир» [4, c. 19-21].
На первой, теологической, стадии развития человеческого ума, которая продолжалась до 1300 г., человек объяснял все явления как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Такое знание об окружающем мире с точки зрения позитивизма, нельзя считать научным.
На второй, метафизической, стадии, продолжавшейся, по мнению О. Конта, с 1300 по 1800г., люди перестают апеллировать к сверхъестественному и пытаются всё объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Такое знание не может считаться научным, так как не опирается на эмпирически наблюдаемые данные. Задача второй стадии – критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную, или научную.
Суть новой стадии, которая началась с 1800 г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров. На этой стадии человек перестаёт оперировать абстрактными сущностями, не раскрывает причины явлений, а ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Только такое знание – полученное в результате наблюдения связей между явлениями, знание опытное, наглядное, легко проверяемое, и может быть названо подлинно научным.
О. Конт считал, что классическая социология является наукой, способной дать позитивные (положительные) ответы на самые насущные вопросы времени и указать обществу эволюционный путь развития, исключающий социальные катаклизмы и революции. Поэтому он называл социологию позитивной наукой. По мнению Конта, позитивизм должен обладать следующими характеристиками: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий.
В основу построения социологии как самостоятельной науки О. Конт положил идею «социальной системы», т.е. признание факта существования общества как своего рода организма, определённой целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции О. Конта индивид является абстракцией, т.е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим естественным внутренним законам. Причём общество является самой сложной из существующих систем.
Значительное внимание О. Конт уделил разработке методов социологии. Он полагал, что в социологии применимы все основные общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод. Однако основным для социологии О. Конт считал исторический метод. Задача этого метода заключалась в сравнении последовательных состояний общества с учётом того, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития.
Классическая социология О. Конта состояла из двух основных частей: социальной статики, изучавшей структуру общества как бы в застывшем состоянии, и социальной динамики, исследовавшей процессы социальных изменений.
Социальная статика должна была раскрывать взаимоотношения между социальными институтами, изучать общества «в состоянии покоя».
Социальная динамика должна изучать законы развития и изменения социальных систем. Таким образом, социология изначально возникла как наука, призванная изучать общество как сложную систему. Она должна была анализировать социальные факты и открывать общие законы социального изменения. Следует отметить, что современная социология значительно отличается от социологии О. Конта [4, c. 23].
Открытия, сделанные О. Контом, совершили настоящий переворот в науках об обществе и заложили прочный фундамент в основание новой науки – социологии.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Герберт Спенсер
Один из основателей социологии Герберт Спенсер (1820-1903) стал родоначальником эволюционно-органистского направления, который характеризуется последовательным применением аналогии общества с биологическим организмом. Как и в организме, развитие и рост общества, считал Г. Спенсер, сопровождается увеличением сложности его органов и частей.
Однако общество, по мнению Г. Спенсера, не только имеет общие черты с организмом, но и отличается от него. В обществе существует меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого (общества). Если в организме часть существует ради целого, то в обществе, наоборот, оно существует ради блага своих членов, индивидов.
Концепция Г. Спенсера основана на идеях эволюционизма. Основной закон социального развития по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Всякое вмешательство в естественный ход событий, по мнению Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению худших за счёт лучших. Государство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название «социального дарвинизма».
Г. Спенсер первым ввел в научное словоупотребление применительно к социальному организму общеупотребимые в современной социологии категории «структура» и «функция». Подобно организму, утверждал он, прогрессивная дифференциация структуры общества связана с усложнением и дифференциацией его функций. В обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур [7, c. 61].
Его гениальной догадкой было то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Чтобы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением.
Решающими факторами, обеспечивающих существование социального организма, его развитие и регулирование, по его мнению, являются социальная борьба и соперничество. Победители в этой борьбе, являющейся по существу конкуренцией, образуют класс собственников, а побежденные – наемных работников. Эти идеи были позднее использованы в развитии социально-экономических теорий конкуренции.
В центре социологической концепции Г. Спенсера – теория социальных институтов. Из контекста его работ следует, что социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Г. Спенсер выделял несколько типов институтов: домашние (семья, брак, воспитание), обрядовые (обычаи, этикет и т.д.), политические (государство, армия, суд и т.д.), церковные (церковь), профессиональные и промышленные. Концепция социальных институтов воспроизводила образ общества по аналогии с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.).

Эмиль Дюркгейм
Согласно Эмилю Дюркгейму (1859-1917) социальная реальность включена в универсальный природный порядок, столь же устойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам.
Общество – реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природе и одновременно по отношению к индивидам.
Человек – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность социальная над индивидуальной.
Основу социальной реальности составляют социальные факты, которые должны рассматриваться как вещи, т.е. как внешние по отношению к индивидам [7, c. 65].
Исходя из этого, он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни.
Центральной в творчестве Э. Дюркгейма была идея социальной солидарности. Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.
Важным направлением в творчестве Дюркгейма было исследование им социального феномена самоубийства. В работе «Самоубийство» автор на основании фактического материала приходит к выводу, что основным мотивом самоубийства следует считать социальный фактор, а не психопатические, расовые и космические причины, как утверждалось в тот период. Дюркгейм впервые ввел в научный оборот термин «аномия» (беззаконие), с помощью которого он обозначил такое состояние общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не утвердились. Такие явления характерны для переходных, кризисных периодов общественного развития и сопровождаются возрастанием социальной дезорганизации. Эта теория и в наши дни не потеряла своей ценности и актуальности.

Вильфредо Парето
К классикам социологии следует отнести и итальянского учёного Вильфредо Парето (1848-1923). Итальянский социолог считал, что социология является синтезом различных специальных общественных дисциплин: права, политэкономии, политической истории, истории религий, – «цель которого – в изучении человеческого общества, взятого в целом» [9, c. 14].
Метод, при помощи которого Парето намеревался открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения обществ, он назвал логико-экспериментальным. Стремясь сделать социологию такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила перехода от наблюдений к обобщениям. Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов, поэтому подлежат устранению. Он считал, что полезность теории определяется результатами её применения. Если результаты будут полезны для общества, то полезна и теория.
Одной из центральных идей В. Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Стремясь найти источник движения системы, В. Парето переходил на позиции биологизма и психологизма и искал источник социальной жизни в психических склонностях и предрасположенностях людей. Из основополагающей роли чувственных сфер человеческой психики он выводил свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Теория элит стала наиболее значительной частью паретовской социологической системы и послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с самых различных теоретических позиций [2, c. 34-35].
Теория элит – концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества.
Элита отличается от остального населения, прежде всего своими качествами: умением убеждать людей, опираясь на человеческие чувства и эмоции; способностью применять при необходимости силу; высокой степенью самообладания; умением использовать для достижения своих целей слабости людей и др. Некоторые из этих качеств противоречат друг другу, например, умение убеждать и способность применять силу. Именно эти два качества Парето считал важнейшими, и если у действующей элиты их нет, она должна уступить место другой элите [7, c. 66-67].
Процесс обновления элиты происходит регулярно, социолог называет его циркуляцией. Без циркуляции («круговорота») элиты общество не в состоянии поддерживать социальное равновесие, вне которого социальный организм обречен на разрушение. Элита и есть тот слой, а ее циркуляция – тот механизм общества, который поддерживает последнее в нормальном, функционирующем состоянии. Циркуляцию элиты Парето считает одним из основных законов существования человеческого общества.

Макс Вебер
Огромный вклад в развитие классической социологии внёс немецкий учёный, экономист, историк и социолог Макс Вебер (1864-1920). Для его творчества характерны глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. М. Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические школы [9, c. 16-17].
В отличие от О. Конта и Э. Дюркгейма социологическая доктрина, развиваемая Максом Вебером, наполнена скептицизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в понимающую и объясняющая науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее в процессе прямого наблюдения за действиями другого человека, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия.
Важной составляющей теории социального действия была веберовская концепция идеальных типов. Идеальный тип – это «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции» («ремесло», «капитализм», «церковь», «хозяйство»), т.е. идеальная (созданная в воображении человека) модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. Учёный разделял исторический и социологический идеальный тип (генетический и чистый).
Учение об идеальных типах может служить как методологической установкой социального познания, так и способом решения практических проблем. В работах М. Вебера затрагивались различные аспекты жизнедеятельности общества. Учёный занимался исследованиями в области социологии власти и социологии права, социологии религии и социологии хозяйственной жизни.
Идеи М. Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки. Он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

Питирим Сорокин
К классикам мировой социологии, несомненно, следует отнести и Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), хотя годы его жизни и творчества несколько выходят за рамки классического этапа в развитии социологии. П.А. Сорокина обычно называют русско-американским социологом [4, c. 21].
Выдающийся русско-американский социолог Питирим Сорокин считал, что общая социология должна быть достаточно абстрактной и теоретической генерализующей (т. е. обобщающей) наукой, изучающей родовые свойства и типы всех социокультурных явлений в их структурных и динамических аспектах, в их разнообразных и повторяющихся взаимосвязях.
Предметом социологии, с точки зрения П.А. Сорокина, должна стать общественная жизнь и её процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. У П.А. Сорокина речь идёт о «психо-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов – простейшее социальное явление («социальная клеточка»), из которого образуются более сложные общественные явления. П.А. Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику, которая изучает структуру социального явления и его основные формы, социальную механику (социальную физиологию), изучающую процессы взаимодействия людей (их поведение), и социальную генетику, задача которой – изучать развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Практическая социология – это прикладная дисциплина, опирающаяся на законы, формулируемые теоретической социологией [3,c.43-44]. Центральным понятием системы П.А. Сорокина является «ценность». Ценности он делил на классы: ценности, обретаемые в результате познавательной деятельности (Истина), эстетического удовлетворения (Красота), социальной адаптации и морали (Добро) и конституирующая все остальные ценности в единое целое (Польза). Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством этих четырёх универсальных категорий.
Значительный вклад внёс П.А. Сорокин в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности. Она гласит, что общество делится на страты (слои), которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. П.А. Сорокин выделял три формы социальной стратификации: экономическую, политическую, профессиональную. В этой связи учёный считал, что социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя социальные перемещения не только индивидов или групп, но и социальных объектов (ценностей), всего того, что создано или видоизменено человеком.
В своей работе «Социальная мобильность» он обратил внимание на проблемы перемещения людей в обществе в горизонтальном направлении (миграция) и в вертикальном (изменение социального статуса). Эти перемещения по-разному осуществляются в различных типах общества, но они составляют суть жизни такого живого социального организма, как общество.
Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина – это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма [3,c. 47-48].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социологию можно определить самым кратким образом как систематическое, научное изучение общества.
Однако такое определение является чрезмерно общим, оно может быть применимо и к другим наукам, изучающим общество, – к истории, политологии, юриспруденции, экономической теории и т.д. Поэтому для правильного понимания специфики социологии необходимо установить, что составляет объект ее исследования и каков ее предмет.
Основными источниками знаний социологов об обществе и жизнедеятельности в нем являются: исторический опыт, изучение реальных фактов социальной жизни, установление взаимозависимостей социальных фактов, изучение тенденций и закономерностей развития общества.
О. Конт считал, что в обществе существует прогресс, который понимался им как развитие и упрочение в обществе социального порядка. Отсюда его знаменитый лозунг: «Прогресс ради порядка». Решающей движущей силой общественного прогресса, считал он, является развитие человеческого духа.
Г. Спенсер первым ввел в научное словоупотребление применительно к социальному организму общеупотребимые в современной социологии категории «структура» и «функция». Подобно организму, утверждал он, прогрессивная дифференциация структуры общества связана с усложнением и дифференциацией его функций. В обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур.
Согласно Эмилю Дюркгейму, социальная реальность включена в универсальный природный порядок, столь же устойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам. На основе действия социальных механизмов аномии Э. Дюркгейм объяснил феномен самоубийства, которое представляет собой событие индивидуальное, а причины его социальны.
Вильфредо Парето стремился положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе и разработать такие принципы построения социологического знания, которые обеспечили бы его достоверность, надёжность и обоснованность. В. Парето придерживался позитивистской концепции науки об обществе и полагал, что социология является синтезом различных специальных общественных дисциплин – права, политэкономии, политической истории, истории религий и др. В. Парето предложил логико-экспериментальный метод исследования.
Социологическая доктрина, развиваемая Максом Вебером, наполнена скептицизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в понимающую и объясняющая науку.
С учетом сказанного становится понятным определение социологии, данное М. Вебером: «Социология – наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».
Питирим Сорокин создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).
Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.

ГЛОССАРИЙ

Социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Социальная система – целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.
Социальный дарвинизм – социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование, выявленные Чарльзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.
Социальный институт – это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Теория элит – концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества.
Идеальный тип – это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема.
Ценности – это разделяемые обществом или группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть для реализации потребностей людей.
Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Американская социологическая мысль. Тексты / сост. Е. И. Кравченко ; под ред. В.И. Добренькова. – М. : Изд-во МГУ, 1994.
2. Бачинин, В.А. История западной социологии : учебник / В.А. Бачинин. – СПб.: Изд-во Лань, 2002.
3. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учеб. пособие для вузов / А.Б. Гофман. – 2-е исправ. изд. – М. : Книжный дом «Университет», 1997.
4. История социологии : учеб. пособие / А.Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. А.Н. Елсукова [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Вышэйш. шк., 1997.
5. История социологии в Западной Европе и США : учебник для вузов / Г.В. Осипов [и др.] ; под ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М. : НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М), 2001.
6. Качалов, И.Л. Социология: учебно-метод. пособие для студ. неэкономич. спец. БГУИР всех форм обуч. / И.Л. Качалов. – Минск : БГУИР, 2004.
7. Кравченко, А.И. Социология : учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009.
8. Радугин, А.А. Социология : курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Библионика, 2004.
9. Социология : учебник для вузов / В.Н. Лавриненко ; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Категория: Социология | Добавил: dvogr
Просмотров: 35 | Загрузок: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]