bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [247]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [247]
Культурология [42]
Логика [258]
НГиИГ [116]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [82]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [169]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Философия

Контрольная работа
Подробности о скачивании 26.08.2010, 11:48
Рег. №_________
_______________
(дата)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени П.М. МАШЕРОВА»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Философия»

ТЕМА: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ»
(ВАРИАНТ № 26)

Работа __________________ Выполнила:
к защите студентка группы ЮР-13
«____» ___________ 200__ г. заочной формы обучения
________________________ Кержковская Екатерина Александровна
(подпись) № 20090136

Витебск 2010 г.

Содержание:

1. Понятие науки, специфика научного познания. 3
2. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. 5
3. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Формы научного знания. 8
4. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого. 12
5. Список использованной литературы 15

ТЕМА 26. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
1. Понятие науки, специфика научного познания.
Наука — форма познавательной деятельности челове¬ка (наряду с искусством, религией и т. д.), специфиче¬ской функцией которой выступают выработка и совер¬шенствование объективно-истинных знаний. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания — научное исследование, так и результат этой деятельности — научное знание. Далеко не всякое зна¬ние является научным. Имеются многообразные формы вненаучного знания — мифическое, художественное, бытовое и др. В наши дни широко распространяются и многими без¬думно воспринимаются знания из таких вненаучных сфер, как астрология, хиромантия, ясновидение и т.п.
Генезис и развитие науки непосредственно связаны с осознанием особой роли истинных представлений, кото¬рые определялась тем, что были благом для человека, служили опорой в его практических делах, открывали на¬дежные пути к овладению внешним миром. Но уже в древ¬ности было замечено, что истинность некоторого поло¬жения может быть кажущейся или случайной, а потому требовала глубокого изучения и обоснования. Объективно-истинное и обоснованное знание впоследствии стали называть научным.
Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл, формирующийся как продукт непо¬средственно практического отношения к внешнему миру. Здравый смысл имеет дело преимущественно с явления¬ми. На уровне явлений познаваемый объект отождествля¬ется с образом, получаемым в представлении.
Наряду с истинностью и обоснованностью научное знание обладает другими особыми характеристиками — системностью, направленностью на отражение сущност¬ных свойств изучаемых объектов, опережением практики. Специфичен язык науки. Однако все эти свойства, как и многие другие, являются вторичными по отношению к истинности и обоснованности, производны от них.
Задачи, связанные с открытием истинных положений и их обоснованием, породили потребность в специфическом языке науки.
Научный язык создается на базе общеупотребитель¬ной лексики. При этом посредством особого рода опре¬делений вводятся новые языковые выражения, уточня¬ются уже существующие и, таким образом, вырабатыва¬ется научная терминология, т.е. совокупность слов со спе¬циальным значением в рамках данной научной дисцип¬лины. За общеупотребительной лексикой сохраняется роль универсального средства популяризации научных знаний.
Итак, научное знание возникло на базе жизненно важ¬ных представлений, сложившихся в результате длитель¬ных наблюдений и практического опыта многих поколе¬ний людей, т.е. на базе того, что обычно называют здра¬вым смыслом. Решающее значение при этом имело осоз¬нание того факта, что предпосылкой и гарантом успеш¬ных действий в окружающем мире являются истинность и обоснованность такого рода представлений. Стремление людей сделать свои представления как можно более истин¬ными и обоснованными в конечном счете привело к возникновению научного знания и науки вообще. Эти черты определяют специфику ее развития по настоящее время.
Исторически наука исходит от знания, представленно¬го в определенных формах: 1) специализированное зна¬ние, характерное для искусств, ремесел, торговли, мелко¬го производства; 2) протонаука - подготовительный этап становления науки (сбор сведений, отдельные каузальные констатации при наблюдении за явлениями природы и т. п.); 3) паранаука - такие виды знания, как алхимия, астрология, теология, парапсихология, эзотеризм. По¬следний часто употребляется как синоним оккультизма. Данные виды знания нельзя вычеркнуть из общей ду¬ховной культуры людей. И все же паранаука лишает лю¬дей критически взвешенного взгляда на мир, одурманива¬ет часть населения.
Важнейший специфический признак науки заключа¬ется в том, что наука дает предметное объективное знание о мире (исследует природные, социальные, технические и т. п. объекты.). Наука представляет собой совокупность знаний о фактах и законах, приведенных в систему. Нечто существующее становится научным фактом тогда, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом (фотография, запись в виде высказываний, формул, магнитофонная и т. д.). Факт возникает как результат рациональной обра¬ботки данных наблюдений, их осмысления и понимания.
Наука выражает объективные законы явлений в абстрактных понятиях и схемах, которые в конечном сче¬те должны соответствовать действительности. В этом от¬личие науки от искусства, которое выражает познанное в конкретных художественных образах, допускающих воз¬можность вымысла, фантазии. Наука, как и все виды искусства, требует воображения. «Воображение, - считает А. Эйнштейн, важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете».
Кроме отмеченных, к другим признакам научного по¬знания, в отличие от обыденного, относятся: логическое обоснование и практическая проверка знаний; выработка специального искусственного языка (научной терминоло¬гии); осуществление междисциплинарных контактов че¬рез метаязык; применение специальных орудий, аппара¬туры, приборов; использование специфических методов и методологии исследования, призванной направлять науч¬ный поиск; допущение критического пересмотра оснований научного поиска; наличие системы ценностных ори¬ентации и целевых установок, основной из которых явля¬ется поиск объективной истины как высшей ценности на¬уки; наращивание знаний, не повторяя пройденного, что не исключает преемственности с приращением, так как каждый новый виток в развитии знаний опирается на предшествующий уровень; концептуальный и системный характер знаний; при известных условиях воспроизводи¬мость научных явлений.
2. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.
Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего, в структуре научного знания принято выделять эмпирический и теоретический уровни знания. А совокупность тех исследовательских процедур, которые ведут к достижению знания на этих двух уровнях, соответственно подразделяется на эмпирический и теоретический этапы научного исследования.
Оснований для выделения эмпирического и теоретического этапов в научном исследовании существует несколько. В частности, эти два этапа и уровня в научном исследовании различаются по гносеологической направленности исследования, по характеру и типу получаемого знания, по используемым методам и формам познания, по познавательным функциям, по соотношению чувственного и рационального коррелятов познания и ряду других признаков.
По гносеологической направленности эмпирический и теоретический уровни исследования различаются тем, что на эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними, без углубления в сущностные связи и отношения, а на теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями. На этом и основано различие в познавательных функциях, реализуемых на этих этапах познания. Главной познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, а на теоретическом — основной познавательной задачей является объяснение изучаемых явлений. Наиболее четкое различие между двумя уровнями познания проявляется в характере получаемых научных результатов. Основной формой знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых и раскрывается сущность изучаемых явлений. Соответственно различаются и методы, используемые при получении этих типов знаний. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе познания, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этане познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.
Кроме эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания необходимо выделить наличие третьего, более общего по сравнению с ними, – метатеоретического – уровня науки. Он состоит из двух основных подуровней: 1) общенаучного знания и 2) философских оснований науки.
Общенаучное знание состоит из следующих элементов: 1) частнонаучная и общенаучная картины мира, 2) частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы. Особо важное значение метатеоретический уровень знания играет в таком классе наук, как логико-математические. Показателем этой важности является то, что он оформился в этих науках даже в виде самостоятельных дисциплин – метаматематики и металогики.
Философские основания науки суть гетерогенные по структуре высказывания, включающие в свой состав понятия и термины как философские, так и конкретно-научные. Они являют собой второй случай кентаврового знания в структуре науки. Первым случаем такого рода знания являются рассмотренные выше интерпретативные предложения, связывающие теоретический и эмпирический уровни научного знания. Мы утверждаем, что имеет место полная аналогия между философскими основаниями науки и интерпретативными предложениями по структуре (смешанной), статусу (определения), функциям (мост между качественно различными по содержанию уровнями знания), природе (идентификация значений определенных терминов научных теорий и соответствующих философских категорий).
Таким образом, анализ структуры научного знания показывает ее трехуровневость (эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни) и n-слойность каждого из уровней. При этом характерно, что каждый из уровней зажат как бы между двумя плоскостями (снизу и сверху): эмпирический уровень знания – между чувственным знанием и теоретическим, теоретический – между эмпирическим и метатеоретическим, наконец, метатеоретический – между теоретическим и философским. Такая «зажатость», с одной стороны, существенно ограничивает творческую свободу сознания на каждом из уровней, но вместе с тем гармонизирует все уровни научного знания между собой, придавая ему не только внутреннюю целостность, но и возможность органического вписывания в более широкую когнитивную и социокультурную реальность – наличную культуру.
3. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Формы научного знания.
Метод как совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действитель¬ности служит прежде всего получению и обоснованию объективно-истинного знания. История их развития, пси¬хология творчества свидетельствуют о том, что новое в по¬знании рождалось не столько благодаря улучшению психо¬логических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования надежных методов ра¬боты. «При хорошем методе и не очень талантливый чело¬век может сделать многое. А при плохом методе и гениаль¬ный человек будет работать впустую и не получит ценных точных данных», — отмечал И.П. Павлов. По справедливому замечанию Леонардо да Винчи, методы предостерегают изобретателей и исследователей от обе¬щания себе и другим вещей, которые невозможны.
В структуре метода центральное место занимают правила. Правило есть предписание, устанавливающее порядок дей¬ствий при достижении некоторой цели. Пра¬вило является таким положением, в котором отражена за¬кономерность в некоторой предметной области. Эта зако¬номерность образует базовое знание правила.
В базовом знании интегрируются результаты самых разнообразных наук. Можно выделить философское, об¬щенаучное, конкретно-научное содержание научного метода.
Философское содержание составляют положения логи¬ки (диалектической и формальной), этики, эстетики. Все они, за исключением законов формальной логики, не существуют в форме жёсткой системы норм, рецептов или технических инструкций и фиксируются в самых общих ориентирах научного познания.
Концепции, положения которых справедливы по от¬ношению к целому ряду фундаментальных и частных на¬учных дисциплин, составляют базовое знание общенаучно¬го характера. Таковы положения математики, теоретиче¬ской кибернетики, семиотики, теории систем, синерге¬тики и других наук, оперирующих понятиями информации, сложности, системы, структуры, самоорганизации, модели, управления, элемента, знака, алгоритма, веро¬ятности, разнообразия, гомоморфизма и т.д.
Знания о совокупности принципов и методов, приме¬няемые в той или иной специальной научной дисципли¬не, составляют ядро конкретно-научной методологии. Спе¬цифический набор методологических средств имеют, на¬пример, исследования в биологии, физике, химии и т.д.
Знания, применяемые на предметно-чувственном уров¬не некоторого научного исследования, составляют базу его методики. Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность уз¬коспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения — инструкции, проек¬ты, стандарты, технические условия и т.д. Хорошее владение методикой — показатель вы¬сокого профессионализма.
Научные методы можно разделить по разным основа¬ниям — в зависимости от стоящих при их использовании задач. Позволительно, в частности, говорить о методах общих и специфических, практических и логических, эмпирических и теоретических, употребляемых при от¬крытии и обосновании. Общими мы называем методы, которые применяются в человеческом познании вообще, в то время как специфическими — те, которыми пользует¬ся только наука. К первым относятся анализ, синтез, аб¬страгирование, сравнение, индукция, дедукция, анало¬гия и др.; ко вторым — научное наблюдение, экспери¬мент, идеализация, формализация, аксиоматизация, вос¬хождение от абстрактного к конкретному и т.д.
Практическими являются методы, применяемые на практическом, т.е. предметно-чувственном уровне науч¬ного познания, в то время как логические методы — это логические «фигуры», которые являются результатом обобщения миллиарды раз повторяющихся практических действий. К числу первых относятся наблюдение, изме¬рение, практический эксперимент, предметное модели¬рование, к числу вторых — доказательство, объяснение, выведение следствий, оправдание, мысленный экспери¬мент, знаковое моделирование и др. Одновременно на¬блюдение, измерение, практический эксперимент, пред¬метное моделирование относятся к эмпирическим мето¬дам, как и сопровождающие их и с ними «слитые» дока¬зательство или выведение следствий. Такие методы же, как идеализация, мысленный экс¬перимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими.
Существуют методы, приспо¬собленные преимущественно к обоснованию знаний (экс¬перимент, доказательство, объяснение, интерпретация), Другие же «работают» больше на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия).
Особый разговор о методах научно-технического твор¬чества, в процессе которого научное исследование, от¬крытие нового соединяется с его созиданием, изобретени¬ем. Субъект научно-технического творчества синтезирует в себе качества ученого и инженера. Его важнейшая задача состоит в том, чтобы знания, фиксирующие действия фун¬даментальных природных сил, подвергнуть жесткой целе¬вой обработке и создать искусственное техническое устрой¬ство (артефакт), способное выполнять некоторые операци¬онные обязанности за человека.
Характер методов существенно определяется предме¬том исследования, степенью общности поставленных за¬дач, накопленным опытом и другими факторами. Мето¬ды, подходящие для одной области научных исследова¬ний, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. Учение о методах называется методологией. Она стре¬мится упорядочить, систематизировать методы, чтобы ус¬тановить пригодность их применения в различных облас¬тях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, сред¬ства и действия являются необходимыми и достаточны¬ми, чтобы реализовать определенные научные цели, и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. Методология - наиболее об¬щая теория метода. В современном представлении под ме¬тодологией подразумевается система исходных, осново¬полагающих принципов, определяющих способ подхода к явлениям, характер и направленность познавательной, оценочной и практической деятельности.
В соответствии со структурой науки выделяются уров¬ни: а) философской методологии, рассматривающей об¬щие принципы познания и категориальный строй науки; б) общенаучных принципов и форм исследования (теоре¬тическая кибернетика, системный подход), применяемых в различных отраслях науки; в) конкретно-научной мето¬дологии, т. е. совокупность методов, принципов и проце¬дур исследования, используемых в конкретных научных дисциплинах; г) методики и техники исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверных эмпирических данных и их первичную обработку.
Основными формами научного зна¬ния являются идея, проблема, гипотеза, теория (концеп¬ция).
Идея — понятие, обозначающее смысл, значение, сущ¬ность вещи. Идея выступает в качестве принципа объясне¬ния явлений, отражает ценностное отношение к сущему, намечает выход за пределы наличного знания.
Проблемы вырастают из потребностей практической деятельности человека в ходе стремления к новому зна¬нию. Проблемы возникают либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при становлении двух различных теорий, либо в результа¬те столкновения теории с наблюдениями. Постановка проблемы включает в себя предварительное знание путей ее решения. Разрешение одной научной проблемы ведет к появлению новых проблем, ибо расширение круга зна¬ний сопровождается увеличением области неизведанного. Проблема есть единство неизвестного и известного, незнания и знания. Без поста¬новки вопросов целенаправленный научный поиск невоз¬можен, а без ответов на поставленные вопросы наука ос¬танется лишь собранием предположений. Решить пробле¬му означает обосновать выбор более истинной (эмпириче¬ски богатой, логически совершенной) теории.
Необходимым моментом развития научного знания выступает выдвижение, обоснование и доказательство ги¬потез. Гипотеза - знание, в основе которого лежит пред¬положение, это еще не доказанное теоретическое построе¬ние (рассуждение). Одни гипотезы носят предваритель¬ный характер, служат для первоначальной систематиза¬ции фактов, другие используются для более глубокого объяснения фактов и со временем, после подтверждения их практикой, могут стать достоверными теориями. Часто в науке одновременно существует несколько конкурирую¬щих между собой гипотез. Одним из методов теоретиче¬ского исследования является гипотетико-дедуктивный. Этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из системно связанных между собой гипотез и других по¬сылок, истинное значение которых неизвестно. Заключе¬ние, полученное на основе данного метода, носит вероят¬ностный характер.
Обоснование и доказательство гипотезы превращает ее в теорию. Теория отражает закономерности, сущностные характеристики определенной области действительности. По своему строению научная теория представляет собой целостную и внутренне дифференцированную систему взаимосвязанных понятий, законов и высказываний об изучаемых объектах. В построении теории участвуют ло¬гика и методология, философские установки и ценност¬ные факторы.
Образ науки в наше время меняется. В науку все более проникают методы, основанные на новых технологиях, а также новые математические методы. Научное знание ус¬ложняется, знания разных наук перекрещиваются, вза¬имно оплодотворяя друг друга. Сфера научного познания расширяется и углубляется. Наука перешла к исследованию объектов принципиально нового типа - сверхслож¬ных, самоорганизующихся систем, включающих в себя человека, машины, технологии, экосреду, социокультур¬ную среду, все социальные объекты, рассматриваемые в аспекте функционирования и развития. Возникновение нового типа рациональности нельзя трактовать упрощен¬но в том смысле, что каждый новый этап полностью отбра¬сывает представления и методологические ориентации предшествующих этапов. Напротив, между ними имеется преемственность.
4. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого.
Важнейшими нормами научной этики являются: отри¬цание плагиата; неприятие фальсификации данных экс¬перимента; бескорыстный поиск и отстаивание истины; результат должен быть новым знанием, логически, экспе¬риментально обоснованным.
Социолог науки Р. К. Мертон (XX в.) называет такие ценности науки: а) универсализм - истинность утвержде¬ний независимо от возраста, пола, авторитета, титулов, зва¬ний тех, кто их формулирует; б) открытость знаний для дальнейшего использования; в) бескорыстность как сти¬мул научной деятельности; г) организованный скептицизм, т.е. каждый ученый несет ответственность за оценку добро¬качественности того, что сделано им и его коллегами.
Чтобы стать полноценным научным работником, надо помимо профессионализма, методологической вооруженности, диалектического стиля мышления выработать оп¬ределенные социально-психологические качества. Они формируются как через коллектив, общение, так и инди¬видуально. Среди этих качеств одно из важнейших - твор¬ческая интуиция. Надо быть «вписанным» в коллектив и одновременно проявлять самостоятельность, оригиналь¬ность, быть «терпимым» к людям, идеям и вместе с тем принципиальным. Ученый, наряду с уверенностью, постоянно сомневается, стремится обнародовать свои резуль¬таты и нередко ограничивает это желание, чтобы сохра¬нить авторское право на идеи, стремится к «многознанию», широкой информированности и порой противится этому, чтобы не оказаться в плену чужих мыслей, не пере¬гружать себя часто ненужной информацией.
Обозначенный Мертоном универсализм в науке (свое¬образная «научная демократия») не исключает научную иерархию, стратификацию участников научного сообще¬ства по степеням и званиям (научную элитарность). Это исключает «уравниловку» в науке и создает благоприят¬ную конкуренцию для проявления учеными своих способ¬ностей, одаренности. В современном динамичном мире весьма важно, чтобы научные работники не замыкались на отдельных темах, направлениях исследований и проявляли мобильность, умение переключаться на иные темы, что предполагает широкий, гибкий, творческий стиль мышления. Конечно, широта мышления должна соче¬таться с глубоким профессионализмом, в том числе в уз¬кой специализации научной деятельности.
При оценке результативности науки необходим кон¬кретный подход к конкретным научным идеям, затраги¬вающим интересы живущих и будущих поколений. А для этого необходимо широкое, гласное, демократическое, а главное, компетентное обсуждение предлагаемых реше¬ний. Сложность состоит в том, что широкое участие людей в экспертизе и компетентность могут оказаться несовмес¬тимыми.
Метафизическое разъединение науки и нравственности порой приводит к тому, что многие ученые считают своим долгом лишь поиск «чистой» истины, а практическое при¬менение и учет последствий якобы должны осуществлять другие специалисты. Конечно, разделение труда в науке, как и в любой деятельности, существует, но от ученого требуются высокое самосознание и чувство нравственной ответственности за возможные последствия тех или иных предлагаемых научных проектов (особенно в генной ин¬женерии, биотехнологии, биомедицинских и генетиче¬ских исследованиях человека). Идея неограниченной сво¬боды исследования, которая была прогрессивной на про¬тяжении многих столетий, ныне не может приниматься безоговорочно.
Знание не всегда ведет к добродетели (например, созда¬ние на основе научного знания оружия массового уничто¬жения людей). Но отсюда не вытекает, будто путем к доб¬родетели является невежество. Сейчас сталкиваются по¬зиции сциентизма (слепого преклонения перед наукой) и антисциентизма (страха перед наукой). Оправданными можно считать только те научные решения, которые вос¬приняты обществом на основе достаточно полной инфор¬мации и где наличествует не только высокий профессио¬нализм, но и учтены социальные, экологические и мо¬ральные компоненты (последствия).
Наука имеет фундаментальную и инструментальную ценность, выполняет праксиологическую функцию, ибо в конечном счете нацелена на благо общества и человека, способствует эффективному осуществлению социальных технологий в хозяйственно-экономической, политиче¬ской, управленческой, образовательной и иных сферах. Мировоззренческая ценность науки заключается в том, что наука формирует стратегическую позицию человека к Действительности, цели, ценности, идеалы.

5. Список использованной литературы:

1. Идеалы и нормы научного исследования / Под ред. В.С. Степина. Минск, 1982.
2. Основы философии: Учеб. пособие для вузов/ В. Н. Калмыков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 2003. .
3. Философский энциклопедический словарь. М.1989.
4. Фролов И.Г., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1986
5. Философия: учебник [для вузов]/ П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект; М.: Велби, 2007.
6. Философия: Учеб. пособие для вузов/ Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Пер Сэ, 2001.

Категория: Философия | Добавил: Willissa
Просмотров: 2204 | Загрузок: 18
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]