bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [247]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [247]
Культурология [42]
Логика [258]
НГиИГ [116]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [82]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [169]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » Философия

Контрольная работа "Философия вариант 15"
Подробности о скачивании 27.09.2011, 14:41
СОДЕРЖАНИЕ

1. Категории движения, развития, изменения, прогресса и их взаимоотношение 3
2. Диалектическая и иные трактовки развития 8
3. Проблемы источника развития и его критерии 10
4. Законы развития 13
Список использованных источников 16

1. КАТЕГОРИИ ДВИЖЕНИЯ, РАЗВИТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОГРЕССА И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЕ

Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.
Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность. Современная общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов развития, показывает, что общественный прогресс есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности человека.
Единый мировой процесс развития - это непрерывное усложнение организации, происходящее в результате взаимодействия объективной необходимости со столь же объективной стохастичностью Вселенной. Реальность такова, что необходимость не исключает случайность, но определяет потенциальные возможности развития, которые описываются законами природы.
Единый процесс развития охватывает неживую, живую природу и общество. Все это - звенья единой цепи, и поэтому естественно попытаться описать весь процесс развития на одном языке, в рамках единой схемы, с использованием общей терминологии. В качестве ключевых понятий взята дарвиновская триада: изменчивость, наследственность, отбор [1, c. 128].
Изменчивостью называются любые проявления стохастичности и неопределенности. Они составляют естественное содержание всех процессов микромира, но имеют место и на макроуровне. Неопределенность и стохастичность лежат в основе функционирования всех механизмов нашего мира и порождают многочисленные проблемы философского и социально-научного характера. Их далеко не всегда можно объяснить - далеко не всегда ясны причины возникновения стохастичности и неопределенности. Но изменчивость является фактом - одним из основных “эмпирических обобщений”, с которыми исследователям непрерывно приходится сталкиваться.
Вместе с тем изменчивость - случайность и неопределенность - проявляется не сама по себе, а в контексте необходимости, т.е. законов, управляющих движением материи и развитием ее организационных форм.
По существу, все развитие нашего мира можно представить моделью некоего турбулентнообразного движения материи - как непрерывное образование новых форм организации, их неизбежное разрушение, последовательность переходов от одних состояний к другим. Различие будет заключаться лишь во временных масштабах, в степени детализации анализа и характере интерпретации результата.
Движение, - понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции - с самых ее истоков - конституируются альтернативные трактовки движения: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус движения, последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, "познание движения необходимо влечет за собой познание природы"). В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро. Гольбах, Энгельс, Д.Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на движение не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Движение, предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой.
Понимание прогресса связано с более общими ка¬тегориями, такими, как изменение, движение, раз¬витие. Анализ истории человечества показывает, что в общественном развитии имеют место восхождение, или прогресс, цикличность, или повторение, деструк¬тивные процессы, или регресс.
Абсолютизация какого-либо одного из направлений в социальной жизни приводит к одностороннему вос¬приятию человеческой истории. В действительности же общественное развитие многопланово, хотя, как показывает всемирно-исторический опыт развития человечества, прогрессивная тенденция является пре¬обладающей, но на практике в чистом виде она ни¬когда не существовала.
В античном обществе господствовала преимуще¬ственно идея круговорота, ибо античный чувственно-материальный космос обязательно требовал идеи вечного возвращения. Подобное вечное круговраще¬ние хаоса и космоса было в античности не только понятно и убедительно, но и успокоительно и уте¬шительно. Душа существует вечно и каждый раз после смерти человека отделяется от тела, а затем появляется в ином образе в неизменном плане. По¬этому мировоззрение античного человека антиисто-рично, и в этом больше всего ощущается его связь с мифологией. Античный космос лишен цели, ибо он «что», а не «кто», следовательно, мироощущение античной эпохи фаталистично.
Христианство выдвинуло концепцию движения человечества к более совершенному миру, реализа¬ции божественно установленной цели. Здесь уже об¬наруживается история, хотя она и предопределена про¬видением. Картина общества впервые формулирует и обосновывает цель бытия, а именно: максимальное приближение человека к Богу, что возможно лишь на путях преодоления греховной природы людей и нравственного самосовершенствования каждого ин¬дивида. Конкретным идеалом для поведения людей выступает образ Иисуса Христа — духовного спа¬сителя человечества, воздействующего на них си¬лой собственного примера, не прибегая к насилию. Поэтому уже мировоззрение средневекового чело¬века преимущественно аскетичного склада ума, ибо на первое место выдвигаются обретение духовных ценностей и личное спасение. Для культуры фео¬дальной эпохи была свойственна не идея круга или поступи вперед, а идея «преображения», т.е. стрем¬ления к качественному изменению внутреннего мира человека, позволяющему лучше осознать бо¬жественное предназначение и подлинный смысл его жизни.
С эпохи Возрождения утверждается прогрессивное понимание истории. При этом прогресс мыслится тоже как реализация цели, только не божественной, а при¬родной, как естественная необходимость становления общества Разума. Поэтому мировоззрение человека Нового времени уже преимущественно рационалис¬тично, а значит, и антропоцентрично, ибо в качестве субстанции общества рассматривается самодовлеющая монада — индивид, замкнутый на своих устремлениях и интересах. Впервые эта индивидуалистическая теория общества в противовес корпоративному строю феодализма была всесторонне обоснована Гоббсом.
На последующем этапе развития общества наряду с традицией понимания истории как прогрессивной смены общественно-экономических формаций сильны позиции сторонников социального круговорота, тео¬рии локальных культур и концепций социальной дег¬радации. Мировоззрение современного человека пре¬имущественно эклектично, ибо перед лицом возмож¬ной всеобщей гибели человечества идет интенсивный поиск объединяющего принципа, который бы служил обоснованием идеи выживания. Не исключено, что таковым может стать принцип антропокосмизма. Пока же, осмысливая ход всемирной истории, мы можем только констатировать: для прошлых времен при всем многообразии линий социального развития объективно преобладала линия прогресса.
Адекватное осознание прогрессивной тенденции в каждый исторический период для его современ¬ников было затруднено многочисленными фактами социальной несправедливости, войнами, переворо¬тами, гибелью человеческих популяций и даже го¬сударств. Неудивительно поэтому, что подходы к пониманию общественной жизни были весьма раз¬личны: в античную эпоху интегрирующим принци¬пом была идея фатума, послужившая позже источ¬ником фатализма как философского течения, в сред¬ние века — идея преображения, в Новое время — идея разумного эгоизма.
Выявление прогрессивной линии общественного развития затруднено из-за нечеткой постановки воп¬роса о сущности самого прогресса и его критериях. Дело в том, что феномен прогресса не носит уни¬версального характера, ибо прогресс — это такой вид социальных изменений, который характеризу¬ется наличием поступательных процессов в обще¬стве и связан с выдвижением цели общественного развития. Он отнюдь не исключает в развитии со¬циального организма противоположные тенденции попятного движения в обществе, ведущие к обще¬ственному регрессу [4, c. 141].
Поэтому характеризовать прогресс только как по¬ступательное развитие недостаточно, поскольку его восходящая и нисходящая линии имеют место так¬же в неживой природе, и в единстве они образуют космический круговорот. Поэтому анализ сущнос¬ти прогресса необходимо осуществлять через цель деятельности. Именно сопоставление результата с целью (идеалом) может служить критерием самосо¬вершенствования общества или, наоборот, его дег¬радации. Не случайно сегодня остро ставится воп¬рос о том, какой ценой следует добиваться перехода общества к более высокому состоянию, и стоит ли вообще это делать, если жертвы, приносимые на алтарь прогресса, несопоставимы с ожидаемым ре¬зультатом. В этой ситуации возрастает роль разра¬ботки системы критериев общественного развития, прогресса с учетом его многонаправленности, мно¬гогранности и своевременности смены ведущих кри¬териев в оценке уровня прогресса и возможностей двигаться дальше в избранном направлении. И так как всех критериев оптимальности и факторов про¬гресса системы, особенно такой, как человеческое общество, может быть бесконечное множество, то, исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система меняет их или приходит к применению других. Возникают все но¬вые и новые «ветви» прогресса, который становит¬ся бесконечным.
Действительно, использовав все возможности на¬ращивания производства материальных вещей и при¬дя к осознанию «предела роста», человечество имеет шанс переключиться на развитие духовного производ¬ства, т.е. перейти к развитию «богатства человечес¬кой природы», приумножению сущностных сил чело¬века как самоцели, решить проблемы исследования, освоения и заселения Космоса.


2. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И ИНЫЕ ТРАКТОВКИ РАЗВИТИЯ

Категорию развития обычно определяют как процесс необратимых изменений системы. Для уточнения часто добавляют, что этот процесс состоит в переходе от низшего уровня организации системы к высшему и от простого к сложному.
Как философская концепция, идея развития наиболее полно была сформулирована Гегелем, но она имела идеалистический характер и относилась к развитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо от чьего-либо сознания. Если освободить гегелевскую концепцию от весьма сложных спекулятивно-идеалистических формулировок, то ее рациональный смысл сводится к тому, что по законам диалектики развиваются мысль, система идей или теория. Поскольку же между мышлением и бытием в философии Гегеля постулируется тождество, то тем самым законы диалектики оказываются применимыми и к бытию.
Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Согласно триаде, развитие начинается с определенного позитивного утверждения, или тезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез [4, c. 147].
В отличие от идеалистической диалектики в марксистской философии всегда подчеркивался материалистический характер развития, совершающегося в природе и обществе. Более конкретное представление о процессе развития дается в законе отрицания отрицания, который отображает поступательный характер развития. В качестве геометрического образа для иллюстрации обычно обращались к фигуре спирали, поскольку она показывает поступательное движение по восходящей линии, в котором происходит повторение на более высокой стадия определенных стадий и моментов развития. Именно такая схема служила для пояснения категории развития в природе и обществе, результатом которого является возникновение новых, более сложных структур и систем.
Говоря о противоречиях, необходимо четко отличать противоречия развития от противоречий формальнологических, которые запрещаются логикой. Действительно, согласно известному логическому закону непротиворечия а правильном рассуждении недопустимо одновременно утверждать суждение А и его отрицание не-А, т.е. их конъюнкция будет всегда ложным суждением, а из него логически можно вывести как истину, так и ложь. В результате этого исчезнет различие между истиной и ложью, что приведет к нарушению логической последовательности не только в научных, но и в любых рассуждениях вообще.
Критики диалектики обычно ссылаются именно на этот аргумент, заявляя, что допущение противоречий приводит к разрушению науки. Следует, однако, не путать формально-логические противоречия с противоречиями развития научного познания. Такие противоречия действительно обнаруживаются в ходе развития науки и выражаются в несоответствии между старыми методами объяснения и вновь открытыми фактами и данными. Когда старые идеи и теории оказываются не в состоянии понять и объяснить новые факты, тогда они приходят в противоречие с ними. Такие противоречия представляют собой проблемы для науки и на их разрешение направлена вся исследовательская деятельность ученых.

3. ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКА РАЗВИТИЯ И ЕГО КРИТЕРИИ

Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центральных в философии и обществознании в целом. Долгое время вопросы опреде¬ления источника движения и развития являлись объек¬том споров и дискуссий. И только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутреннего источника полу¬чила собственно диалектическое категориальное вы¬ражение в классической немецкой философии. Под ним понималось противоречие.
Источниками развития любого социального явле¬ния выступают те факторы, которые тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, тех¬нологическое разделение труда, наука, образование). Источник — это наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие, и только оно.
К движущим же силам относятся факторы, направ¬ляющие процесс внутреннего спонтанного развития общества. Само различие источников и движущих сил органически связано с проблемой «раздвоения» при¬чинности. Причины делятся на непосредственные и опосредованные.
Если непосредственная причина является «делаю¬щей», то опосредованная действует как стимулятор, ускоритель, мотив, цель, словом, выступает в роли движущей силы «делающей» причины. Движущая сила развития охватывает собой и другие факторы, через которые опосредствует действие источников.
Противоречие служит одновременно и источником, и самой главной движущей силой (особенно в процес¬се его разрешения) развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию. Более того, роль про¬тиворечия не ограничивается таким импульсом, а пред¬ставляет собой постоянно действующую детерминан¬ту движения и развития.
К движущим силам общественного развития отно¬сят весьма разнообразные общественные явления: со¬циальные противоречия, производительные силы, спо¬соб производства и обмена, разделение труда, продол¬жительные действия больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, революции, потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др.
В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы, как потребности, ин¬тересы и цели.
Потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельно¬сти организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают биологические и со¬циальные потребности. Социальные потребности зависят от уровня развития общества, а также от спе¬цифики условий деятельности людей. Они, являясь основой общественного развития, объективны [3, c. 196].
Осознанные обществом, классами, группами или индивидами потребности выступают в качестве ин¬тересов (от лат. interest — имеет значение, важно). Социальный интерес — реальная причина соци¬альных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями, помыслами, идеями и т.д. индивидов, социальных групп, клас¬сов, участвующих в них. Так, еще Гельвеции заме¬тил: «Если физический мир подчинен закону дви¬жения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный вол¬шебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».
Интересы отражают направленность деятельности общества на удовлетворение потребностей. В основе интереса лежат только такие потребности, необходи¬мость удовлетворения которых имеет основание, мо-тивацию. Лишь при положительной мотивации они переходят в интересы, которые предполагают осознан¬ное стремление к удовлетворению и порождают ак¬тивную деятельность. Именно руководствуясь своими интересами, люди поступают определенным образом. Это и дает основание выделить мысль о том, что инте¬ресы двигают жизнью народов.
В форме интересов движущие силы развития произ¬водства предстают в более конкретном виде, а степень реализации их возможностей возрастает (воплощение достижений науки, социальных мыслей, идей и т.д.). Поэтому знание и понимание сущности интересов важ¬ны и для практических дел. Как заметил К. Маркс, «идея» неизменно посрамляла себя, как только отделя¬лась от «интереса». По этому же поводу В.И. Ленин писал, что «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обма¬на и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыс¬кивать интересы тех или иных классов».
Различают интересы по степени общнос¬ти — индивидуальные, групповые, общественные; по сферам направленности — экономические, политические, духовные; по хара¬ктеру субъектов — национальные, государственные, партийные; реальные и мнимые; стихий¬ные и сознательные; прогрессивные и реакционные, консервативные.
Тенденцию возникновения новых потребностей, их все большего разнообразия и обогащения, вытекаю¬щего из прогрессивного развития общественного, преж¬де всего материального, производства, называют за-коном возвышения потребностей.
Потребности производятся точно так же, как и продукты, и различные трудовые навыки. В зако¬не развития человеческой природы заложено то, что как только удовлетворяется один круг потреб¬ностей, они высвобождаются и создаются новые. Вне и помимо закона возвышения потребностей не может быть развития личного, субъективного фак¬тора производства, непосредственных производи¬телей материальных средств жизни, т.е. развития самого общественного производства. Следователь¬но, закон возвышения потребностей проявляет себя через противоборство разнонаправленных тенден¬ций, механизм его действия сложен и противоре¬чив. Именно закон возвышения потребностей по¬рождает необходимость приобщения трудящихся к высотам научного образования, художественной культуры, управленческой деятельности и т.д., а не благие пожелания правителей, как это утверж¬дают многие.
Без потребностей производство было бы бесцельно, а без интересов и вообще невозможно.
Цели выступают следующей за интересами ступе¬нью развертывания движущих сил. Будучи превра¬щенной формой интереса, они содержат элементы пос¬леднего, точно так же, как в интересе всегда есть не¬что от факторов, его породивших. «...В истории обще¬ства действуют люди, одаренные сознанием, посту¬пающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь нич¬то не делается без сознательного намерения, без желаемой цели».
Цели выражают идеальные представления о резуль¬тате, к которому стремится субъект в процессе дея¬тельности, и являются третьей формой движущих сил, звеном, соединяющим условие (причину) и результат деятельности (следствие). Определяемые потребностя¬ми и интересами, цели выступают как идеальный, мысленный образ создаваемой людьми ценности. Они соединяют в себе сегодняшнее с будущим в деятель¬ности человеческого общества.

4. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ

Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим следует, что никакое развитие невозможно без отрицания отрицания. Всеобщий характер отрицания признается и диалектиками и механицистами. Однако механистическое понимание отрицания выступает в двух формах: 1) полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизация момента деструкции, разрушения, 2) абсолютизация момента преемственности в развитии Диалектическая философия отвергает абсолютизацию моментов разрушения в от ношении к предыдущим этапам развития, так как деструктивность исключает прогрессивное движение системы. Прогрессивное развитие предполагает отрицание-снятие, конструктивное отрицание. При деструктивном типе отрицания решающую роль играют внешние по отношению к системе факторы. Конструктивные отрицания детерминируются в основном внутренними факторами, противоречиями. Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание -самоотрицание как необходимый момент развития, связь низшего и высшего, менее со вершенного и более совершенного. Гегель считал ядром своего диалектического метода установку на противоречивость и триаду.
Триадичность: тезис- антитезис - синтез означает, что отрицание тезиса, а затем и антитезиса не является уничтожением предмета, а развитием всего содержания последнего. Синтез есть объединение тезиса и антитезиса, достижение более высокого содержания, в отличие от простого их сложения здесь нечто новое, основанное на преодолении противоречий предыдущих этапов развития. Синтез выступает как итог с развития и содержательной стороны характеризует поступательность движения. Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик объекта, материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным. Многообразие мира может характеризоваться со стороны качества и количества. Качество - это совокупность свойств предмета, системы в целостности, определенности и выделенности из окружающего фона. Количество характеризует предмет по степени его развития или интенсивности присущих ему свойств, выражаемых в величинах или числах. Изменения качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных или информационных компонентов системы. Количество и качество выступают как нечто раздельное лишь в абстракции, реально же они суть разные характеристики определенных объектов. Качество всегда количественно, а количество качественно. Однако их неразрывная связь не означает их слияния, граница определяется при установлении системы отсчета, выделении предмета исследования. Качество и количество связаны в мере. Мера это количественная граница данного качества, в которой качество проявляется в своей определенности. Процесс коренного изменения качества, надлом старого и рождение нового есть скачок [2, c. 109].
Закон "единства и борьбы противоположностей" всеобщ. Он усматривает импульсы движения и развития мира в нем самом, в порождаемых им самим противоречиях, в неразрывном единстве и борьбе противоположных сторон. Слово "борьба" употребляется скорее метафорически имеет смысл лишь в составе формулы "единство и борьба". Такое понимание не провоцирует на упрощенное толкование сути закона, механическое соединение диалектически противоположных сторон. Противоречие неотрывно от движения, как и развитие от противоречия. В противоречиях - и единство, и борьба. В этой связи "закон единства и борьбы противоположностей" в содержательном плане идентичен "закону диалектической противоречивости". Сами противоположности находятся в движении и развитии. В развитии противоречий модно выделить следующие этапы или состояния:1) гармоний, 2) дисгармония, 3) конфликт. По Аристотелю, гармония вообще возникает из противоположностей... Гармония… есть согласие разногласного". Традиции античной мысли богаты своими "выходами" в современную проблематику развития. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, развитием одной стороны за счет другой. При конфликте, столкновении обостряются взаимоотношения между противоположностями, преобладает разнонаправленность и взаимоотрицание, что ставит под вопрос само существование системы. Единство и борьба противоположностей является источником и главной движущей силой развития. Существование множества противоречий предполагает их деление по степени охвата действительности, выделяются два типа: 1) 0бщедиалектические охватывающие материальную и духовную действительность, 2) специфически-диалектические, подразделяющиеся также на а) противоречия материальных систем и б) диалектические противоречия познания. Рассмотрим, например, внешние и внутренние противоречия. Данные эволюционной теории, генетики и философии свидетельствуют, что импульсы к развитию системы заключены внутри нее. Для вида, популяции мутации результат внутренних противоречий, однако внешние факторы существенным образом определяют направление изменчивости. Удельный вес каждого из противоречий устанавливается конкретно, но в общей форме обнаруживается неразрывность внешних и внутренних противоречий. Однако источником развития являются внутренние и внешние противоречия системы, саморазвивающейся при ведущей роли внутренних противоречий. Рассмотренные законы диалектики с трех различных сторон характеризуют развитие: закон диалектической противоречивости - источник , импульс, развития; закон перехода количества в качество - механизм возникновения новых качеств; закон отрицания отрицания - характер и форму прогрессивно направленных изменений. Первый закон дает ответ на вопрос: почему совершается развитие?, второй - на вопрос: как происходит развитие?., третий - на вопрос: каков характер поступательного развития?. Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга, вплоть до полного слияния. Их единство многогранно. Основа этого -взаимодополнение в развитии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Философия и методология науки: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 551 с.
2. Философия. Основные идеи и принципы: Популярный очерк. Под общ. ред. А.И. Ракитова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 368 с.
3. В.В. Орлов. Основы философии в двух частях. Часть 1 Диалектический материализм. Учебное пособие. Издательство Томского университета Пермское отделение 1991год..
4. Философия. Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.
5. Философия: Учебное пособие для вузов. Ч.1 : История философии. Под ред.: В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 374 с
6. Ильин В. В. "Мера" // "Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики". Л., 1985
7. "Философский энциклопедический словарь". М., 1983.
Категория: Философия | Добавил: yaneyev
Просмотров: 1674 | Загрузок: 24
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]