bsuir.info
БГУИР: Дистанционное и заочное обучение
(файловый архив)
Вход (быстрый)
Регистрация
Категории каталога
Другое [37]
Белорусский язык [247]
ВОВ [92]
Высшая математика [468]
Идеология [114]
Иностранный язык [633]
История Беларуси [247]
Культурология [42]
Логика [258]
НГиИГ [116]
Основы права [8]
Основы психологии и педагогики [7]
Охрана труда [7]
Политология [179]
Социология [120]
Статистика [31]
ТВиМС [83]
Техническая механика [43]
ТЭЦ [82]
Физика [146]
Философия [169]
Химия [76]
Экология [35]
Экономика предприятия [35]
Экономическая теория [169]
Электротехника [35]
ЭПиУ [44]
Этика [5]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файловый архив
Файлы » Общевузовские предметы » История Беларуси

Контрольная работа на тему: «Формирование белорусского этноса»
Подробности о скачивании 16.04.2014, 10:22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

Контрольная работа

на тему: «Формирование белорусского этноса»

МИНСК 2013

Оглавление

Введение…………………………………………...………………………………3
1. Заселение белорусских земель. Формирование этнических сообществ……5
2. Основные периоды этнической истории Беларуси…………………..……..12
3. Восточные славяне – основное население Беларуси………………...……..16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22


Введение

Вопрос происхождения белорусов имеет важное научно-познавательное значение. Кто такие белорусы? Где наши корни? Когда и под воздействием, каких факторов сложился белорусский этнос? Каков был путь его становления и развития, превращения в нацию? На все эти вопросы, уже долгие годы, множество учёных ищет ответы, однако они не потеряли своей актуальности. Белорусский этнос возник в результате длительных исторических процессов. Его этнокультурный фундамент сложился в эпохи античности и раннего средневековья, но после этого белорусы прошли еще долгий путь, прежде чем обрели современное имя и четкое самосознание.
Проанализировав исторические аспекты происхождения белорусов исходя из того факта, что этногенез народа – сложный исторический процесс, имеющий свои истоки, свои периоды, хронологические рамки, особенности которых необходимо выяснить, мы попробуем разобраться в самом содержании этногенеза белорусов, тех тенденциях, которые определяли его развитие.
Так что же собой представляет само понятие этногенез?
Этногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов. Иными словами этногенез – это происхождение народа, процесс его становления и формирования. Этническая история представляет собой процесс развития этноса с момента его возникновения и до исчезновения с исторической арены. Этнос – это устойчивая общность людей, которых объединяет общая история, общая этническая территория, язык, культура и самосознание.
За время своего развития этнос проходит три основных этапа:
1. Племя – этническая общность с неразвитой социальной структурой, которая возникает на стадии разложения первобытного общества. В период племени формируются различия (профессия, материальное положение, управление).
2. Народность – это этносоциальная общность людей близких по происхождению и бытовой культуре с общим языком (при наличии диалектов), этнической территорией и государством. Создаётся на основе племен, слабые культурно-экономические связи, наличие региональных особенностей в культуре и быте, неопределенность этнического самосознания.
3. Нация – это этносоциальная общность, которая характеризуется высокой ступенью консолидации общества. Все признаки этноса ярко проявляются.
Известно, что среди ученых нет единого мнения как о времени появления белорусов, как этноса, так и о предках современных белорусов, этногенез белорусов достаточно противоречив. Поэтому изучение формирования белорусского этноса является одновременно интересным и сложным вопросом.

1. Заселение белорусских земель

История человечества исчисляется несколькими миллионами лет. Первые люди, вероятнее всего, выделились из мира животных на территории Восточной Африки. Это процесс связан с началом изготовления орудий труда. Основным материалом долгое время был камень, преимущественно кремень, поэтому первая и наиболее продолжительная эпоха в истории человечества именуется каменным веком. Расселение человека по планете затянулось на миллионы лет, и на территории современной Беларуси первые люди, возможно, появились в эпоху среднего палеолита (мустье). В пользу этого свидетельствуют находки орудий труда мустьерского облика возле деревень Подлужье Чечерского, Клеевичи Костюковичского и Абидовичи Быховского районов. В эпоху верхнего (позднего) палеолита люди уже бесспорно жили на территории Беларуси. В каменном веке люди жили в экстремальных условиях, когда для выживания приходилось прикладывать неимоверные усилия, причем средняя продолжительность жизни составляла 20 лет. Непосредственное влияние на существование человеческих коллективов оказывали климатические условия, среди которых особое место занимали оледенения, в результате наступления которых люди вынуждены были покидать уже освоенные регионы или даже гибли.
Древнейшие обитатели Беларуси занимались загонной охотой на крупных животных: мамонта, пещерного медведя, шерстистого носорога. Животных использовали в пищу, кости служили для изготовления орудий труда и амулетов-украшений, использовались для возведения жилищ и топлива, шкуры животных применялись при сооружении жилищ и в качестве одежды. Другим занятием было собирательство: в пищу употреблялось все, что было съедобно: дикорастущие плоды, корни и листья, насекомые и т.д. Достаточно рано человек научился ловить рыбу. Хозяйство велось коллективно: только соединенными усилиями человеческий коллектив мог противостоять мощным животным, неблагоприятным природным факторам. Существованию человека способствовали каменные орудия труда: остроконечники, резцы, скребки, ручные рубила. Камень обрабатывался с помощью других камней, костей, рога. Человек использовал разнообразные технические приемы обработки: обивку, скол, ударную и отжимную ретушь, пиление, сверление и т.д. Медленно, но неуклонно шел процесс совершенствования техники и технологии обработки орудий труда, что вело к созданию более совершенных и производительных орудий труда. Применялись также орудия труда из дерева, кости и рога. Возле г.п. Красносельский Волковысского района исследован уникальный комплекс: шахты по добыче кремня и мастерские по изготовлению из него орудий труда (шахты разрабатывались в конце неолита — бронзовом веке).
Постепенно человек накапливал опыт, совершал многочисленные открытия: знакомился с полезными свойствами огня, а затем и способом его искусственного получения, осваивал домостроение и изготовление одежды, изобретал комбинированные орудия труда (топор, луки стрелы), учился изготовлять из глины посуду и т.д.
Накопленные знания подвели человека к освоению производящих типов хозяйства: земледелия и скотоводства, которые появились на территории Беларуси в конце неолита. Первые поля обрабатывали деревянными палками и мотыгами, возделывали ячмень и другие злаки. Первым прирученным животным была собака, затем — крупный и мелкий рогатый скот, свинья и лошадь. Новые производящие виды хозяйства сосуществовали с традиционной охотой, собирательством и рыбной ловлей; комплексная система хозяйствования ослабила зависимость человека от природы, способствовала быстрому росту численности населения.
Распространение производящего хозяйства происходило в бронзовом веке Беларусь находится вдали от регионов, где добывали компоненты для бронзы, поэтому здесь по-прежнему преобладали каменные орудия; местное бронзолитейное дело возникло в первой половине II тыс. до н.э.
С хозяйственной деятельностью человеческих коллективов связан генезис общества, эволюция брачно-семейных отношений. Древнейшим объединением являлась праобщина: человеческое стадо, совместно занимающееся производственной деятельностью и регулирующее распределение результатов труда.
В верхнем палеолите функционировала раннеродовая община. Род состоял из женщин-родственниц, их потомков и пришлых мужей-мужчин из другого рода. Члены рода имели право и обязанность вступать в брак с членами другого рода (групповой брак), счет родства велся по материнской линии. В семье и обществе исключительное место занимала женщина: равноправный участник трудовой деятельности, продолжательница рода, хранительница семейного очага и т.д. Это был период так называемого матриархата. В конце неолита — бронзовом веке, с появлением и становлением производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин-воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.
С древних времен и до середины I тысячелетия н.э. на территории северной и срёдней Беларуси жили балтские лета-литовские ("восточно-литовские") племена. Что касается юга и юго-востока Беларуси, то, как предполагают ученые, весьма вероятно, эта территория входила в зону раннего расселения славян.
В первых столетиях н.э., под натиском готов, которые пришли со Скандинавии и высадились около устья Вислы, славяне начали свою миграцию на восток. С бассейна Вислы они перешли в бассейн Припяти и достигли Днепра. В результате "великого переселения народов" славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали предками современных югославянских народов — болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое раньше угнетали византийские рабовладельцы. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западными и южными славянами выделилась третья группа — восточные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев.
О том, как и когда расселялись славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэтому, как уже говорилось ранее, до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, различные гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в "Повести временных лет", ученые черпают из археологических источников.
Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными этническими группами Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V-VII в. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы и Дуная на запад и юг) или, точнее, ее локального варианта — культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI-VII в. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славянам.
Но основную территорию Беларуси и соседних регионов в V-VIII в. заселяли другие племена, которые оставили после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие — славянской, или называют "своеобразной балта-славянской культурой". Происходит это оттого, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской.
В целом, для разрешения вопроса формирования отдельного этноса необходимо применять специальные этнографические материалы.
Термин «Белоруссия» тесно связан с термином «белорусы» - именем народа, проживающего в этом крае. Возникновение Белоруссии как этнической территории является существенной частью белорусского этногенеза, то есть процесса формирования белорусского народа.
Невозможно научно исследовать возникновение Белоруссии, не исследовав ряда проблем по белорусского этногенезу, не ответив на вопросы: «Кто был предками белорусов»; «Когда белорусы сформировались как народ - этнос»; «Как и в каких условиях развивался этот процесс, когда, по каким причинам, что этому способствовало, на какой территории» - перечень вопросов представляется неограниченным. Однако фундаментальным вопросом, требующим первоочередного разрешения является вопрос о понятии и происхождении этноса.
Одной из самых распространенных теорий о происхождении белорусов является теория субстратного происхождения. Сторонником этой теории является известный российский археолог В. Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина — основа, подкладка) понимается этнокультурное наследие балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточнославянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.
Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые, вероятно, подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровьи, но за балтами осталось правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.
Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составили основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в УІІІ-ІХ вв. сложились этнично близкие между собой племенные союзы-кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. Он компактно располагался в Верхнем Поднепровье, Подвиньи, Понеманьи. В его формировании приняли участие представители некоторых других этнических образований, среди которых ятвяги и некоторые другие балтоязычные племена.
Границы белорусского этноса, который складывался на протяжении веков, приблизительно в полтора раза превышают территорию современной Беларуси.
Предки восточных славян, которые расселились в Припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена — дреговичи, кривичи, радимичи — предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне — предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей — предков современных русских.
Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени — древлянам и кривичам. Признавая, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи и, в меньшей степени, волыняне, и что общая территория их расселения превышала границы современной Беларуси, они считают, что нет оснований утверждать, что превышение это было в 1,5 раза. Далее указывается, что как часть волынян (большинство которых участвовало в этногенезе украинцев) приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей — в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.
Что же касается формирования белорусского этноса, то следует сказать, что основные признаки формирования белорусского этноса прошли сложные этапы в своем развитии.
Белорусский язык возник в результате смешения северных-подвинско-днепровских и южных – поприпятьских элементов разговорной речи восточнославянского населения. Характерные Черты старобелорусского языка, или правильнее говорить старорусского, закрепляются и в письменных памятниках 15-16 веков.
Таким образом, в 15-16 веках в северной части поприпятьского (полесского) района, центральном регионе и южной зоне подвинско-днепровского региона оформилась система нового, восточнославянского языка, который получил название «белорусский». Это значит возникла одна из важнейших черт белорусского этноса.
В период формирования белорусской народности развились и укрепились особенные для ее этнической территории черты материальной и духовной культуры.
Этническое самосознание, являющееся одним их главных показателей консолидации народа – осознание людьми принадлежности к своему народу, его отличительность. На территории Беларуси оно возникло, прежде всего, в окружении прогрессивно настроенных граждан, шляхты, духовенства. Известно, что национальное самосознание белорусов в дальнейшем подвергалось деформации под воздействием сначала полянизаторских, а затем русификаторских тенденций. Одновременно с самосознанием складывалось умонастроение народа, его психология, то есть белорусский менталитет.
Таким образом, время становления белорусского этноса приходится на 13-18 века.
Через ряд сложных этапов в своей эволюции этногенез белорусов в 19 веке, особенно в его последние десятилетия и начале 20 века, значительно ускорился и вышел на стадию формирования нации. Несмотря на неблагоприятные государственно-политические условия, специфическую этносоциальную ситуацию, формирование белорусской нации в начале 20 века в целом завершилось.

2. Основные периоды формирования белорусского этноса

Накопленные исследователями материалы показывают, что первые этнические общности на землях Беларуси сложились в глубокой древности и были представлены родоплеменными образованиями, оставившими после себя ряд археологических культур с типичными для них признаками. Выделяют три этапа развития белорусов:
1. Древнейший (доиндоевропейский). Начинается с заселения людьми Белоруссии и до 3-2 тыс. д.н.э. Древнейшие стоянки людей – Юравичи (около Мозыря), Бердыш(около Чечерска) 23-26 т.д.н.э.
Обледенения: Наровское – 600 т.д.н.э. (покрыло всю Белоруссию). Березенское – 480 т.д.н.э. (покрыло всю Белорусь кроме Гомельщины). Днепровское – 32 т.д.н.э. (всю Белоруссию). Сожское – 220 т.д.н.э. (дошло до реки Сож). Поазёрское – 95 т.д.н.э. ( все кроме юго-восточной Белоруссии). Около 12 т. л. назад ледник стал отступать 10-6 т.д.н.э. (период мезолита). Люди интенсивно заселяют Белоруссию по 3-м направлениям: Юго-восток, Юг(с Украины, средняя Белоруссия), Западная Европа(западная часть Белоруссии). 5-3 т.д.н.э. Неолит(новый каменный век) – людей стало больше. Всё это – древнейшие люди.
Ряд археологических культур был обнаружен уже в финальном палеолите и мезолите, и есть основания считать, что их оставили племена, относившиеся к разным этническим группам. Этнически неоднородным было население белорусских земель и в неолите. В то время здесь обитали племена так называемой гребенчатой керамики, причём в археологических культурах мезолита и неолита, несмотря на определённые отличия, видна преемственность, а это значит, что резкой смены населения на территории Беларуси на протяжении каменного века не происходило, оно оставалось автохтонным. Однако дать подробную и точную характеристику этнических общностей, сформировавшихся на белорусских землях в условиях каменного века, не представляется возможным. Прежде всего, потому, что нерешённым остаётся вопрос, каким языком они пользовались. Исключения составляют лишь общности, связанные с культурой типичной ямочно-гребенчатой керамики, выделенной в северо-восточных районах Беларуси. И представляли племена финно-угорского происхождения, проникшие сюда во второй половине ΙΙΙ тыс. до н.э. из средних территорий. Нахождение древних финно-угров в пределах территории Беларуси подтверждают различные источники, а также антропологические данные, свидетельствующие о наличии у населения данного региона монголоидных черт.
2. Балтский 3-2 т.д.н.э. и до середины 1 т.н.э. Появление индоевропейцев (арийцев). Прародина территория малой средней Азии (граница Армении и Турции). Развитые племена (металлургия, животноводство, земледелие, колесо, близко подошли к созданию государства). В 4 т.д.н.э. расселяются: 1-я волна на восток (таджики, курды, пуштуны, индийцы), 2-я волна на запад 3 т.д.н.э. (славяне, скифы, германцы, балты, кельты, италики). Прародина балтов – среднее течение Днепра (Киев). В 3-2 т.д.н.э. пошли на Беларусь и Прибалтику. Западные балты – Калининград (прусы), восточные балты – литовцы, латыши, Днепровские балты – Беларусь. Важные изменения в развитии этнических процессов происходили в конце каменного века – начале века металлов на рубеже ΙΙΙ – ΙΙ тыс. до н.э. Этот рубеж следует особо выделить, ибо на белорусских землях стали расселяться племена индоевропейского происхождения. Они заняли огромную территорию Центральной и Восточной Европы, и в результате их взаимодействия с местным населением здесь сложились новые этносы, в частности, германцы, балты и славяне. При этом первыми на белорусских землях оказались балты (предки современных литовцев, латышей). Есть основания считать, что балтской была уже средневековая культура бронзового века, сформировавшаяся на местном доиндоевропейском субстрате. Белорусский историк Э. Загорульский рассматривает Среднее Поднепровье в качестве начальной области формирования балтов, из которой они постепенно подвинулись и в другие районы. Анализ источников показывает, что именно балты принесли индоевропейскую культуру на белорусские земли и составили основной этнический массив населения, проживавшего здесь не только в бронзовом, но и раннем железном веке (середине Ι тыс. до н.э.)
3. Славянский. Середина 1 т.н.э. и по настоящее время.
Новые этнические изменения на белорусских землях были связаны с расселением здесь славян, их восточной ветви. Практически никто не отрицает этот факт, что славяне – народ индоевропейского происхождения. Правда, по вопросу о механизме разделения индоевропейцев и образование славян высказывались различные мнения. Так некоторыми археологами была предложена схема, что первоначально из индоевропейцев (северной группы) выделились балты, а позже на основе одной из западнобалтских групп образовались славяне, то есть славяне являются более молодым этносом, чем германцы и даже балты. Но данная точка зрения не стала общепризнанной. Как отмечает Э. Загорульский, «наиболее предпочтительной, логичной и не имеющей серьёзных контраргументов представляется схема, по которой распад северной группы индоевропейцев сопровождался одновременным формированием в разных местах и на разных этнических субстратах германцев, балтов и славян ». Спорным остается вопрос и о прародине славян. Тем не менее большинство современных ученых видят ее в Европе и помещают на север от Карпат в район бассейнов рек Эльбы, Одера, Вислы, Верхнего Поднестровья и прилегающих областей. Именно здесь выделена археологическая культура шаровидных амфор, хронологически и генетически связанная с истоками славян. Надо заметить, что отдельные памятники этой культуры обнаружены и в Белорусском Понеманье, а также в верховьях Припяти и Среднем Поднепровье. В дальнейшем сложились археологические культуры, носителями которых были уже славяне.
На расселение славян, как и других индоевропейских племен, большое влияние оказали миграционные процессы, вызванные изменениями в общественном развитии, ростом населения, его плотности, давлением со стороны других этносов. Особенно активизировались они во время второго «великого переселения народов», которое началось в II–III веках н.э. с похода германского племенного объединения готов. В результате славяне довольно быстро продвинулись на новые земли, достигнув Балканского полуострова, а также многих районов Средней и Юго-Восточной Европы, о чем свидетельствуют памятники пражской археологической культуры. При этом не исключается, что тогда же стали складываться местные особенности материальной и духовной культуры ранних славян и начался их распад на три группы – западную, южную и восточную. Происхождение белорусов, как мы увидим, будет непосредственно связано с восточными славянами.
Таким образом, в истории Беларуси следует выделить отдельный большой период, который хронологически охватывает каменный, бронзовый и ранний железный века. Это было время возникновения на белорусских землях древних этносов и расселения индоевропейских племен, из которых сформировались балты, занимавшие большую часть территории Беларуси, и славяне, находившиеся в южных районах.

3. Восточные славяне – основное население Беларуси

Славяне – большая группа племен, предков современных славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевропейской семье.
Первые достоверные и обстоятельные сведения о славянах, в частности о славянах на Восточно-Европейской равнине, в сочинениях древних авторов, относятся к VI-VII столетиям н.э., ко времени грандиозного наступления, предпринятого славянством на Балканские провинции Византийской империи. В этот период славяне занимали в Европе обширные пространства. Они являлись далеко не первобытными раздробленными племенами, а могучей и зрелой для того времени политической и военной силой, приступившей к созданию своих первых государств и уверенно взявшей в свои руки дальнейшую историческую судьбу Восточной Европы.
Восточные славяне — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках.
Язык восточных славян - предков русских, украинцев и белорусов - долгое время (до XIII в.) был единым. Но со временем он видоизменился. Уже в древнерусском языке имелись десятки тысяч слов, но к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч. Новые слова либо образовались из общеславянских, либо являлись переосмыслением старых, либо были заимствованы.
Что касается внешнего облика восточных славян, то по описаниям древних историков, они были бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, свойственную северному климату, они сносили голод и всякую нужду. Славяне удивляли греков своей неутомимостью и быстротой. Они мало заботились о своей наружности, считая, что главной красотой мужчин является крепость тела, сила в руках и легкость в движениях. Греки хвалили славян за стройность, высокий рост и мужественное приятное лицо. Это описание славян и антов оставили византийские писатели-историки Прокопий Кесарийский и Маврикий, знавшие их еще в VI веке.
К XVII веку на основе восточнославянской общности сформировались (в порядке убывания численности): русский, украинский, белорусский народы.
В VIII–IX вв. на территории Беларуси сложилось несколько объединений восточных славян. Кривичи-полочане расселились по течению Западной Двины. Существует литературная гипотеза, что их название могло образоваться от слова «кровные», что означает «близкие по крови». Кривичи возникли в результате славянизации балтов – смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, которые жили между Припятью и Двиной. Распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» – болото, так как в древности территория Припятского Полесья была заболочена. Соседями дреговичей были радимичи, которые поселились на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и до X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название «древнерусская народность».
Основными занятиями населения Беларуси в IX–XII вв. были земледелие и животноводство. При подсечно-огневом типе земледелия вырубали лес, сжигали пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, который оставался после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с обрубленными сучьями. При переходе к пашенному типу земледелия начали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными наконечниками. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Второстепенную роль играли охота, рыболовство, бортничество – сбор меда лесных пчел.
Переход от родовой к соседской (сельской) общине был связан с переходом от подсечно-огневого к пашенному земледелию. Теперь обрабатывать землю с помощью сохи и рала, и собирать урожай можно было силами одной небольшой семьи. Люди получили возможность отдельными семьями. В поисках удобной для земледелия и плодородной земли родичи из одной семьи начали оставлять укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения. Население в поселениях входило в соседские (сельские) общины. Самостоятельные крестьянские семьи составляли соседскую общину, называвшуюся у славян «вервь». Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежавший каждому члену общины.
В IX-XII вв. у восточных славян зарождался феодальный хозяйственный уклад – способ ведения хозяйства. Он был связан с возникновением имущественного неравенства среди крестьян-общинников и расслоением их на бедных и богатых. Земля, ранее находившаяся во владении сельской общины, постепенно переходила в частную собственность общинников. Происходил насильственный захват земли родоплеменной знатью и превращение свободных общинников в зависимых крестьян.
Крупные землевладельцы захватывали общинные земли и превращали их в свою собственность – феод, который мог отдаваться в пользование дружинникам (воинам) феодала на время службы у него.
Феодал (князь) – владелец определенного количества местных земель – вместе со своей дружиной (войском) собирал с подвластного населения дань – натуральный налог продуктами, который назывался полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай. Дружинники князя (их еще называли боярами) могли получить от него прими на кормление – право сбора доходов с определенной территории.
В IХ-XII вв. идет процесс возникновения городов. Причинами этого стали: отделение ремесла от земледелия; сосредоточение ремесленников в местах, приближенных к источникам необходимого для их занятий сырья; развитие обмена продуктов земледелия на вещи, которые изготовляли ремесленники.
Города возникали как центры ремесел и торговли в тех местах, где ими было удобно заниматься, – на пересечениях рек и дорог. Некоторые города получили названия от рек, на которых они были основаны, например Полоцк – от реки Полоты, Витебск – от реки Витьбы. Немаловажную роль в возникновении городов играла необходимость обороны от врага. Поэтому города строились на естественных природных укреплениях – возвышенностях и холмах.
Всего в средневековых письменных источниках называется более 30 городов на территории Беларуси.
Город состоял из нескольких частей. Центр города, укрепленный валами, рвами, степами, назывался детинцем. Поселение ремесленников и торговцев, которое формировалось около укрепленного центра, называлось посадом. Обычно около детинца на берегу реки размешался рынок, или торг.
Наиболее распространенными ремеслами в городах были кузнецкое – изготовление металлических орудий труда, оружия; гончарство – изготовление глиняной посуды; кожевничество – обработка кожи; бондарство – изготовление бочек; прядение и ткачество - изготовление одежды.
Важную роль в городах играла торговля. По территории Беларуси проходил средневековый торговый водным путь «из варяг в греки», который соединял Балтийское (Варяжское) и Черное (Русское) моря через реки Западная Двина и Днепр. Между этими реками в районе современных Орши и Витебска были налажены сухопутные пути сообщения – волоки, по которым суда перетягивали по земле, подкладывая под них бревна.
Самым древним белорусским городом является Полоцк. Он впервые упоминается в летописи под 862 г.
Государство восточных славян, получившее политико-географическое название Русь, возникло в IX-X вв.
В IX-X вв. киевские князья постепенно подчиняли себе восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе военно-служилая знать – дружина киевских князей. Формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X в. Структура государства оформилась при князе Владимире. С формированием древнерусской государственности было тесно связано и принятие христианства, ставшее крупнейшим событием политической и культурной жизни Руси. Сам акт принятия христианства Владимиром был связан с перипетиями политических взаимоотношений Руси и Византии.
Дата крещения Руси – 988-990 гг., точная хронология остается предметом дискуссий .Новая религия стала распространяться по всей Руси частью мирно, а кое-где, например, в Новгороде, и в результате кровавых столкновений. Православное духовенство на Руси было на первых порах греческим .Богослужебные и иные книги поступали в основном из Болгарии, которая стала христианской страной на столетие раньше.
Принятие христианства не только оказало влияние на внутреннюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его международных связей.
Таким образом, у восточных славян сформировалось устойчивое христианское государство - Киевская Русь, бывшее крупнейшей державой Восточной Европы.

Заключение

Таким образом, в результате изучения темы «Формирование белорусского этноса» был рассмотрен процесс заселения белорусских земель и формирования этнических сообществ, раскрыты основные периоды этнической истории Беларуси, представлено описание восточных славян как основного населения Беларуси.
В реферате были проанализированы исторические аспекты происхождения белорусов, также мы разобрались в самом содержании этногенеза белорусов, тех тенденциях, которые определяли его развитие.

Список литературы

1. Я.К. Новік пад. рэд. Я.К.Новіка, Г.С.Марцуля. - 2-е выд. Гісторыя Беларусі:Падручнік у 2-х частках. Ч. 1. Ад старажытных часоў - па люты 1917 г. Мн., Выш. шк., 2007
2. Хрестоматия по истории Беларуси: учеб. пособие. В 2 ч. – Ч. 1 С древнейших времён до 1917 г. / сост.: Я.И. Трещенок и др.; под науч. ред. К.М. Бондаренко. Минск: Изд. центр БГУ, 2008.
3. Предыстория беларусов с древнейших времен до XIII века / Составл., перевод, научное редактир. А. Е. Тараса. Минск: Харвест, 2010.
4. Седов В. В. Археология и проблема формирования белорусов // Этногенез белорусов. Тезисы докладов на научной конференции по проблеме «Этногенез белорусов». Мн., 1973.
5. Чернявский М. М. Иллюстрированная история Древней Беларуси. Мн.: Нар. Асвета, 1997.
Категория: История Беларуси | Добавил: vitaut80
Просмотров: 8778 | Загрузок: 7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]